Как явление неосентиментализма
ТВОРЧЕСТВО Ю. П. КАЗАКОВА (1927-1982)
КАК ЯВЛЕНИЕ НЕОСЕНТИМЕНТАЛИЗМА
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Специфика советского неосентиментализма (творчество Г. В. Семёнова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Битова и др.).
2. Объект художественного анализа в прозе Ю. П. Казакова. Сборники его рассказов «Арктур – гончий пёс» (1958), «Голубое и зелёное» (1963).
3. Создание образа «природного человека» в рассказах «Поморка» (1957) и «Манька» (1958) и его трансформация в рассказе «Трали-вали» (1959). «Герой с растревоженной душой» в прозе Ю. П. Казакова 1960-х гг. (рассказ «Адам и Ева»).
4. Мистика природы и искусство психологического анализа в рассказе «Двоев декабре» (1962). Обогащение писателем поэтики психологического параллелизма между состоянием человека и состоянием природы.
5. Осмысление Ю.П. Казаковым экзистенциальной трагедии в рассказе «Свечечка» (1973).
6. Проза Ю.П. Казакова и литература классического реализма.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 1. С. 232–246.
Иванов А. Вечное: (о рассказах Юрия Казакова) // Литературная учёба. 2001. № 2. С. 75–107.
Иванов А. Художественные образы в рассказах Юрия Казакова // Литературная учёба. 2002. № 1. С. 107–109.
Нездвецкий В. А. Возврат к жизни: лирическая новеллистика Юрия Казакова // Литература в школе. 2001. № 2. С. 20–25.
Штокман И. Адам и Ева: (любовь, поиски счастья и герои Юрия Казакова) // Москва. 2006. № 5. С. 181–195.
2. РОМАН «РУССКИЙ ЛЕС» Л. М. ЛЕОНОВА (1899–1994)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Сюжетно-композиционные особенности романа. Специфика использования сказочных мотивов.
2. «Русский лес» как философский роман и его основные проблемы.
3. Конфликт эпохи в споре Вихрова и Грацианского. Авторская экологическая концепция и философия природы. Проблема революционного своеволия.
4. Проблема «отцов и детей» и формирование духовного облика молодых героев.
5. Полемика с догмами советской государственной идеологии и с эстетическими канонами социалистического реализма в романе «Русский лес».
6. Особенности стиля произведения.
7. Актуальность проблематики романа в настоящее время.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О б я з а т е л ь н ы й
Вахитова Т. М. Леонид Леонов: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. С. 73–104.
Михайлов О. Н. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество: Очерк. М.: Советский писатель, 1987. С. 210–221.
Старикова Е. В. Леонид Леонов. Очерки творчества. М.: Художественная литература, 1972. С. 181-285.
Жуков И. И. Мироздание по Леонову (мечта и дело в романе «Русский лес») // Верность человеческому. Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова. М.: Наследие, 1992. С. 74–86.
Вахитова Т.М. Тема революции в творчестве Леонида Леонова («Русский лес») // Русская литература. 1987. № 4. С. 40–51.
Лейдерман Н. Парадоксы «Русского леса» // Вопросы литературы. 2000. № 6. С. 29–58.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Ковалёв В.А. Этюды о Леониде Леонове. М.: Современник, 1974. С. 160-192.
Крук И.Т. Леонид Леонов: Очерк творчества. Киев: Вища школа, 1985. С. 161-200.
3. РАССКАЗ «МАТРЁНИН ДВОР» А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА (1918–2008)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Проблематика рассказа и христианская концепция бытия.
2. Композиционная структура произведения и значение её элементов в раскрытии идейного замысла.
3. Жанровые особенности произведения. Роль автора-повествователя.
4. Особенности языка и стиля рассказа. Содержательно-художественная функция символических образов.
5. «Матрёнин двор» в контексте «деревенской» прозы.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О б я з а т е л ь н ы й
Урманов А. В. Творчество Александра Солженицына: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 56–134; 2-е изд., 2004.
Чалмаев В. А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84–88.
Локтионова Н. «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор» // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33–37.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Кузьмин В. В. Поэтика рассказов Солженицына. Тверь: ТвГУ, 1998. С. 107–115.
Мешков Ю. А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. Екатеринбург: Диамант, 1993. С. 45–47.
4. ПОВЕСТЬ «ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО» В. И. БЕЛОВА (1932–2012)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. И.А. Дрынов и проблема русского национального характера. Столкновение в нём социального и природного начала. Образ И.А. Дрынова в оценке критики.
2. Философия «пошехонства» и смысл названия повести.
3. Катерина как тип русской женщины.
4. Судьбы русской деревни в авторском осмыслении.
5. Своеобразие языка и стиля произведения.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О б я з а т е л ь н ы й
Дедков И. А. Обновлённое зрение: Из шестидесятых в восьмидесятые. М.: Искусство, 1989. С. 97–103.
Кузнецов Ф. Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1987. С. 23–26.
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 2. С. 43–48.
Нездвецкий В. А., Филиппов В. В. Русская «деревенская» проза. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 82–92.
Селезнёв Ю. И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Советская Россия, 1983. С. 49–58.
Щербаков С. А. Воды прозрачные. Толкование на повесть Василия Белова «Привычное дело» // Русская народная линия. Режим доступа: URL: http://ruskline.ru/analitika/2011/04/12/vody_prozrachnye/.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Ершов Л. Ф. Память и время. М.: Современник, 1984. С. 212-246.
Сурганов В. А. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50–70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. М.: Советский писатель, 1981. С. 497–500, 552, 596.