Современные тенденции исследования общественного настроения
От общей концепции общественного настроения к изучению его разновидностей. Несмотря на различные попытки освещения феномена общественного настроения, имевшие место еще в начале XX века в работах главным образом В. М. Бехтерева и других авторов [3], [4], первый опыт монографического исследования этого явления состоялся лишь в конце 50 — начале 60-х годов и был связан с рядом опубликованных нами [7], [14]—[16] и В. В. Новиковым работ [17].
За этим с интервалом в десять с небольшим, а то и в тридцать лет последовали монографические публикации других авторов; Наньо Стефанова из Болгарии в 1975 г. [18]; Д. В. Ольшанского в 1989 г. [19]; Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко в 1996 г. [8].
В нашей монографии (Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М., 1966) была впервые предложена общая концепция данного явления, включающая в себя видение природы и структуры настроения индивида, и главным образом общественного настроения, его динамики и формирования, места и роли в социальной жизни, а также его различных модификаций (настроений личности и различных общностей, группового и массовых настроений, настроений политических, религиозных, экономических и др.).
В книге Н. Стефанова "Общественное настроение. Сущность и формирование" были определены социальные функции, виды, факторы формирования общественного настроения, методы его эмпирического исследования.
Дальнейший опыт изучения общественного настроения обнаружил отчетливую тенденцию развития внимания и интереса исследователей к различным формам и видам общественных настроений: к психологии массовых политических настроений (Д. В. Ольшанский) или к феноменологии социального настроения как специфической разновидности общественного настроения (Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко).
Социальное настроение как предмет социологического исследования. Из всего многообразия знаков внимания к феномену общественного настроения, равно как и психологии настроения вообще [20], уделяемого в последние годы рядом исследователей, особый интерес представляет опыт социологического исследования социального настроения, предпринятый известными социологами Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко [8]. Он знаменует собой, на первый взгляд, несколько необычный поворот внимания исследователей этой области научного знания к такому явлению, которое до сих пор было предметом специального изучения главным образом со стороны социальных психологов.
Однако границы между интересами и феноменологией социологии и социальной психологии уже изначально были достаточно прозрачными, и их переход с обеих сторон никогда не квалифицировался в терминах отклоняющегося поведения от рамок профессиональной принадлежности.
Последние же годы обнаружили особенно заметный рост интереса к социальному настроению со стороны не только психологов и социологов, но и представителей других отраслей гуманитарной науки: историков и экономистов, политологов, культурологов, правоведов и др.
Вместе с тем с середины шестидесятых и начала семидесятых годов до настоящего времени у нас не было опубликовано ни одной монографии, которая была бы целиком посвящена этому вопросу в его самостоятельной методолого-теоретической постановке.
Парадоксальность ситуации роста внимания к явлению и проблеме общественного настроения, с одной стороны, и затянувшейся неготовности к ее фундаментальному исследованию в современных условиях радикальных перемен и трансформаций — с другой, вполне объяснима несомненной трудностью решения данной задачи.
Последняя (т. е. эта трудность) после публикаций, имевших место в 60-х и 70-х годах [7], [18], состояла не только в том, чтобы, не повторяя уже сказанного, предложить новый подход к уже известному явлению, но и в том, чтобы увидеть сам феномен социального настроения в новом свете, делающим понятным современный интерес к нему не только психологов, но и социологов и политологов.
Именно так, как нам кажется, понимали свою цель Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко, заявляя во введении к своей книге о том, что «речь идет не об анализе некоего "вдруг" обнаруженного факта или явления», а о «способе нового понимания и истолкования сущности и значения доминанты общественного сознания, предвосхищающей действительное, реальное поведение людей» [8, с. 5].
Было бы преждевременно торопиться с окончательным суждением относительно того, какова мера решения авторами поставленной ими задачи. Бесспорно тем не менее то, что ими представлен достаточно широкий спектр инновационного авторского видения многих сторон исследуемого явления, что позволяет говорить как об оригинальности, так и фундаментальности представленного труда.
Здесь рассматриваются теоретические и методологические основы исследования социального настроения, которое определяется в качестве объекта социологического знания, а изучение общественного сознания квалифицируется в качестве предпосылки познания социального настроения. Последнее же, в свою очередь, трактуется авторами как доминанта реального сознания и поведения.
Представляет интерес и предложенное Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко видение генезиса идей социального настроения, берущих свое начало в философии и психологии. Здесь же достаточно скрупулезно анализируются сам феномен и природа социального настроения, его сущностные характеристики и типология, его структура и место в системе социологических категорий. При этом социальное настроение соотносится с ценностными ориентациями и определено его место в контексте социально-психологических понятий. Авторами предложен оригинальный заряд инновационных подходов и видений феномена социального настроения, который открывает широкую и долговременную перспективу плодотворной дискуссии по целому ряду поставленных или даже только затронутых ими вопросов.
С одной стороны, не вызывает сомнений трактовка огромной значимости феномена социального настроения как фактора всей человеческой жизнедеятельности, в каких бы формах последняя ни проявлялась. С этим связана предложенная здесь концепция данного настроения как "доминанты реального сознания и поведения" [8, с. 12].
Убедительно звучат такие характеристики сути и специфики социального настроения, которые фиксируют его "результирующий характер", его способность быть продуктом "переваривания прошлого опыта", его "неотложенность" и "ак-туализированность", его способность определять действие и поведение людей и др. [8, с. 12—13].
Однако, с другой стороны, когда речь заходит о структуре психического настроя, общественного или социального настроения, обнаруживаются как элементы некоторой недооценки авторами предшествующего опыта исследований этого явления, так и те позиции, которые могли бы стать хорошей почвой для разносторонней дискуссии.
Примером первого может служить перенос опыта исследования общественного настроения применительно к различным видам деятельности тех или иных социальных групп, классов или народов лишь в 70-е и даже 80-е годы так, как если бы это не было начато еще в середине 60-х годов. Такая трактовка снижает, к сожалению, возможность сравнения того, что было сделано тогда и сейчас, а значит, делает не вполне ясными и новейшие тенденции исследований по этому вопросу [8, с. 16].
Аналогично обстоит дело и с трактовкой структуры психического настроя и общественного настроения, представленной двумя срезами — его предметной направленностью и тональной характеристикой или, что то же самое, уровнем и знаком эмоционального накала, время разработки которой почему-то переносится лишь в 90-е годы.
Между тем, обращение к первоистокам этой концепции, предложенной нами более четверти века тому назад (см.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 144—145), позволило бы определить те действительные тенденции и инновации в дальнейшем развитии данных идей, которые произошли за последние десятилетия.
Спорной представляется и авторская концепция структуры или структурных "уровней" социального настроения. Для нее характерна попытка предельно расширительной трактовки последнего в качестве некоего вместилища столь емких компонентов, какими являются такие разнородные явления, как: актуальное знание, историческая память, общественное мнение, социальный статус и престиж, социальные роли, воля, убеждения и даже мировоззрение [8, с. 31—32].
В такой трактовке социальное настроение предстает в роли столь же "прожорливой" доминанты сознания, сколь и неспособной к полному "сварению" всех этих достаточно самостоятельных компонентов в "статической структуре" социально-психологических явлений.
Думается, что здесь авторами не проведена достаточна четкая грань между социальным настроением как психическим состоянием общности или личности и теми факторами, которые участвуют в его формировании и в процессе его перерастания в социальное действие.
Следует, однако, отметить, что названная выше трудность или предмет для дискуссии побуждают к плодотворному обсуждению, дают хороший импульс для взятия новых рубежей в развитии социологической, социально-психологической концепции общественного и социального настроения.
Попутно заметим плодотворность, с нашей точки зрения, введения в научный оборот предложенного авторами как понимания термина, так и всей концепции социального настроения. Мы согласны с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко в том, что понятие общественное настроение может рассматриваться по отношению к категории социальное настроение как общее к частному [8, с. 17].
Аналогично можно было бы говорить и о ждущих своей специальной и разносторонней разработки категориях политического, религиозного, экономического, эстетического и других модификаций общественного настроения.
С авторами можно было бы плодотворно дискутировать и по ряду других позиций, связанных, например, с их утверждениями о том, что "социальное настроение" — это одновременно "готовность к определенному действию, часто и само действие" [8, с. 45], что массовое настроение "наименее подвержено эмоциональным всплескам" [8, с. 49], что доминантами являются "те виды (формы) социального настроения, которые в настоящий период формируются под влиянием экономических и политических процессов" [8, с. 51].
Равнозначно ли социальное настроение психологической готовности к действию. Начнем с признания того, что достаточно часто социальное настроение или массовый настрой на ожидание перемен, например к лучшему, как раз и означает определенный уровень психологической готовности к началу этих перемен, к их как эмоциональной поддержке, так и поддержке действием. И в таком случае есть все основания согласиться, безусловно, с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко относительно того, что социальное настроение — это одновременно и готовность к определенному действию.
Именно к этому случаю можно было бы отнести популярное в свое время высказывание, созвучное настроению того времени: "Главное — начать". Однако на поверку испытания временем может оказаться совершенно недостаточной только такая готовность к переменам, которая в основном сводится к их большому ожиданию. Психологическая готовность к началу того или иного действия почти никогда не бывает равнозначной всему достаточно сложному и противоречивому, при его развертывании во времени, процессу подлинно эффективной деятельности на пути к достижению ожидаемых результатов. А это значит, что стартовая готовность к началу действия не тождественна социально-психологической готовности ко всей последующей деятельности [21], [22]. И в этом нам видится один из факторов пробуксовки сегодняшних процессов социальной трансформации в России.
Общественное настроение готовности к радикальным переменам, преобладавшее в первой половине 80-х годов, уже изначально не было равнозначно подлинной социально-психологической готовности к эффективной деятельности в заданном направлении. Это становилось все более очевидно по мере торможения процесса радикального реформирования и стало особенно ощутимо в ситуации затянувшегося социального, экономического, правового, политического, идеологического и духовно-нравственного кризиса российского общества [23], [24].
О подверженности же массового настроения неожиданным "эмоциональным всплескам" достаточно убедительно свидетельствует трудность его прогнозирования даже на основе вполне репрезентативных социологических опросов накануне, например, какой-либо выборной кампании.
Виды доминантности социальных настроений. Что касается оценки уровня доминантности тех или иных видов и форм социального настроения и факторов, под влиянием которых они формируются, то здесь, на наш взгляд, необходимо различать два вида возможной доминантности массовых настроений. Один можно было бы назвать преимущественно ситуативной, или актуальной, доминантой. Последний, как правило, больше других обращает на себя внимание и формируется чаще всего "под влиянием экономических и политических процессов". И применительно к этому случаю можно вполне согласиться с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко относительно квалификации ими природы доминирования таких социальных настроений.
Однако возможен и другой, не столько ситуативный, сколько ориентированный на длительную перспективу, но пока не явный, хотя и глубинный слой будущей доминанты общественных настроений. Последний имеет в своей основе не каждодневно ощутимые экономические и политические факторы, а другие, пока менее заметные, но способные со временем набирать силу, — духовно-нравственные. Именно к таким настроениям относятся, на наш взгляд, те духовно-психические состояния людей, которые, по словам Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко, проявляются в "глубинных сдвигах, происходящих в недрах национального самосознания" [8, с. 82].
В связи с этим ими исследуются феномен характера социального настроения и те чувства тревоги и формирования настроения реванша, которые связаны с критической оценкой людьми современного геополитического положения страны и их озабоченностью по поводу ее будущности. Авторы убедительно показывают не только глубину, но и высокую степень готовности этих настроений к сопротивлению чужеродным, деформирующим их характер влияниям.
Вместе с тем, они аргументировано предупреждают об опасности любых манипуляций с национально и патриотически окрашенными массовыми чувствами и настроениями, которые обладают огромной и нередко достаточно взрывной силой. Попытка, например, подвергнуть сомнению военные победы советского народа в Великой Отечественной войне, уничижительные оценки ее основных событий, героев битвы обернулись против инициаторов этой затеи, напоминают авторы [8, с. 100].
Ими же дан глубокий анализ возможности или невозможности изменить характер социального настроения. Отмечая свойственную характеру социального настроения в условиях переходного периода склонность к "крайним перепадам", Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко указывают вместе с тем и на его внутреннюю самостоятельность, способность к сопротивлению обстоятельствам. "С одной стороны, оно (проявление характера настроения. — Б. П.), — пишут они, — результат политической и экономической нестабильности, а с другой — молчаливая пока еще форма протеста против социальных унижений, порожденных шоковой терапией, политическими амбициями, межнациональными конфликтами" [8, с. 102].
Отсутствие единой национально-объединительной идеи увеличивает амплитуду колебаний в проявлениях социального настроения. А потребность духовного обогащения, желание приобрести покой и безопасность, стабилизировать это настроение способствуют обращению к религии. Но, как резонно отмечают авторы, история знает примеры, когда на определенной стадии зрелости социального настроения сами деятели церкви были способны от призывов к смирению и подчинению перейти к прямой поддержке открытых вызовов враждебным силам, как это было во времена Сергия Радонежского, благословившего монахов Пересвета и Ослябю на использование оружия против врага... [8, с. 104].
Однако, вопреки любым влияниям извне, решающим фактором формирования и перемен социального настроения в конечном итоге оказывается собственный жизненный опыт народа, который находит отражение в его настроении.
Так, объясняя эффект пульсации, колебания социальных настроений на примере отношения к собственности, Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко вводят в научный оборот понятие "длинные волны" социального настроения. Они показывают, что как настроение поворота внимания и интереса к негосударственным формам собственности в период между концом 60-х и до 1991—1992 гг., так и противоположное ему настроение разочарования в частной собственности и возврата к государственной уже в 1994—1995 гг. являются закономерным результатом собственного жизненного опыта не только работников предприятий, но и сторонников либеральной ориентации. Из этого делается вывод относительно способов измерения амплитуды колебаний "длинной волны" социального настроения. Последняя, по мнению исследователей, "равна периоду шоковой терапии, по результатам которой люди возвращаются к прежним ценностям" [8, с. 157].
Нельзя не согласиться с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко, когда они с полным на то основанием говорят о социальном настроении как об индикаторе глубинных социальных процессов, происходящих не только в психическом состоянии масс и различных социальных групп нашего российского суперэтноса, но и как о показателе формирующихся в их рамках социальных отношений, о тенденциях предвидимых перемен и сдвигов не только в сознании, но и в действиях этих масс как в настоящем, так и в предвидимом будущем[22].
И вместе с тем, отдавая дань самой высокой оценке роли социального настроения как индикатора глубинных процессов в динамике психического состояния масс, свидетельства огромной силы их эмоционального, энергетического потенциала, способного преодолеть любые преграды на своем пути, необходимо помнить и о том, что социальное настроение в своем спонтанном развитии может вылиться в любые и далеко не всегда прогнозируемые и контролируемые формы.
Бросая ретроспективный взгляд на превратности и драматизм нашей истории во имя лучшего видения перспектив, нельзя не вспомнить во многом пророческие слова Л. Н. Гумилева, адресованные оценке феномена пассионарности, или эмоциональной, энергетической одержимости, способной захватить огромные массы людей в те или иные отрезки времени: "Пассионарность может проявляться в самых различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидая благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию" [24, с. 262].
Наряду с феноменологией массового, как общественного, так и социального, в том числе и политически, идеологически и экономически направленного или окрашенного настроения, необходимо учитывать и всю многосложную гамму интегральных социально-психологических характеристик состояния общества в целом. Только соотнося собственно состояние общества (экономическое, правовое, социальное в узком смысле, политическое, духовное и психическое) с его отражением в явлениях общественного и социального настроения, можно ориентироваться в оценке его прошлого, настоящего и прогнозировать будущее.