Первая стоянка и стапель
Высадились из поезда 14 июля перед мостом через Титовку в 19.00. Комары!
После разведки реки вверх и вниз от ж/д моста бивак разбили на левом берегу Титовки в 300 м от ж/д. Пометка на карте "Подсобное хозяйство" некогда соответствовала авиабазе с развитой инфраструктурой. Места для палаток оказалось предостаточно, дров много, кроме того, много проволоки самой разной. Именно поэтому вместо жердей по диагонали можно было устанавливать проволочные растяжки. К 24.00 большинство катамаранов было на воде. Назавтра решено пройти вверх по реке пешком и на катамаранах. Алексей Мосалов, рыбак и фанат подводного плавания поймал первую рыбку. Форель пахла керосином, как фитиль от керогаза.
2.9.2 Что можно увидеть и узнать в этом месте?
15 июля. С утра переполох - у Паши Полуэктова украли рюкзак. Чтобы не тесниться в палатке, он взял из него только необходимое для сна. Рюкзак завязал и оставил у палатки под тентом. Похититель, судя по следам, спустился от железной дороги.
Дурное дело заразительно, поэтому предупреждаем - здесь воруют! Не соблазняйте правоверных - поставьте лагерь выше по реке, за деревьями. Кстати, здесь растут березы не очень толстые и кривоватые. Для постройки катамаранов найти можно, но незапросто.
В 11.15 два катамарана пошли вверх по реке с целью обкатки молодежи на каменистых перекатах. Первый перекат у железобетонного автомобильного моста на дороге, ведущей на ж/д станцию Титовка. На карте он не указан, а в железе и бетоне существует. Второй перекат с островом указан на карте. Здесь брод. Дороги - тропы уходят на господствующие высоты: на гору Намвара (323 м) и на безымянную высоту у озера Малая Кошка. У брода есть навесной мост на тросах. Видно у авиаторов была потребность в надежной переправе. Течение на реке около 1.3 м/сек, ширина 30 - 40м, дно песчаное или каменистое. Берега заросли березой. Уже в Мурманске удалось узнать, что в верховьях реки до сих пор со времен войны сохранились немецкие бетонированные блиндажи. Здесь о войне напоминает многое.
Жара, духота. Даже купание не освежает. Рыба не ловится. От озера под сопкой Шарровара (249 м) повернули домой в 16-45 и были на месте в 18-45.
Учитывая одуревающую дневную жару 27 - 28 градусов, было решено идти в вечерние и ночные часы, а днем купаться и отдыхать в тени. Мы стартуем в 19-45 . Ниже моста по правому берегу забор из колючей проволоки, вышки.
19 - 15. Первый порожек - перекат. Идем его без разведки. На правом берегу опора бывшего моста. Такое впечатление, что когда-то прошел мощный паводок и разметал все мосты по берегам, а восстанавливать , видемо, нет нужды.
19-35. Второй порожек. Шли правой протокой. По берегу трава, кусты и березы.
20-15. Остров. Левая протока маловодна, но какие там скалы в русле! По высокой воде открывается очень даже интересный проход.Груз обносим по тропе левого берега. Катамараны проходят налегке возле острова по правой протоке. Тесно в шивере среди камней и в многочисленных воротах. Длина острова метров 70, шивера кончается ниже острова метров через 120 мелью на выходе. Это по лоции порог Каменец. Виден переход ЛЭП через реку.
Здесь шивера. Через километр переход ЛЭП 110 кв. Здесь тоже шивера с обилием камней. Нудный сплав через мелкие перекаты, заломчики ... пилежка.
01-45 16 июля. Озеро Лайа. На мысу встречает Павел Колесов и направляет на стоянку. Вдоль берега мель. Дно песчаное. Дежурные приготовили ужин и кормят прибывающих полуночников. Тихо. Безветрие. Спать отошли часа в 3 - светло. Закат играет всеми соцветиями. Костер.
Дежурные кормят в 10.00. Устраняются мелочи на катамаранах. Любознатель-ные исследуют окрестности. Здесь, на мысу, все изрыто траншеями. Найден корпус снаряда, светильник из немецкого снаряда. Компас в траншее указывает на присутствие железа, но делать раскопки не будем - можно же взорваться. Между тем встречный ветер по озеру набрал силу. Решили пообедать и выйти при ослаблении ветра. Ветер гнал волны с барашками, не унимался . Только к 21 часу стало утихать. В 22 часа стартовали. Курс на высоту 249, ибо других ориентиров нет. За 30 минут дошли до мыса на восточном берегу. Здесь у брега выброшен пролет деревянного моста. Метров через 100 на песчаном пляже остатки самолета. Антон с уверенностью профессионала заявил, что это американская "Эркобра" времен войны. В 23-20 пришли в исток Титовки из озера. Провели разведку местности. Обнаружили зимовье в хорошем состоянии. На столбе перед ним вырезано человеческое лицо, сверху надет подшлемник и ржавая каска. Еще одна каска лежала возле него. Морошечные болота, но ягода еще не та.
17 июля. Ночью прошел дождь. Через вентиляционные окошки в палатку попала вода. Пасмурно и ветрено. Стартуем в 11.00. На левом берегу покоится сорванный пролет моста. Прямо наваждение- все существовавшие деревянные мосты оказались на берегу. Остались только железобетонные. Раздольные разливы после зимовья стали превращаться в мелкие каменистые перекаты. После двух перекатов шивера "Вспомни маму". Вначале каждое судно стремилось идти своим путем, но когда возникала нужда в проводке, то возникло желание идти за лидером, умеющим "читать" струю.
Островная шивера находится в районе бывшего моста. На карте его нет, но дороги подходят к реке слева и справа. Место заслуживает внимания и разведки. На правом берегу хаос каменных глыб. На одной сохранился ряж от моста. Идти под самым правым берегом и через центр уходить под левый берег. Река после левого поворота образует полноводный поток, сливается с обливных глыб, требует четкой работы. Ниже остров. Левая протока непроходима, делаем проводку груженых судов по правой протоке. Обнести рюкзаки и пройти налегке это поле чудес было бы лучше. Ниже этой шиверы на правом берегу видна на склоне тропа. Обычно она ведет к зимовью. Разведка показала, что там подходят следы вездехода и большое заросшее кострище. После длиннющей шиверы прельстились стоянкой на левом берегу. По тропе поднялись на закрытую от холодного ветра террасу. С дровами - плохо, да они еще и отсырели, а многие жаждали подсушиться и погреться. Тропа уводила от берега. Там в распадке было небольшое зимовье с печкой. Вместо двери висел брезент. От зимовья уходили старые следы вездехода.
В 16-18 на левом берегу появился скальный выход-лоб. Это шивера А. Из под правого берега вода уходила под левый через хаос разнокалиберных камней. Уклон значителен. Поток разбивается на струи, вскипающие бурунами и бочками. Явно выраженного судового хода нет. Без посадки на камни не пройти. Левый берег - курумник и каменные глыбы. Все суда проходили шиверу с небольшими импровизациями, но в косых воротах под левым берегом многие ударялись о камень справа по ходу. Катамаран Колесова прижало так, что пришлось выскакивать на камень и поднимать катамаран из потока. Напор воды на рюкзаки был столь силен, что фирменный drybag пропустил воду и видеокамера отсырела. К счастью, она заработала на Западной Лице.
На этом же "бойце" был прижат "Скаут" и опрокинут. Так на заурядной шивере пришлось вести спасработы. В дело пошла фирменная "морковка" с толстой веревкой. На левый берег зачалили перевернутую лодку. Затем на "боец" метнули "морковку". Натянули веревку и Татьяна, страхуясь за нее, перешла поток. Саша сделал обвязку. Предлагалось его выдернуть из воды, но он перешел поток, страхуясь веслом, как шестом. Учиться никогда не лишне - УТП!
Ниже река зарывалась в глубокую широкую долину. Мелкие перекаты и крепкий фордевинд украшали нашу жизнь до Титовского озера. Кстати здесь магнитная аномалия +90 градусов. В 22 часа после просмотра Эдика встали на стоянку на берегу озера. Это был самый напряженный, мокрый и холодный ходовой день.
18 июня с 7.00 группа разведчиков отправилась изучать каньон. По описаниям не было ясности, есть ли там тропа, возможен ли обнос и где каньон кончается.
От Эдика шли нижняя и верхняя тропы. Они были весьма неудобны и, видимо, редко посещаемы. Практически везде можно идти на самостраховке, но местами неплохо бы навесить перила. При дожде страховка необходима при спуске ниже Прорыва и у Подушки. Разведка вернулась к завтраку, к 10 часам. Кстати, с высоты каньона хорошо просматривались пороги Эдик и Дубль в обеих протоках Титовки при выходе ее из озера. Увиденный в правой протоке порог Дубль очень неплох. Из-за частокола камней в подпорожье мы его не проходили. По большой воде Эдик упростится, а этот Дубль может стать испытанием на мастерство. Он опаснее из-за резкого перехода первого слива во второй и обилием камней в подпорожье.
На маршруте этот порог 4 категории сложности предстояло пройти, используя все средства для страховки и обеспечения безопасности, оценить технические характеристики судов, сработанность и психологическую готовность экипажей. Был установлен учебный порядок прохождения порога экипажами при обеспечении нижней страховки двумя катамаранами, а "морковками" на верхнем и нижнем сливах. Студенты ревностно отнеслись к приоритету прохождения, но этот вопрос решился в рабочем порядке. Организация прохождения восьми катамаранов и одной лодки "Скаут" было такой.
№№ | №№ судов идут | Капитаны | Суда на ниж-ней страховке | Экипажи на морковках и фото |
Ражев Н.В. | 2, 7, 8 | |||
Злобин А.Д. | 1, 9 | 3, 7, 8 | ||
Сумбаева А.А. | 2, 9 | 4,6, 7 | ||
Гаврилов М.М. | 2, 3 | 5, 6, 1 | ||
Таскаев В.А. | 3, 4 | 1, 2, 9 | ||
Сапожников А.П. | 4, 5 | 1, 2, 9 | ||
Быков А.В. | 5, 6 | 1, 2, 8 | ||
Колесов П.Е. | 6, 7 | 2, 3, 5 | ||
Реут Э.Ф. | 7, 8 | 3, 5, 6 |
При такой организации на нижней страховке всегда был опытный экипаж, а в паре с ним молодежный экипаж (ведущий и ведомый). Все, что проходило по водоскату прибивало к камням левого берега, но катамараны перекрывали все возможные пути самосплава. Тут же был пост страховки с "морковкой".
Один пост с "морковкой" был на входе в порог, у прижима, второй - перед заходом в водоскат. При прохождении экипажа Злобина А.Д. выступ поперечины деревянного каркаса задел стенку в прижиме. Трение было велико. Катамаран прижало к стенке, и морковка с правого берега была очень кстати. Веревкой "морковки" был сделан один виток за поперечину каркаса. Три человека дернули катамаран вдоль стены. Он пошел, а морковку капитан отпусти ,и никаких проблем не было. Повторное прохождение было чистым.
Каждый экипаж должен был простажироваться на каждом посту страховки и в качестве спасателя и в качестве наблюдателя. Перед стартом экипажи наблюдали (кроме первого) действия на входе в порог. Прошедшие порог работали на нижней страховке. Целый день, тренируясь, работали на пороге. Молодежные экипажи проходили по 5 - 6 раз. Лодка "Скаут" одно из прохождений сделала с заходом по центру, через частокол камней. Катамараны перегнали в базовый лагерь, чтобы наутро подойти сюда с грузом и идти к Прорыву. Все убедились в умении маневрировать нв круто падающем потоке.
После работы на пороге была сделана разведка каньона с выходом на господствующие высоты плато. Отсняли панораму с видом на озеро, реку, автотрассу на Печенгу, на выход к реке пограничной полосы и белеющую на далекой сопке станцию космической связи. В лагерь вернулись в три часа ночи. Река и озеро парили, занимался рассвет. Павел Колесов получил подарок - таких пейзажей при тумане и фантастическом розовом освещении мы более не наблюдали.
19 июля. Выход из лагеря назначен на 11 часов. От Эдика груз забросили ниже выходной шиверы. Она с заметным уклоном. Идется по центру и смещением вправо, чтобы ниже острова поймать воду правой протоки. До Прорыва рукой подать. После залива под левым берегом виден створ скал. Чалимся к левому берегу у россыпи крупных камней. Народ устремился на видовую площадку. Николай Ражев штопал матерчатую оболочку своего катамарана - поистерлась на камнях брезентуха.
Рюкзаки отнесли за Прорыв по оленьей тропе, изрядно тяжелой. Заявились идти Гаврилов М.М. и Злобин А.Д. на катамаране, который в прошлом году использовали как четырехместный. Нижнюю страховку организуют экипаж Реута Э.Ф., и "живец" Коруков Николай. Поляков Алексей экипировался для ползания по скалам. Он надел фирменную обвязку, нацепил карабины, привязал репшнуры - показал альпинистскую выучку. Для страховки с берега были использованы основная веревка и морковки.
Как идти Прорыв и сейчас утверждать нельзя - случай совершенно новый, уникальный. Ведь около 20 кубов падают с высоты почти 8 метров в котел с каменными стенами, отполированными высокой водой. Динамика потока - закрутка водяных вихрей во всех измерениях. Отвесное падение воды по центру - ширина языка метра 4, а по краям, от трения о стены срываются пенные валы. Падающая вода образует яму. Бочки, типичной для водоската, нет. Было желание сбросить пустой катамаран Реута Э.Ф. и посмотреть, как он будет себя вести. Эдик категорически возразил. Тогда пустили лодку "Скаут". Она ушла под воду. После долгого исчезновения вылетела в согнутом состоянии. Под водопадом могут быть каверны в скалах и опасная зона между вертикальной стеной, с которой падает струя и ямой при ее падении в нижний бьеф. Было вначале желание пройти правее центра, но там просматривался козырек в стене. Прохождение по центру казалось предпочтительнее, но ни в коем случае не следовало идти левее центра, ибо поток на правом повороте сносит влево.
Сигнал готовности. Идем на разминочный круг по гладкой воде предпорожья.
Заруливаем. Вдруг Ражев машет руками - стоп! Выгребаемся, чтобы зачалиться к камням. Упираемся, а нас медленно сносит. Николай подбежал и удержал. Оказывается фотограф меняет точку съемки. Вторичный сигнал. От левого берега смещаемся на центр на плавном правом повороте. Вот обломок скалы под правым берегом. Миша кричит: "Влево!" , но катамаран не воспринимает гребок. Вот перегиб. Пенный вал справа. Мы пикируем в него. Что-то случилось с судном. Мы в воде и чувствую, как несильно давит в левый бок и на спину - переворачиваемся. Пытаюсь сбросить упоры - держат. Освобождаю из упора носки. Освободился, отталкиваюсь от катамарана. Всплыл. Вижу весло. Пытаюсь подгрестись к нему, но меня затягивает вдоль стены левого берега, а весло уносит из подпорожья. Тащит меня к водяной яме, что под падающей струей струей. Стена рядом. Положил ладони на стену, затормозился. Тянет вдоль стены и несколько вниз. Правой рукой нащупал выступ - ухватился пальцами. Пошарил нагой по стене - нашел уступчик. Потом нашел зацеп и для левой руки, для левой ноги. Посмотрел на подпорожье. Катамаран зияет рваной оболочкой из которой торчит раздутый вкладыш. Миша держится за судно...
Высоко, в контражуре голубизны шляпы и каски зрителей и фотографов. Очень они заинтересованы моим состоянием. Кричу: "Веревку или морковку!". Со смотровой площадки кидают мне основную веревку. Я откидываюсь от стены, не отпуская зацепов. На третий раз веревка упала мне на грудь, и я прижал ее к стене. Надо сделать обвязку, а на конце узел проводника. Одной рукой его развязал, потом сделал то, чему учил сотни людей, грудную обвязку. Наверху непрочь вздернуть меня по скале, но ведь изуродовать могут. Протестую. Метрах в трех , под самой смотровой площадкой кулуарчик-щель. Зависнув на веревке перебираю ногами по стене и очень просто поднимаюсь наверх. Со всех сторон тянутся руки помощи.
Столь подробное описание считаю необходимым вот почему:
- водопад и последствия оверкиля надо проанализировать;
- важно усмотреть действия сознательные и инстинктивные,
- важно понять психологический фактор и стрессовую устойчивость.
- в отчетах не принято разбирать аварийные ситуации. В данном случае я все помню с фотографической ясностью.
- вечная проблема - где страховать, чем и как. Как маневрировать спассред-ствами. Здесь скалы, каньон, а не плоские камни на берегу. Сведений о прохождении Прорыва у нас не было, и эта попытка может положить начало для прохождения таких препятствий на катамаранах. Каякер может встать на киль, если не вылетит, и пройти это препятствие. Может пройти, а может и не пройти.
Реут Э.Ф. посчитав, что катамаран поломан и восстановлению не подлежит, оставил его перед выходом из каньона, хотя мог бы по гладкой воде спустить метров на 300 ниже к месту обноса рюкзаков и обеда. В итоге экипаж Ражева против течения поднялся к судну. Поврежденную гондолу спустили, положили на катамаран-спасатель и таким тримараном подошли к стоянке. Далее, загрузившись, прошли два переката перед порогом "Подушка".
Порог "Подушка" находится на левом повороте Титовки. С левого берега выходят коренные породы. При низкой воде они образуют обширную мель из крупных камней. При высокой воде может образоваться протока под самым левым берегом. В сужении, образованном скалами с обоих берегов (8 - 9 м) мощный водоскат в подводную скалу. Образуется бочка, соизмеримая с длиной катамарана, замыкаемая мощным взлетом на пульсирующий вал, которую не миновать. Вероятность оверкиля велика, он произойдет при выходе из бочки. Ниже ее каменистая шивера. Спасработы придется проводить при нижней страховке. Желающих идти не оказалось - беспомощный катамаран был весомым аргументом экстрима. Утешились фотографией на память и очень неудобным обносом катамаранов за порог.
Ниже река разливалась на сотни метров, вскипая на мелях обширных перекатов. Наш тримаран довольно успешно отыскивал в них проходы, хотя нередко другие экипажи делали проводки. Между перекатами скучные плесы. По левому берегу вплотную подошла автотрасса. Ниже, на правом повороте водозабор. На левом берегу виден дом. Там кемпинг с пеналами-номерами и круглосуточное кафе с обилием напитков и пищи для белого человека. Ниже по реке - железобетонный автомобильный мост. На левом берегу пограничный столб зелено-красный, металлическая доска с орлом. Рядом двухэтажное здание
Контрольно-пропускного пункта пограничников (КПП). Солдаты встретили нас перед мостом во всеоружии - таки визитеры здесь бывает нечасто. Своих плавсредств у них нет. Проверка документов проведена корректно. Получили информацию о водопадах и месте, где можно разбить бивак. По левому берегу установлены инженерные заграждения, а на правом, метров через 800, мы встали на довольно удобном месте.
20 июля. Дневка. Антистапель. Ремонт гондолы катамарана и личного имущества. Помывка в походной бане. Посещение кафе. Пограничники попросили помочь протянуть колючую проволоку с левого на правый берег. Теперь нарушители границы по реке не пройдут, да и беспечные туристы тоже.Это важно знать всем, идущим ниже моста!
Экскурсия на водопады "Мельничный каскад" и "Прощание славянки". С утра марит. После полудня начался ненастный дождь. На посту рыбнадзора купили две потрошеные семги по 120 рублей за килограмм. Парная рыбка украсила праздничный стол.
21 июля. Антистапель. Подготовка к переезду на Западную Лицу. Пасмурно. Идею о бане не поддержали.
22 июля. Голосуем в 600м от КПП. Часа через три микроавтобус Тойота принимает 9 человек с грузом на первый рейс. Через час уезжают остальные. Салон загружен под потолок, но все нужное везем с собой. Перед Чертовым Перевалом на правом берегу Западной Лицы группы воссоединились. Сборка катамаранов. Разведка берега и по реке для выбора места, удобного для бивака. На крутом береговом откосе в кустах ржавеет стелла с надписью: "Через 5 км место .... Шестой комсомольской батареи лейтенанта Лысенко Георгия Феоктистовича, защищавшая город Мурманск". Вот так время проверяет нашу совесть и память...
Обширная поляна, удобная для стоянки, оказалась на правом берегу, чуть выше по течению. К ней с автотрассы ведут съезды. У берега мелко. Река плавно выписывает излучину на правом повороте. Левый берег - скальные сбросы. Ниже по реке удобных мест не обнаружили. Так что рекомендуем это учесть.