Раздел III: влияние на субъективное
Освоение материала в этом разделе по всем главам идет одинаково. Естественно, для каждой используются разные схемы наблрдения:
5.1 Параллелирование темы. 6.1 Параллелирование чувств. 7.1 Параллелирование рамок. 8.1 Параллелирование локуса.
Поищите возможность использовать каждую схему в разных условиях, для разговоров, которые бы сильно различались. Целенаправленное подслушивание, записи разговоров и проигрывание ролей предоставят вам такую возможность.
Упражнения
А. Вернитесь к эпизодам 2.8 (с. 55-56) и 3.6 (с. 70-71). Просмотрите их, используя схемы наблюдения (одну за раз) и отмечая ответы психотерапевта и клиента разны-
268 Приложение
ми цветами на одном бланке. Эпизод 2.8 представляет психотерапевта, поддерживающего исследование себя клиентом. Эпизод 3.6, наоборот, показывает, как психотерапевт бросает вызов сопротивлению клиента, его реакции на вмешательство. Оцените, как различие во взаимодействии отражается на процессе параллелирования.
B. В отрывках интервью из этих глав помечены все четыре формы параллелирования. Выберите несколько и разметьте самостоятельно; а потом сравните ваши суждения с авторскими, как показано в III части приложения. Не ждите, что мы всегда будем полностью согласны, но отмечайте тенденцию любого последовательного расхождения.
C. С другом проведите короткий отрывок интервью, в котором попытайтесь дать столько ответов в одном типе параллелирования, сколько будет возможно (например, все ответы «отклонение», или акцентирование исключительно чувств, или расширение рамок, или сосредоточение внимания на вас). В работе это редко бывает желательным, но интересно попытаться и увидеть, как это повлияет на вашего партнера.
Глава 9: Соотношение объективации и субъективного
Попросите друга позволить вам записать короткий отрывок разговора с ним. Пообещайте (и выполните свое обещание), что все, что будет сказано, останется между вами. Затем запишите ответы на один из следующих вопросов, который будет задан так, как я сейчас описываю.
Когда начнется запись, скажите своему другу, что вы собираетесь задать один-единственный вопрос, но отвечать на этот вопрос он должен до тех пор, пока не ответит на него полностью. Также объясните, что вы хотите продолжать разговор минимум пять минут, и попросите его набраться терпения и продержаться все это время.
Когда станет ясно, что ваш товарищ понял, что вы от него хотите, задавайте свой вопрос. После этого вам нужно делать две и только эти две вещи:
• Когда ваш друг сделает паузу, просто скажите ему или ей спасибо и задайте свой вопрос снова.
• Ограничьте свои реакции первой октавой межличностного давления (слушанием). Еще раз взгляните на рис. 4.2 (с. 80), чтобы еще раз проверить пределы своей активности.
Продолжайте разговор, по крайней мере, пять минут по часам. Если ваш друг захочет остановиться раньше, постарайтесь уговорить его продолжать до тех пор, пока не закончится время.
Для каждого человека выберите только один вопрос. Задавая вопрос, сделайте так, как здесь описано. Когда вы будете его произносить, не надо делать никаких специальных ударений, менять интонацию или ваш обычный темп речи. Обычный, непосредственный разговорный тон — вот что вам нужно. (Суть в том, чтобы сделать «стимул» нейтральным, чтобы ваш товарищ мог сделать с ним все, что ему захочется.)
«Кто ты?»
«Куда ты идешь?»
«Чего ты хочешь?»
Приложение 269
Если есть возможность, желательно повторить эксперимент еще с одним или несколькими друзьями (из тех, кто не слышал предыдущего интервью). Вы можете использовать тот же вопрос или другой, если хотите.
Изучение результатов. Используя схему наблюдения 9.1 и записи разговоров, поместите каждый из пяти первых ответов вашего товарища в один из отделов шкалы объективации/субъективности. Затем забегите вперед, примерно на середину интервью, и оцените еще пять ответов. Наконец, сделайте то же самое с пятью последними ответами, перед окончанием беседы. Конечно, вы можете использовать больше пяти ответов в каждой точке, — чем больше ответов вы оцените, тем больше у вас будет материала для работы.
• Какую тенденцию можно увидеть, по мере продвижения по шкале?
• Были ли точки, в которых работа углублялась, а затем снова становилась более поверхностной?
• Что казалось особенно полезным для углубления взаимодействия?
• Что мешало углубиться?
• Как этот опыт воздействовал на вашего друга эмоционально?
• Как это воздействовало на вас?
• Как это повлияло на ваши чувства друг к другу?
Глава 11: Забота: источник силы и направляющий фактор
Это — возможность заняться направленным исследованием собственной субъективности. Совершенно не обязательно показывать результаты этих упражнений кому бы то ни было, и я бы рекомендовал, чтобы сейчас вы этого не делали. Таким образом, вы можете искренне принять это приглашение быть совершенно открытыми.
Ниже вы найдете серию вопросов. Если возможно, используйте магнитофон, если нет, — запишите свои ответы на эти вопросы. Отвечайте настолько полно и подробно, насколько необходимо, чтобы действительно выразить ваши мысли и чувства. Если же вы предложите обобщенное утверждение, постарайтесь дополнить его одним-дву-мя примерами.
Будет лучше, если вы не станете заглядывать вперед, в предложения по анализу ваших ответов, до тех пор, пока не закончите отвечать на вопросы. Если вы не можете удержаться, это не разрушит упражнение совсем, но, возможно, даст вам меньше информации о вас самих. (Конечно, если вы не можете сдержаться, это тоже может вам кое о чем рассказать.)
Организация условий. Когда вы соберетесь делать это упражнение, было бы неплохо освободить примерно час времени, когда вас не будут беспокоить и прерывать. Затем сядьте поудобнее. Несколько минут потратьте на то, чтобы, по возможности, сосредоточиться, оставить на время все другие дела. Затем начинайте с первого вопроса и работайте дальше.
1. Каким вы кажетесь тем, кто знает вас достаточно хорошо? (Но не вашим близким друзьям и родным.)
270 Приложение
2. Довольны ли вы тем, как идет сейчас ваша жизнь?
3. Что вы откладываете на потом? Что вы собираетесь сделать в будущем, из того, что вы должны или могли бы сделать сейчас?
А. Какова ваша самая сокровенная фантазия относительно себя самого?
5. Если все будет идти хорошо, как бы вы хотели, чтобы ваша жизнь изменилась через пять лет?
6. Как долго вы стараетесь стать психотерапевтом И как долго, по-вашему, вам необходимо будет вкладываться в это в будущем?
7. Какая ситуация могла бы заставить вас серьезно задуматься о том, чтобы убить кого-нибудь?
8. Как вам кажется, что является наиболее вероятным невротическим элементом вашей натуры?
9. Если бы у вас начался психоз (вы сошли бы с ума), как вы думаете, какую форму он бы принял?
10. Если бы у вас была возможность произвести только одно изменение в природе всех человеческих существ, что бы это было? (Избегайте чрезмерных обобщений; держитесь чего-нибудь простого и непосредственного.)
Изучение результатов. Когда у вас выйдет время или вы закончите отвечать (отведите себе достаточно времени, чтобы поработать как следует), отложите эти вопросы, по крайней мере, на 24 часа. Надо подойти к ним со свежим взглядом.
Теперь прочитайте каждый вопрос и свой ответ на него. Держите поблизости блокнот или диктофон. Поразмышляйте над тем, что вы сказали. Может быть, сейчас вы хотели бы что-то сказать иначе? Удивили ли вас некоторые ответы? Смутили? Были особенно приятны?
Теперь вернитесь к четырем аспектам заботы психотерапевта: потребности, видению, присутствию и сензитивности. Если бы эти ответы исходили от вашего клиента, смогли бы вы почувствовать свою заботу по поводу этого клиента в полной мере? Если бы вы были клиентом и это были ответы вашего психотерапевта, что бы вы чувствовали к нему или к ней?
Наконец, вы можете захотеть взглянуть на свои ответы с точки зрения заботы клиента. Насколько ваши ответы демонстрируют мобилизованную и фокусированную заботу клиента? Способны ли вы показать самому себе любую свою боль? (У нас у всех она есть, так что не вините себя за это.) Как у вас насчет надежды на себя? Вы действительно готовы взять на себя ответственность за свои проявления? Или вы считаете, что все это появилось лишь благодаря вопросам, или мне, или еще чему-то; или вы, все же, смотрите еще и внутрь себя?
Заметьте: если вы сделали это упражнение серьезно и пришли к некоторым проблемам, вы оказали себе и своим клиентам настоящую услугу. Если вы легко перепрыгнули его — что ж....
Глава 12: Интенциональность и воодушевленность
Еще одно интроспективное упражнение. Пока вы его будете делать, вы можете обнаружить черты сходства, между тем, что вы делали, отвечая на вопросы упражнения в главе 11, и тем материалом, с которым вы будете иметь дело сейчас. Это вполне приемлемо и даже приветствуется. Извлеките пользу из этих связей, так как они указывают на важные процессы в вас самих.
Приложение 271
Цели упражнения. Многие считают, что хорошо знают свои собственные намерения и что только внешние обстоятельства могут помешать надлежащим образом актуализировать большинство наших побуждений. В некотором смысле, это, скорее всего, верно, но верно и то, что действительно беспристрастное исследование наших собственных внутренних поисков часто выявляет способы, которыми мы блокируем себя. Это упражнение показывает, как можно взглянуть на это изнутри, но не имеет никакой магической силы. То, что вы получите в результате, будет непосредственным следствием того, что вы вложили туда от себя, ваших искренних надежд и страхов, предвидений и опасений. Помните о лозунге пользователей компьютеров — «мусор на входе — мусор и на выходе».
Сбор информации. В процессе сбора информации о ваших интенциях вам нужно пройти три ступени. Делайте каждый шаг спонтанно и в обстоятельствах, которые дают вам максимум возможностей без помех работать глубоко внутри себя. Сейчас вы узнаете, что это такое и не нужно больше инструкций.
1. Вспомните свою прошлую неделю и подумайте, как вы использовали эти 168 часов. Используйте ту самую прошлую неделю, которая была, а не гипотетическую «лучшую», «наиболее типичную» или какую-нибудь другую неделю. Если хотите, вы можете сделать и так, но нам нужно то, что вы действительно делали. Распределите эти 168 часов между всеми вашими делами.
2. А теперь вообразите себе идеальную жизнь, точно такой, какую вы хотели бы, если бы все ваши мечты разом стали реальностью. Разделите 168 часов недели этой идеальной жизни.
3. Наконец, — как можно более реалистично, — подумайте о том, что бы вы хотели сделать в следующем году. Что вы надеетесь сделать, испытать или существенно изменить за год, начиная с сегодняшнего дня?
Когда вы напишите свои ответы на эти три вопроса, отложите их, по крайней мере, на 24 часа. Дайте им возможность отстояться.
Изучение информации. Прочитайте свой ответ на третий вопрос — ваши реальные надежды на следующий год. Попытайтесь отыскать и записать от пяти до десяти совершенно ясных, конкретных целей, которые вы ставите в своей жизни.
Затем просмотрите последовательность интенциональности (табл. 12.1 на с. 219) и решите, в какой точке этой последовательности расположена каждая интенция, которую вы определили. Наверное, самым удобным для вас будет, если вы сгруппируете их так, чтобы интенции были подписаны под каждым шагом — «желание, хотение, воля, действие, актуализация».
Теперь взгляните на эти группы и поразмышляйте об их отношении к «воротам», которые нужно пройти ради актуализации этих целей (см. табл. 12.2 на с. 221). Есть ли сходства в том, что вам необходимо сделать? Можно ли найти способ усилить одни интенции с помощью других? Может быть, какие-либо интенции находятся в конфликте? Какую помощь могло бы оказать выделение приоритетных интенций?
Теперь вернемся к вашей реальной неделе (первый вопрос): прямо взглянув на неприглядное зрелище того, как в действительности идет ваша жизнь, оцените pea-
Приложение
листичность размещения ваших интенций по группам? Серьезно ли вы отнеслись к реальному ограничивающему воздействию ворот? Какие перестановки обозначились в общем распределении ваших ресурсов (времени, денег, эмоций, энергии)?
Наконец, взгляните, на вашу идеальную неделю (второй вопрос): она может стать источником обновления энергии и укрепления надежды, который вы можете открыть для себя. Сфантазированный идеал — это не что-то поверхностное, легковесное; это ваше соприкосновение с более глубокими ресурсами внутри вас. Если вы найдете способ пробиться к нему, вы сможете укрепить ваши реальные интенции и мало-помалу действительно актуализировать желаемое будущее.
СХЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ
Эти схемы действуют, как специфические линзы, помогая увидеть обычно незаметные детали и расширить возможности для развития мастерства. Научиться использовать их очень просто. Нужно только иметь в виду несколько моментов:
• Буква «П» обозначает вас, психотерапевта, или интервьюера, того, кто стремится развить свое мастерство.
• Буква «Д» обозначает другого человека, с которым ведется разговор, пациента или клиента, или интервьюируемого, или друга, который позволил использовать себя для выполнения задания.
• Многие схемы содержат сетку, чтобы можно было потом проследить наблюдения, сделанные на протяжении всей беседы. Когда это происходит именно так (это отражено на образце), каждая вертикальная линия соответствует реплике. Проставьте в рядах отметки, отражающие природу каждой реплики.
СЛУШАНИЕ | √ | √ | √ | √ | √ | √ | √ | ||||||||
РУКОВОДСТВО | √ | √ | √ | √ | |||||||||||
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ | √ | √ | √ | ||||||||||||
ТРЕБОВАНИЕ | √ | ||||||||||||||
Ключевые слова |
Некоторые схемы построены немного по-другому, но каждая содержит инструкцию, в которой объясняется, что нужно сделать. Место для ключевых слов используется для определенных слов, по которым можно определить, в какой момент разговора сделана запись.
Схема наблюдения 2.1: невербальная коммуникация
Вам следует наблюдать и за П, и за Д: поза, жесты, выражения лица, движения, даже тон голоса и скорость речи — короче, все, кроме слов и их значений. Посмотрите, что вы можете узнать об общении, которое возникло между этими двумя людьми — или о том, что мешает их искреннему общению.
Приложение
Ниже дано несколько вопросов, которые могут подсказать, за чем стоит наблюдать. Не ограничивайтесь ими, используйте собственную сензитивность и интуицию.
1. Последовательность движений или интеракций (например, когда один наклонялся вперед, другой тоже обычно наклонялся или, наоборот, отшатывался?).
2. Какие невербальные каналы в основном использовал каждый (например, руки, позу, изменения скорости речи)?
3. Была ли какая-нибудь тенденция у кого-либо (или у обоих) из собеседников (например, к другому, от него, сохранение неподвижности)?
4. Насколько вербальная коммуникация каждого собеседника соответствовала невербальной?
5. Если бы вы видели только беззвучную запись этого разговора, что бы вы могли о нем сказать?
©James F.T. Bugental, 1978
Схема наблюдения 2.2: уровень присутствия
Ответьте на следующие вопросы, сверяясь с соответствующим бланком.
1. Было ли то, что говорил П, ясным и понятным для Д?
Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___
2. Как вам кажется, П понимал то, что пытался сказать Д?
Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___
3. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____
4. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____
5. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.____Интимн.___
6. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.____Крит.____Интимн.___
7. Как вам кажется, был ли Д действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___
Был блокирован своей ролью__
8. Как вам кажется, был ли П действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.____Не очень__
Был блокирован своей ролью__
9. Как вам кажется, хотел ли Д раскрыться, выразить себя?
В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___
Был блокирован своей ролью__
274 Приложение
10. Как вам кажется, хотел ли П раскрыться, выразить себя? В осн.___До некот. ст.___По-разн.____Не очень___
Был блокирован своей ролью _
11. Испытывал ли Д желание выйти из разговора?
Часто___Время от времени____Иногда____Редко___Никогда__
12. Если Д испытывал желание выйти из разговора, П замечал это? Немедленно__
Замечал потом____Не похоже____Не могу сказать__
13. Если на 10-й вопрос ответ утвердительный, как П реагировал на это?
Предпринимал эффективные действия_____Была какая-то помощь____
Очевидно, игнорировал это_____Менял тему_____Тщетно пытался помочь_______
Другие______________________________________________
14. Каков был основной эмоциональный тон разговора? Просмотрите следующие примеры и используйте из них столько, сколько подходит к вашему случаю: Дружеский____Неровный, но неплохой___Легкий_____Напряженный_____Холодный_____С высоким уровнем контроля___С ощущением неловкости___Слишком
бойкий и гладкий____С ощущением дезорганизованности____П следовало лучше
слушать___Другие______________________________________________________■
©James F. Т. Bugental, 1980
Схема наблюдения 3.1: исследование субъективного
Каждый раз, когда П или Д что-нибудь говорят, отмечайте птичкой, на что, в основном, было направлено высказывание: на объективное (О), субъективное (С) или на то и другое сразу (О-С) (иногда такое бывает). Если неясно, на что, поставьте в клеточке (?).
П Д
О | О-С | с | ? | Ключевые слова | О | О-С | С | ? | ||
Пд
* | О | О-С | с | ? | Ключевые слова | О | О-С | с | ? | |
©James F. Т. Bugental, 1982, с. 290
Приложение ___ ____ 275
Схема наблюдения 3.2: ответственность за ход интервью
Отметьте ответы, наилучшим образом описывающие способы, которыми П побуждает Д принять ответственность за продвижение в интервью или препятствует этому. Вы можете пометить больше одного, только поставьте двойной знак перед теми способами, которые использовались наиболее часто.
П побуждал Д принять ответственность посредством:
_____использования выжидательных пауз в соответствующие моменты.
_____использования прямого структурирования ситуации, обращенного к Д.
_____обращения, в основном, к слушанию и ведению.
_____невербального выражения ожидаемого отношения.
_____использования, в основном, широких вопросов.
_____частого использования параллельных и развивающих реплик.
_____(другое, поясните)_____________________________
(другое)_____________________________________________
(другое)_____________________________________________
П мешал Д принять ответственность посредством:
_____демонстрации нетерпения.
_____частых перебиваний Д.
_____частой смены тем.
_____использования множества узких фокусированных вопросов.
_____ведя себя бесстрастно, не реагируя на Д.
_____демонстрируя отвлеченность или занятость собственными мыслями.
_____слушая недостаточно заинтересованно
_____(другое, поясните)___________________________
(другое)_____________________________________________
(другое)_____________________________________________
Какие у вас есть предложения или наблюдения, которые могли бы помочь П повысить его/ее способность вовлекать Д в активные и ответственные действия?
©James F.T. Bugental, 1982
Схема наблюдения 3.3: распределение времени
Записывайте, сколько времени использует каждый говорящий. Используйте часы или считайте про себя («Один, двадцать один, два, двадцать один, три ... и т. д.). Образец на иллюстрации.
©James F.T. Bugental, 1980
Приложение
Схема наблюдения 4.1: межличностное давление
Понаблюдайте за одним из партнеров (не за двумя сразу), чтобы зафиксировать, какой уровень межличностного давления использует этот человек. Запишите, кого вы наблюдали:
Психотерапевт________________Клиент____________
Время от времени записывайте ключевые слова, чтобы определить, в какой момент разговора сделаны ваши пометки.
СЛУШАНИЕ | |||||||||||||||
PУКОВОДСТВО | |||||||||||||||
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ | |||||||||||||||
ТРЕБОВАНИЕ | |||||||||||||||
Ключевые слова |
©James F.T. Bugental, 1981
Схема наблюдения 5.1: параллелирование темы
Решите, за кем вы будете наблюдать. Последовательно отмечайте в таблице степень соответствия каждого его ответа предыдущей реплике второго партнера. Время от времени записывайте одно-два ключевых слова, чтобы отметить момент разговора, который вы оцениваете.
Наблюдаемые: П__________Д____________Оба
ПАРАЛЛЕЛЬ | |||||||||||||||
РАЗВИТИЕ | |||||||||||||||
ОТКЛОНЕНИЕ | |||||||||||||||
СМЕНА | |||||||||||||||
Ключевые слова |
©James F.T. Bugemal, 1982
Приложение 277
Схема наблюдения 6.1: параллелирование чувств
Решите, за кем вы будете наблюдать. Последовательно отмечайте в таблице, насколько акцент на мыслях или чувствах в каждом его высказывании соответствует акценту на мыслях или чувствах, сделанному в предыдущей реплике второго партнера. Время от времени записывайте одно-два ключевых слова, чтобы отметить момент разговора, который вы оцениваете.
Наблюдаемые: П___________Д_____________Оба
АКЦЕНТ НА ЧУВСТВАХ | |||||||||||||||
ПАРАЛЛЕЛЬ | |||||||||||||||
АКЦЕНТ НА МЫСЛЯХ | |||||||||||||||
НЕУВЕРЕН | |||||||||||||||
Ключевые слова |
©James F.T. Bugental, 1975
Схема наблюдения 7.1: параллелирование рамок
Решите, за кем вы будете наблюдать. Последовательно отмечайте в таблице степень соответствия уровня обобщенности каждого его ответа уровню обобщенности предыдущей реплики второго партнера (насколько первый расширяет или сужает уровень абстракции высказывания второго). Время от времени записывайте одно-два ключевых слова, чтобы отметить момент разговора, который вы оцениваете.
Наблюдаемые: П___________Д_____________Оба
РАСШИРЕНИЕ (ШИРОКОУГОЛЬНИК) ПАРАЛЛЕЛЬ СУЖЕНИЕ (ТЕЛЕФОТО) НЕУВЕРЕН Ключевые слова | |||||||||||||||
©James F.T. Bugental, 1981
278 Приложение
Схема наблюдения 8.1: параллелирование локуса
Решите, за кем вы будете наблюдать. Последовательно отмечайте в таблице, насколько ваш подопечный был в своем высказывании сосредоточен на том же самом локусе внимания (из четырех), на котором был сосредоточен второй партнер в предыдущей реплике. Время от времени записывайте одно-два ключевых слова, чтобы отметить момент разговора, который вы оцениваете.
Наблюдаемые: П___________Д_____________Оба
ПАЦИЕНТ ИНТРАПСИХИЧЕСКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПАЦИЕНТ/ДРУГИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПАЦИЕНТ/ ПСИХОТЕРАПЕВТ ПСИХОТЕРАПЕВТ Ключевые слова | |||||||||||||||
©James F.T. Bugental, 1986
Приложение 279
Схема наблюдения 9.1: от объективации к субъективности
Поместите каждый ответ в соответствующую графу (см. табл. 9.1 на с. 148). Внешне реплика может не соответствовать этим названиям, используйте внутренний смысл. Если подходящими кажутся вам сразу несколько групп, выбирайте среди них среднюю. На каждые несколько ответов записывайте ключевые слова, чтобы отметить момент интервью.
ОБЪЕКТИВИРУЮЩИЕ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К СУБЪЕКТИВНОСТИ ВОСНОВНОМ СУБЪЕКТИВНЫЕ Ключевые слова | |||||||||||||||
©James F.T. Bugental, 1981
ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Глава 4: практика межличностного давления, упражнение А
П: О чем вы сейчас думаете?
К: Я думаю о том, что я должен сейчас сказать.
[Составьте восемь ответов психотерапевта между обозначенными ниже пунктами «1» и «10». Распределите их равномерно на шкале интенсивности межличностного давления.]
1. Мх-гмм. (Мягко, внимательно.)
2. Вы не уверены, о чем вы хотите говорить, а?
3. Ну, просто расскажите мне, что для вас сейчас самое важное.
4. Назовите мне несколько тем, которые у вас сейчас на уме.
5. Расскажите мне, как вы ощущаете эту неуверенность.
6. Вы осознаете, насколько вам нужно отдалиться от себя, чтобы сформулировать такое суждение?
7. То, что вы пытаетесь заранее спланировать, о чем вы будете говорить, не дает вам быть с тем, о чем вы рассказываете.
8. Вы боитесь того, куда вас могут увести ваши мысли, и поэтому вы стараетесь очень осторожно выбирать тему. Я думаю, пришло время рискнуть и подойти к чему-то неприятному. Как вам кажется?
Приложение
9. Вы снова делаете из себя объект. Как будто вы — герой рассказа, который сами пишете. Сейчас, делая это, вы теряете свою жизнь. 10. Очень важно, что вы рассказали о том, что с вами в данный момент происходит. Если бы вы этого не сделали, то в нашем разговоре не было бы никакого толка. Теперь перейдем к делу.
Ниже поставьте римские номера, чтобы отметить октаву шкалы межличностного давления, которую представляет каждый ответ.
#2 I #3 I #4 II #5 II #6 III #7 III #8 IV #9 IV
Насколько хорошо вы рассчитали изменение давления? По два ответа на каждую октаву?
Глава 4: практика межличностного давления, упражнение В
П. Вы сейчас чувствуете сильную боль и гнев.
К. Да. Ощущение такое, будто это уже слишком, и я боюсь, что не смогу это вынести. [Составьте девять возможных ответов психотерапевта, которые бы располагались на шкале межличностного давления между двумя ответами, помещенными ниже.]
1. Ммммм. (С симпатией.)
2. Вы чувствуете, что ваши боль и гнев могут оказаться слишком сильными.
3. Как вы сейчас ощущаете эту угрозу в своем, теле?
А. Могли бы вы дать мне возможность быть с вами сейчас, когда вы встретились с этими пугающими чувствами?
5. Вам не нужно проходить через все это сразу. Вы можете делать постепенно, по одному шагу за раз.
6. Каждый раз, когда мы добираемся до этих чувств, у вас возникает этот страх, что вы вот-вот окажетесь перегружены. Несмотря на то что вы избегаете обращаться к ним, ваши чувства все время возвращаются.
7. Хотя боль и гнев пугают вас, они всего лишь часть вас самого. Все ваши и мои силы будут здесь с вами, чтобы помочь вам справиться с ними.
8. Вот опять вы хотите уйти от своих собственных чувств и опять вы откладываете то, к чему, как мы оба знаем, вам когда-нибудь придется обратиться. Вам необходимо понять, что они не собираются уходить.
9. Не обманывайте себя, Бен, это ваши чувства и они будут приходить до тех пор, пока вы к ним не обратитесь. Я с вами, но не могу сделать это за вас. Пришло время позаботиться о себе и сделать эту работу.
10.. Конечно, это страшно. Со мной тоже так было, но сейчас пришел ваш черед прямо взглянуть на свои чувства. Лучшего момента не представится.
11. У вас действительно нет выбора. Это такая штука, с которой каждый из нас должен встретиться и вынужден что-то делать с ней. Если вы попытаетесь избежать этого, то будет только еще больше боли и надолго; так что дерзайте. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы быть с вами.
#2 I #3 II #4 II #5 III #6 III #7 III #8 IV #9 IV #10 IV
Приложение
Часть III: Влияние на субъективное: описание использованных видов параллелирования
Замечание. Эти оценки степени параллелирования в ответах психотерапевта и клиента сделаны с учетом внутренних выводов относительно невербального сопровождения того, что было сказано. Если вы оцените такие же ответы как-то по-другому, то, возможно, вы видели это по-своему. Отметьте различия, постарайтесь понять их, но учтите, что вы можете быть так же «правы», как и я.
Эпизод 5.3 (с.106 -108)
Параллелирование
Реплике | темы | чувств | рамок | локуса |
П-1 | Параллель | Параллель | Параллель | Параллель |
К-2 | Развитие | Акцент на идее | Сужение | Клиент/другие |
П-2 | Параллель | Параллель | Параллель | Кл иент/психотер. |
К-3 | Развитие | Параллель | Сужение | Клиент/другие |
П-3 | Параллель | Параллель | Параллель | Параллель |
К-4 | отклонение | Акцент на чувствах | Расширение | Клиент/другие |
П-4 | отклонение | Параллель | Параллель | Параллель |
К-5 | смена | Акцент на чувствах | Сужение | Интрапсихический |
П-5 | Параллель | Акцент на чувствах | Параллель | Параллель |
К-6 | Отклонение | Акцент на чувствах | Расширение | Параллель |
П-6 | Развитие | Акцент на идеях | Параллель | Параллель |
К-7 | Отклонение | Акцент на идеях | Сужение | Клиент/другие |
П-7 | Параллель | Параллель | Параллель | Параллель |
К-8 | Смена | Акцент на чувствах | Расширение | Интрапсихический |
П-8 | Параллель | Параллель | Параллель | Параллель |
К-9 | Отклонение | Акцент на идеях | Сужение | Клиент/психотер. |
П-9 | Параллель | Параллель | Параллель | Параллель |
К-10 | Отклонение | Параллель | Параллель | Психотерапевт |
П-10 | Отклонение | Параллель | Расширение | Интрапсихический |
К-11 | Развитие | Параллель | Параллель | Параллель |
П-11 | Параллель | Параллель | Параллель | Параллель |
К-12 | Отклонение | Акцент на чувствах | Сужение | Клиент/психотер. |
П-12 | Развитие | Параллель | Параллель | Интрапсихический |
К-13 | Отклонение | Акцент на чувствах | Расширение | Клиент/психотер. |
П-13 | Отклонение | Акцент на идеях | Сужение | Клиент/психотер. |
К-14 | Развитие | Параллель | Сужение | Клиент/другие |
П-14 | Отклонение | Акцент на идеях | Сужение | Клиент/другие |
К-15 | Смена | Акцент на идеях | Расширение | Клиент/психотер. |
П-15 | Смена | Акцент на чувствах | Сужение | Параллель |
К-16 | Развитие | Акцент на чувствах | Сужение | Параллель |
Приложение | ||||
П-16 | Параллель | Акцент на идеях | Параллель | Параллель |
К-17 | Параллель | Акцент на чувствах | Параллель | Параллель |
П-17 | Параллель | Параллель | Расширение | Параллель |
К-18 | Параллель | Акцент на чувствах | Сужение | Параллель |
П-18 | Развитие | Акцент на идеях | Расширение | Параллель |
К-19 | Отклонение | Акцепт на чувствах | Сужение | Психотерапевт |
П-19 | Отклонение | Акцент на идеях | Сужение | Интрапсихический |
К-20 | Отклонение | Акцент на чувствах | Расширение | Клиент/психотер. |
П-20 | Отклонение | Акцент на идеях | Расширение | Клиент/другие |
К-21 | Параллель | Акцент на чувствах | Параллель | Параллель |
П-21 | Развитие | Акцент на чувствах | Сужение | Интрапсихический |
К-22 | Развитие | Параллель | Параллель | Клиент/психотер. |
П-22 | Отклонение | Чувство | Расширение | Интрапсихический |
К-23 | Параллель | Акцент на идеях | Параллель | Параллель |
П-23 | Отклонение | Акцент на чувствах | Расширение | Клиент/другие |
К-24 | Параллель | Параллель | Параллель | Параллель |
Эпизод 7.2 (с. 125-126)
Параллелирование | ||||
Реплика | темы | чувств | рамок | локуса |
К-1 | Развитие | Параллель | Сужение | Клиент/психотер. |
П-2 | Отклонение | Акцент на чувствах | Параллель | Параллель |
К-2 | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Клиент/другие |
П-3 | Отклонение | Акцент на чувствах | Параллель | Интрапсихический |
к-з | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Клиент/другие |
П-4 | Развитие | Акцент на чувствах | Расширение | Клиент/психотер. |
К-4 | Развитие | Акцент на идеях | Параллель | Клиент/другие |
П-5 | Развитие | Акцент на идеях | Расширение | Параллель |
К-5 | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Параллель |
П-6 | Отклонение | Акцент на идеях | Расширение | Параллель |
К-6 | Развитие | Акцент на чувствах | Сужение | Интрапсихический |
П-7 | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Параллель |
К-7 | Параллель | Параллель | Расширение | Параллель |
П-8 | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Клиент/психотер. |
К-8 . | Развитие | Акцент на чувствах | Параллель | Клиент/другие |
П-9 | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Параллель |
К-9 | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Интрапсихический |
П-10 | Развитие | Параллель | Параллель | Клиент/другие |
К-10 | Развитие | Акцент на чувствах | Параллель | Интрапсихический |
П-11 | Развитие | Акцент на идеях | Сужение | Параллель |
Приложение _____283
К-11 | Развитие | Акцент на идеях | Параллель | Параллель |
П-12 | Параллель | Параллель | Сужение | Параллель |
К-12 | Развитие | Акцент на идеях | Параллель | Параллель |
П-13 | Развитие | Параллель | Сужение | Клиент/психотер. |
К-13 | Отклонение | Параллель | Расширение | Параллель |
П-14 | Отклонение | Акцент на чувствах | Сужение | Интрапсихический |
К-14 | Развитие | Акцент на чувствах | Параллель | Параллель |
ЛИТЕРАТУРА
Andrade, E.N. (1954). Sir Isaac Newton. New York: Anchor.
Bridges, W. E. (1980). Transitions: Making sense of life's changes. Reading, MA: Addison-Wesley.
Bugental, E. K. & Bugental, J. F. T. (1984). Dispiritedness: A new perspective on a familiar state. Journal of Humanistic Psychology, 24, 49-67.
Bugental, J. F. T. (1948). An investigation of the relationship of the conceptual matrix to the self-concept. Unpublished doctoral dissertation, Ohio State University. (Also: Abstracts of Doctoral Dissertations, Ohio State University Press, 1949,57, 27-33.)
Bugental, J. F. T. (1952). A method for assessing self and not-self attitudes during the therapeutic series. Journal of Consulting Psychology, 16,435-439.
Bugental, J. F. T. (1953). Explicit analysis of topical concurrence in diagnostic interviewing. Journal of Clinical Psychology, 9, 3-6.
Bugental, J. F. T. (1954). Explicit analysis: A design for the study and improvement of psychological interviewing. Educational and Psychological Measurement, 14, 552-565.
Bugental, J. F. T. (1965). The First Invitational Conference on Humanistic Psychology: Introduction.Journal of Humanistic Psychology, 5 (2), 180-181.
Bugental, J. F. T. (1967a). Commitment and the psychotherapist. Existential Psychiatry, 4, 13-23.
Bugental, J. F. T. (1967b). Existential non-being and the need for inspiriting in psychotherapy. In P. Koestenbaum (Ed.), Proceedings of the San Jose State College Conference on Existential Philosophy and Psychotherapy. San Jose, CA: San Jose State College.
Bugental, J. F. T. (1968a). The humanistic ethic: The individual in psychotherapy as a societal change agent.Journal of Humanistic Psychology, 7,11-25.
Bugental, J. F. T. (1968b). Psychotherapy as a source of the therapist's own authenticity and inauthenticity. Voices, 4,13-23.
Bugental, J. F. T. (1975/76). Toward a subjective psychology: Tribute to Charlotte Buhler. Interpersonal Development, 6,48-61.
Bugental, J. F. T. (1976). The search for existential identity: Patient-therapist dialogues in humanistic psychotherapy. San Francisco: Jossey-Bass.
Bugental, J. F. T. (1978). Psychotherapy andprocess: The fundamentals of an existential-humanistic approach. Reading, MA: Addison-Wesley.
Bugental, J. F. T. (1980a). The far side of despair. Journal of Humanistic Psychology, 20, 49-68.
Bugental, J. F. T. (1980b). Talking: The fundamentals of humanistic professional communication. Santa Rosa, CA: Author.
BugentalJ. F. T. (1981). The search for authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy (Enlarged edition). New York: Irvington.
BugentalJ. F. T. (1983a). The forbidden topic. In P. S. Rappoport, Value for value psychotherapy: The economic and therapeutic barter (pp. v-viii). New York: Praeger.
Bugental, J. F. T. (1983b). The one absolute necessity in psychotherapy. The Script, 13(8), 1-2.
Литература 285
Bugental, J. F. Т. (1985). Seek a wild god. AHP Perspective, March, p. 8.
Bugental, J. F. T. (1986). Existential-humanistic psychotherapy. In I. L. Kutash & A. Wolf (Eds.), Psychotherapist's casebook (pp. 222-236). San Francisco: Jossey-Bass.
Bugental, J. F. T. & Bugental, E. K. (1984). A fate worse than death: The fear of changing. Psychotherapy, 21, 543-549.
Delaney, G. M. V. (1979). Living your dreams. San Francisco: Harper & Row.
Emerson, W. (1985, July). Infant birth re facilitating. Paper presented at the Pre- and Post-Natal Psychology Association, San Diego.
Emerson, W. (1986, August). Infant psychotherapy. Paper read at a meeting of the International Primal Association, Elmer, NT.
Farber, L. H. (1966). The way of the will: Essays toward a psychology and psycho-pathology of will. New York: Basic Books.
Fierman, L. B. (Ed.) (1965). Effective psychotherapy: The contributions of Hell-muth Kaiser. New York: Free Press.
Freud, S. (1916/17). Introductory Lectures on Psychoanalysis, Part III. General Theory of the Neuroses. Lecture XIX: Resistance and Repression. In The Complete Psychological Works ofSigmund Freud, Vol. 15. New York: Norton.
Friedman, M. (1985). The healing dialogue in psychotherapy. New York: Aronson.
Fromm, E. (1941). Escape from freedom. New York: Rinehart.
Fromm, E. (1959). Value, psychology, and human existence. In A. Ff. Maslow (Ed.), New knowledge in human values. New York: Harper & Row.
Gendlin, E. T. (1978). Focusing. New York: Everest House.
Goldberg, P. (1983). The intuitive edge: Understanding and developing intuition. Los Angeles: Tarcher.
Jones, E. (1953). The life and work of Sigmund Freud (Vol. 1). New York: Basic Books.
Jourard, S. M. (1963). The role of spirit and «inspiriting» in human wellness. Journal of Existential Psychiatry, 3, 293-306.
Jung, С G. (1968). Analytical psychology: Its theory and practice. New York: Pantheon/ Random House.
Kelly, G A. (1955). The psychology of personal constructs. New York: Norton.
Kelman, H. (1948/63). The process in psychoanalysis: A manual. New York: American Institute of Psychoanalysis.
Laing, R. D. (1970). Knots. New York: Pantheon/Random House.
Mahrer, A. R. (1983). Experiential Psychotherapy: Basic practices. New York: Bruner/ Mazel.
Mahrer, A. R. (1986). Therapeutic experiencing: The process of change. New York: Norton.
May, R. (1969). Love and will. New York: Norton.
May, R. (1977). The meaning of anxiety. (Revised edition). New York: Norton.
Morrison, P. & Morrison, P. and the Office of Charles and Ray Eames. (1982). Powers often: A book about the relative size of things in the universe and the effect of adding another zero. New York: Scientific American Library.
Ortega у Gasset, J. O. (1957). The revolt of the masses. New York: Norton.
Pascale, R. T. & Athos, A. G. (1981). The art of Japanese management: Applications for American executives. New York: Simon & Schuster.
Reich, W. (1949). Character analysis. New York: Orgone Institute Press.
286 Литература
Rogers, С. R. (1942). Counseling and psychotherapy: Newer concepts in practice. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers, C. R. (1965). Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton-Mifflin.
Rogow, A. A. (1970). The psychiatrists. New York: Putnam's Sons.
Rossi, E. L. (1972/1985). Dreams and the growth of personality: Expanding awareness in psychotherapy. (Second edition). New York: Brunner/Mazel.
Saul, L.J. (1958). Technic and practice of psychoanalysis. Philadelphia: Lippincott.
Skinner, B. F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.
Stone, I. (1961). The agony and the ecstasy. New York: Doubleday.
Tillich, P. (1951). Systematic theology. Vol. 1. Chicago: University of Chicago Press.
Tillich, P. (1952). The courage to be. New Haven: Yale University Press.
Tuchman, B. W. (1984). The march of folly: From Troy to Vietnam. New York: Ballantine.
Vaughan, F. E. (1979). Awakening intuition. Garden City, NY: Anchor/Doubleday. Vaughan, F. E. (1985). The inward arc: Healing and wholeness in psychotherapy and spirituality. Boston: New Science Library/Shambhala.
Watts, A. W. (1970). Nature, man and woman. New York: Vintage/Random House.
Welwood, J. (1982). The unfolding of experience: Psychotherapy and beyond. Journal of Humanistic Psychology, 22, 91-104.
Yalom, I. D. (1