Докторские программы
Степень д-ра философии (Ph.D)лучше всего отображает характер и цель докторской работы. Это высшая ученая степень, присуждаемая за исследовательскую деятельность. Изначально ею отмечался оригинальный вклад в науку. Чтобы удовлетворить потребности профессиональных областей, для к-рых не подходила степень д-ра философии, в ун-тах были введены докторские программы по мн. др. специальностям, таким как, напр., экономика управления (D.B.A.), образование (Ed.D.), психология (Psy.D.), соц. работа (D.S.W.).
Различия между докторскими программами отражают осн. расхождения в требованиях к учеб. плану, касающихся качества и объема изучаемого материала, исследовательской и/или практ. деятельности. Однако в нек-рых случаях эти различия яв-ся минимальными либо вообще отсутствуют.
Относительно новым явлением в П. о. во второй половине XX в. стало последокторское (postdoctoral)образование. По существу, оно позволяет обладателям докторской степени продолжить свое обучение и, возможно, проводить исслед. по широкому спектру дисциплин. Мн. ун-ты, а тж ин-ты и орг-ции предлагают последокторские научные стажировки (fellowships), программы и интернатуры, в рамках к-рых можно проводить предметные исслед. и участвовать в специализированной практике уже после получения докторской степени.
Существует ряд профессиональных орг-ций, чья деятельность прямо направлена на развитие П.о.
См. также Последипломная подготовка в области психологии
Л. В. Парадайз
Последовательные методы (sequential methods)
П. м. — это квазиэкспериментальные планы исслед. в области психологии развития и др. наук о развитии, предназначенные для нейтрализации потенциальных смешений при изучении явлений, связанных с измерениями (dimensions)хронологического возраста, времени и поколений (когорт).
Традиционные планы в психологии развития
В традиционных психол. исслед. развития, включающих переменную возраста, использовались либо поперечные (поперечных срезов), либо продольные (лонгитюдные) подходы. Оба они отягощены проблемами внутренней валидности, ограничивающими выводы, к-рые могут быть извлечены из исслед., проведенных по таким планам. Когда индивидуумы сравниваются с собой или с другими на различных стадиях возрастного развития, должны учитываться 3 параметра: хронологический возраст (А) наблюдаемого индивидуума, возрастная когорта (С) этого индивидуума (дата вхождения в среду), и время (Т)измерения наблюдаемого индивидуума. Традиционные планы исслед. развития смешивают эти параметры.
Поперечный подход (сравнение возрастов) использует выборки людей разных возрастов и сравнивает их показатели по изучаемой зависимой переменной, опираясь на допущение, что выборки сопоставимы между собой в отношении предыдущей жизненной истории и всех др. переменных за исключением возраста. Люди, входящие в возрастные группы, измеряемые в один и тот же момент времени, но различающиеся между собой по возрасту, должны по определению рождаться в различные моменты времени. Поэтому поперечные исслед. смешивают эффекты хронологического возраста и когорты. Считается, что когда сравнения охватывают широкий спектр возрастов, результирующие различия с большей степенью отражают вариацию когорт (поколений), чем влияния хронологического возраста. Т. о., поперечные исслед. подходят для определения возрастных различий в отдельный ист. отрезок времени, обеспечивая информ. для принятия текущих политических решений, а исслед. ограниченного спектра возрастов у детей или стариков могут обеспечивать предварительную оценку возрастных изменений в ситуации слабовыраженного влияния эффектов когорт.
В отличие от поперечного подхода, целью классического продольного плана яв-ся изучение развития одних и тех же индивидуумов. Как таковой, этот план представляет собой временную серию, состоящую из начального претеста, последующего вмешательства (тех событий в развитии, к-рые происходят с течением времени) и посттеста, к-рая применяется к одним и тем же индивидуумам. Если используется более чем один временной интервал, тогда имеет место последовательность перемежающихся воздействий (событий продолжающегося естественного развития) и посттестов. Продольный план обычно применяется к одной группе участников исслед., имеющих примерно одинаковый хронологический возраст на момент проведения претеста и, следовательно, относящихся к одной возрастной когорте.
Нек-рые из угроз внутренней валидности, перечисленных Кэмпбеллом и Стэнли, могут служить вероятными альтернативными объяснениями тех наблюдаемых поведенческих изменений (или их отсутствия), к-рые приписываются возрасту в исслед., использующих эти традиционные планы. В продольном исслед. с единственной когортой должны смешиваться эффекты времени измерения (периода) и возраста, и присутствие эффектов периода в зависимой переменной будет нарушать внутреннюю валидность оценок возрастных эффектов. Эти эффекты периода могут либо имитировать, либо подавлять связанные с развитием изменения, происходящие в течение конкретного возрастного промежутка, в зависимости от того, ковариируют ли эффекты времени измерения и возраста положительно или отрицательно.
Продольный план с единственной когортой не позволяет непосредственно контролировать или оценивать величину др. угроз внутренней валидности. Напр. для ограничения угрозы инструментальной погрешности обычно предпринимаются специальные шаги, позволяющие обеспечить, насколько это возможно, неизменность измерительных процедур на протяжении всего исслед. Эффекты статистической регрессии минимизируют временами путем использования по меньшей мере двух, или даже более, повторных измерений. Тем не менее, если др. контрольные выборки не привлекаются для этой конкретной цели, продольные исслед. с единственной когортой не могут обойти эффектов тестирования и отсева в эксперим. группе. Продольные исслед. с единственной когортой сыграли необходимую и полезную роль на ранних этапах становления наук о развитии. Иногда продольный план с единственной когортой может быть наилучшим подходом в обеспечении предварительными данными по развивающимся функциям, к-рые могут в дальнейшем воспроизводиться в исслед. на др. когортах и в др. ситуациях измерения. Исслед. с единственной когортой могут тж быть полезными в приложениях, таких как определение типологий паттернов развития в специфической изучаемой популяции.