Судебно-психологическая экспертиза

Оценка вменяемости подэкспертного? Вменяемость предполагает, что человек по своему психическому состоянию, был способен осознавать характер, общественную опасность своих действий (бездействий), и руководить ими в момент совершения преступления.

Мог ли он руководить своими действиями? Проблема вменяемости и невменяемости комплексная, и может иметь психологический, патопсихологический, психиатрический и правовой аспекты.

До недавнего времени медицинский аспект преобладал над психологическим и по психологическим вопросам, часто психиатры давали заключения и диагноз играл решающую роль.

Сужаются возможности адекватного вывода т.к. в практике норма и паталогия очень тесно переплетаются и необходимы знания как психологического, так и психиатрического характера.

В настоящее время экспертиза обязана ответить на следующие вопросы:

Судебно-психологическая экспертиза - student2.ru сделать аргументированные выводы ни на момент обследования а в ретроспективе (на момент совершения)

Судебно-психологическая экспертиза - student2.ru дать раздельную оценку психического состояния по каждому эпизоду вменяемому подэкспертному особенно при насильственно – серийных преступлениях

Судебно-психологическая экспертиза - student2.ru экспертиза должна дать оценку возможности изменения психического состояния по мере разворачивания поведенческого акта

Важным вопросом при определении возрастного критерия уголовной ответственности, является социально – ориентированная управляемость поведения в ситуации выбора. Она предполагает способность:

ü подходить к выбору целей и способу действий, осознавая себя членом общества, т.е. учитывая последствия для других

ü осознавать причину следственной зависимости соответствующего варианта поведения

ü мм

ü использовать механизм критичности в ходе выбора варианта поведения

ü осуществлять решения о соответствующем варианте поведения, сохраняя управления им

Содержание понятия вменяемости включает в себя:

1. интеллектуальный аспект

2. волевой аспект

3. эмоциональный аспект

Интеллектуальный аспект.

Включает исследования восприятия, внимания, памяти и мышления.

В отношении внимания - речь идёт о способности адекватно отражать существенные связи и отношение предметов и явлений, существенные признаки самих предметов и явлений необходимые для ориентации содержаний и последствия действий.

В отношении восприятия определяется - наличие свойств восприятия, оценивается не только способность воспринимать физические тела, но и социальные ситуации (ситуации взаимодействия), а так же информационные объекты. Оценивается способность классификации объектов, способность к узнаванию объектов, связь образа со смысловой структурой личности. Соответственно переходит в исследование памяти и мышления.

В отношении памяти оценивается – достаточный объём долговременной памяти, для запечатления и хранения, базовых норма морали, оценивается прочность запечатления, способность к воспроизведению информации точно по смыслу. Наличие достаточного извлечения материала из памяти при решении поведенческих задач.

Это переходит в оценку мышления – понятийность мышления, необходимое для осознания и прогнозирования поведения. Способность оценивать значимость, незначимость объектов.

Критичность как способность к устранению ошибок моделируемых и фактических действий. В некоторых случаях существенно является оценка словарного запаса.

В целом все эти характеристики определяются как уровень интеллекта подэкспертного. В конечном счете, делается вывод о способности подэкспертного к анализу своих действий и последствий:

1. для жертвы

2. для самого себя

Волевая сфера.

Способность к регулированию целенаправленного поведения.

Специальный этот факт в каждом конкретном случае не доказывается. Он подразумевается, а доказывается он только в случае сомнения. Волевой уровень определяется через категории устойчивости и способности к концентрированным и длящимся усилиям. Оценивается как способность к инициации усилий не смотря на ситуацию и стойкую мотивацию.

Эмоциональный аспект.

Выясняется характер субъективных переживаний. При этом на эмоциональную сферу существенно влияют следующие факторы:

1. наличие относительно кратковременных состояний ограничивающих осознание

2. комплекс устойчивых личностных особенностей (импульсивность)

3. психические особенности лиц связанные с психопатическими чертами, неврозами, алкоголизмом

4. отставание подростка в психическом развитии, инфантилизм, связанный с педагогической запущенностью

5. возникновение особо экстремальных ситуаций, психическое напряжение, потеря ориентации , растерянность, физическая усталость

ФОРМА ВИНЫ.

Наши рекомендации