И исследовательские программы
Организация научно-исследовательской деятельности в каждой стране имеет особенности, обусловленные историей.
К концу XX в. во всех странах мира психологические разработки ведутся, как правило, в специализированных исследовательских институтах, лабораториях, которые могут входить в различные организационные структуры и иметь разное финансирование и статус, оставаясь, однако, психологическими как по направлению работ, так и по квалификации сотрудников.
Постсоветская Россия унаследовала от СССР структуру научно-исследовательских учреждений, включающую академические НИИ и лаборатории, исследовательские учреждения в структуре «ведомственной» науки и научно-исследовательские подразделения высших учебных заведений. Существовала также система научно-исследовательских договорных работ, осуществляемых сотрудниками вузов по заказам госучреждений и предприятий (на сегодняшний день она практически разрушена).
Старейшим психологическим научно-исследовательским учреждением страны является Психологический институт Российской академии образования, основанный в 1914 г. на средства выдающегося русского промышленника и мецената С.И. Щукина. На протяжении 80 лет институт неоднократно менял свое название и ведомственную принадлежность, но оставался центром фундаментальных исследований. В Психологическом институте РАО (ПИ РАО) работает свыше 240 сотрудников. ПИ РАО — это 30 лабораторий и исследо-
1.4. Научные организации и исследовательские программы
вательских групп, объединенных в следующие отделы: 1) «Философская и культурно-историческая психология», 2) «Возрастная психология развития», 3) «Педагогическая психология», 4) «Психология личности», 5) «Общая психология», 6) «Практическая психология». При институте организован Международный психологический колледж. Директор Психологического института РАО — академик РАО В.В. Рубцов. В состав Российской академии образования входит Отделение психологии и возрастной психологии (академик-секретарь А.В. Петровский). Сегодня в учреждениях РАО работает наиболее многочисленный «отряд» отечественных психологов.
Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррек-ционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.
Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психология реабилитации личности, психология жизненного самоопределения, психология развития и т. д.
В системе образования существует множество психологических исследовательских учреждений, в частности Научно-методический центр «Диагностика, адаптация, развитие» им. Л.С. Выготского и Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца при Комитете образования г. Москвы. За пределами Москвы в Институте образования взрослых РАО (Санкт-Петербург), Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (Томск) и многих других учреждениях организованы психологические лаборатории.
Крупнейшим научно-исследовательским психологическим учреждением в России является Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН),
организованный в 1971 г. по инициативе Б.Ф. Ломова (первый директор института). В организации ИП РАН приняли участие такие выдающиеся ученые, как АН. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.В. Шорохова, В.Д. Небы-лицын, В.А. Пономаренко, П.К.Анохин, А.И. Берг, В.В. Паренс, Б.Н. Петров и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С.Л. Рубинштейном.
Сегодня в ИП РАН работает около 230 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в следующих основных направлениях: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, социальная психология, когнитивная психология психология труда и инженерная психология, психофизиология и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действует Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психология». Директор Института психологии РАН — член-корреспондент РАН А.В. Бру-шлинский.
В системе Российской академии наук существует еще ряд научных психологических подразделений, в частности сектор социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН.
Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге (директор — профессор Б.Л. Кабанов).
Психологические исследовательские лаборатории и группы имеются в институтах Российской академии медицинских наук, в частности в Научном центре психического здоровья.
Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
очередь — Международный научный фонд и его многочисленные ответвления («Культурная инициатива», «Открытое общество», «Центрально-Европейский университет» и пр-). Например, в структуре Российского гуманитарного научного фонда; существует отдел, занимающийся проблемами комплексного изучения человека. Из 8 основных дисциплин (филология, история, экономика, философия, психология и педагогика, политология и право, социология, искусствоведение) психология занимает среднее положение!в рейтинге по числу поддержанных фантов (табл. 1). РГНФ и RSS: сравнительная структура распределения грантов (данные по Москве)- |
Сравнительный рейтинг дисциплин по числу присужденных грантов (данные по России за 1994 г,) |
МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики; и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.
Издавна мощнейшим научным психо-лфгическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших университетов: Московского государственного университета (МГУ), Московского государственного педагогического университета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Ярославского государственного университета (ЯрГУ), Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню.
Рейтинг | Средний | |||||||
Название дисциплины | 1993г. | ,1994 г, | 1995 г. | дисциплины | ||||
RSS | РГНФ | RSjS | РГНФ | RSS, | РГНФ | RSS | РГНФ | |
Филология | 3=4=5 | 2=3 | ||||||
История | 6=7=8 | ,1 | ||||||
Экономика | 2 . | 3=4 | 3=4 | |||||
Философия | 6=7=8 | 3=4 | 3=4 | |||||
Психология | 6=7=8 | 4=5 | ||||||
и педагогика | ||||||||
Политология | 3=4=5 | 2=3 | - | •6-.- | ||||
и право | ||||||||
Социология | ||||||||
Искусство- | 3=4-5 | 4=5 | ||||||
ведение |
Примечание.Название и группировки дисциплин приведены по: классификации, принятой в РГНФ, Дисциплины перечислены по уровню среднего ранга РГНФ. RSS — Центрально-Европейский университет. |
Традиционный список ведут щих психологических научных учреждений России («большая пятерка») составляют Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Психоневрологический ИНСТИТУТ ИМ: B.JVL Бехтерева и факультеты психологии МГУ и СПб ГУ. На их долю приходится большая часть научного «продукта» российской психологии. Эти центры имеют наибольшее число научных договоров, а сотрудники получают большую часть грантов, финансируемых научными фондами РГНФ, РФФИ, «Культурная инициатива»^ «Фонд Форда» и т.д.
Название дисциплины* | РГНО> | RSS | ГуШни-таРии** | ФульбРайт | АЙРЁКС | АСПРЯЛ |
Филология | , 1 | '1 | 2=3:.. ;• | • -• 1 :, ! | ||
История | 3=4=5=6 | |||||
Экономика | 5, | . | 3, | 3=4=5=6 | ||
Философия | 4 | 4' | 3=4 | - | ^=4=5=6; | |
Психология | 8 | ':5 | - | '2 ' | ||
и педагогика | ||||||
Политология | , 6 | - | - | 2=3 | ||
и право | ||||||
Социология | - | - | - | 3=4=5=6 | ||
Искусство- | - | - | ||||
ведение |
К сожалению, экономическое положение науки в России и дезинтеграция исследовательских связей являются серьезной, причиной, не позволяющей реализовать научно-исследовательские психологические проекты национального масштаба. Однако кадровый и организационный потенциал для этого еще существует.
'Дисциплины перечислены по рейтингу РГНФ. * "Конкурс проводился только по гуманитарным дисциплинам. |
Новой для России организационно-финансовой формой поддержки психологической научной деятельности являются научные фонды. К их числу относятся уже упоминавшиеся РГНФ и РФФИ, а также иностранные фонды, финансирующие исследования российских ученых, в первую
1.5. Психологические ассоциации
По числу поддержанных грантов лидируют психологи факультета психологии МГУ, Психологического института РАО и Института психологии РАН г. Москвы (табл; 2). Это отнюдь не свидетельствует о том, что в других университетских городах России нет выдающихся исследователей и крупных коллективов. Объяснение простое: Москва обладает наибольшим количеством научных учреждений и кадров.
Подводя итог, можно сказать, что сегодня в России (так же как и за рубежом) психология является самостоятельной, достаточно институализированной наукой, располагающей системой научных центров и высококвалифицированными кадрами исследователей.