Как лечить зависимость?

Избавить человека от зависимости было бы проще простого, если бы удалось найти предмет, который заинтересовал бы его больше, чем предмет зависимости. До сих пор, однако, не удалось отыскать такой универсальный заменитель. (Мы не будем останавливаться на рассмотрении вопроса лечения морфинистов, поскольку на сей день существует только одно средство, и заключается оно в незамедлительном заточении наркомана под замок в больнице или психиатрической лечебнице.)

Прежде всего, надо заметить, что алкоголик обычно никого не любит, даже себя. Он может быть замечательным «любовником» и очень общительным человеком, но ему не свойственно вступать во взрослые отношения с кем-либо. Он может привязаться к человеку, на которого можно опереться. Примерно так Дон Чусбак прикипел душой к миссис Гей, но это чувство сродни привязанности младенца к матери. Он любил ее за то, что она делала для него, а не ради нее самой. В этом отношении — и во многих других — алкоголики становятся инфантильными, ведут себя как невоспитанные маленькие дети. Можно даже сказать, что алкоголик — это человек, так и не отучившийся от бутылочки, — и это не шутка.

Это дает нам ключ к пониманию одного из методов лечения алкоголиков: побудить его к формированию более взрослых отношений с кем-нибудь. Опытному психиатру или психоаналитику эту задачу иногда удается решить, привязав пациента к себе. Психиатр затем использует свое влияние с тем, чтобы помочь пациенту изменить поведение, а психоаналитик — с тем, чтобы помочь пациенту освободиться от инфантильной фиксации, развиваться эмоционально и в дальнейшем твердо стоять на ногах без чужой помощи. Фактически, психоаналитик отучает алкоголика от бутылки, в то время как психиатр осторожно забирает ее, несмотря на его сохраняющееся влечение к ней.

В очень редких случаях роль врача может сыграть женщина, переключив любовь алкоголика на себя. Но это случается так редко, что женщинам сознательно рассчитывать на такое не приходится. Обычно алкоголик женится, любя не саму женщину, а то, что она дает ему. Если его родная мать не смогла отучить его от бутылки, как на это может надеяться жена? Она может помочь ему только в том случае, если он женился на ней по настоящей, взрослой, а не инфантильной, объектной любви. Но обычно алкоголики «инстинктивно» избегают женщин, которые, как им кажется, могут потребовать такой любви к себе. Тот факт, что алкоголик предлагает руку и сердце или позволяет женщине «убедить» его жениться, почти всегда означает, что он не видит угрозы того, что она захочет «взрослых» отношений. Если бы она хотела этого, он не стал бы с ней связываться, потому что такие отношения потребовали бы от него пожертвовать своими инфантильными удовольствиями.

Другой метод, который иногда приносит успех, — попытаться сделать алкоголика «миссионером». Разговаривать с другими алкоголиками о пьянстве и помочь им остановиться может быть интереснее, чем пить. Такие организации, как «Анонимные алкоголики», помогают многим пьющим покончить с их пагубным пристрастием, пока для них находится миссионерская работа. Олимпийское отделение «Анонимных алкоголиков», однако, явило собой пример того, что происходит, когда территория оказывается полностью охваченной и для миссионерской работы места не остается. Когда все имевшиеся в городе алкоголики были наставлены на путь истинный и взывать было больше не к кому, многие «излечившиеся» вновь сбились с пути. Членам общества их просветительская работа наскучила, они утратили к ней интерес и вернулись к старым привычкам. На памяти доктора Триса подобное в истории «Анонимных алкоголиков» случилось впервые, и к тому времени, когда он сообразил, что произошло, спасать ситуацию было уже поздно. А можно было, установи своевременно олимпийская группа связь с аркадийской, где еще многих можно было «обратить».

Главная надежда для алкоголиков заключена либо в индивидуальной психиатрической или психоаналитической помощи, либо в групповой психотерапии или целенаправленной групповой деятельности вроде той, которой занимаются «Анонимные алкоголики». При этом следует придерживаться следующих двух правил:

1. Всякое лечение должно начинаться с полного и немедленного отказа от употребления алкоголя. Постепенным уменьшением ежедневной дозы потребления алкоголя успеха добиться нельзя. Если пациент не соглашается полностью «завязать», значит, у него нет силы воли, необходимой для исцеления.

2. Не следует вступать в брак с алкоголиком в надежде его исправить. Это бесполезно. Если он настаивает на женитьбе, пусть сначала бросит пить хотя бы на год, а лучше на два. Трудно увидеть более жалкое и печальное зрелище, чем некогда красивая и грациозная дама, которая подвергается побоям, стареет раньше времени из-за того, что когда-то вышла замуж за алкоголика в надежде его исправить.

Наши рекомендации