Расстановка - рациональное распределение персонала по структурным подразделениям
Маркетинг персонала
· В широком смысле - это активная форма социального обменного процесса между предприятием и рынком труда. К персоналу применяется рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга
· В узком смысле - это вид управленческой деятельности направленной на определение и покрытие потребности в персонале.
Источники покрытия потребности в персонале
Качественная потребность в персонале
Качественная потребность - потребность по категориям, профессиям, специальностям и уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитанных из различной документации.
Формируется потрём основным направлениям:
1. Потребность на планируемый объём производства или услуг с учётом имеющегося количества работников
2. Покрытие предполагаемого планового выбытия персонала
3. Покрытие внепланового выбытия персонала
Количественная потребность в персонале
ЭТАПЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
Этап. Определение целей отбора
определение качеств, которые должны быть у кандидатов на должность
личностная спецификация
Этап. Сопоставление издержек проведения отбора с уровнем их отдачи
Этап. Анализ документов кандидата
Этап. Проведение собеседования
• Первичное собеседование проводится отделом кадров
• Основное собеседование - проводит линейный руководитель.
Формы:
- Устная
- Тестирование
Этап. Проведение предварительных испытаний
• испытания
• деловые игры (имитационное моделирование)
Этап. Испытательный срок
Адаптация- это взаимное приспособление работников и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудников в новых профессиональных, социальных и организационно - экономических условиях труда.
Виды адаптации:
1.По опыту работы:
- первичная;
- вторичная;
- инновационная.
2. По видам:
- Психофизиологическая - это приспособление работника к новым физиологическим и психологическим нагрузкам и условиям труда.
- Социально-психологическая - это приспособление работника к новому обществу, нормам поведения, и взаимоотношения в новом коллективе.
- Профессиональная - это постепенная подгонка профессиональных способностей к новому месту работы.
- Организационная - это усвоение роли и статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре предприятия.
Основные решения по управлению адаптацией:
1. Организация семинаров и курсов по различным аспектам адаптации для уже работающих сотрудников.
2. Проведение индивидуальных бесед руководителем с новым сотрудником.
3. Проведение организационно- подготовительной работы при внедрении нововведений.
4. Использование метода постепенного усложнения задания.
5. Мотивация
Показатели адаптации:
1 Объективные - характеризуют эффективность трудовой деятельности;
2 Субъективные - характеризуют удовлетворенность сотрудника работой.
Использование персонала - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работника.
Основные принципы использования персонала:
1. Обеспечение рациональной занятости работника;
2. Обеспечение стабильной загрузки работников в течении рабочего периода;
3. Обеспечение соответствия трудового потенциала работника его квалификации;
4. Периодический переход работника с одного рабочего места на другое (ротация кадров);
5. Обеспечение возможности выполнения на рабочем месте разнообразных операций.
Расстановка - рациональное распределение персонала по структурным подразделениям
Принципы:
• соответствия (означает соответствия нравственных и деловых качеств, претендентов, требованиям замещаемых должностей);
• перспективности (установление возрастного ценза для различных категорий работников: определение продолжительности периода работы в одной должности на одном и том же рабочем месте, возможность изменения профессии или специальности, состояние здоровья);
• сменяемости (незаменимых работников не бывает).
Перемещение - это процесс изменения места работника в системе разделения труда:
• внутрипрофессиональные или квалификационные (связаны с переходом от выполнения менее квалификационных работ к более);
• межпрофессиональные (связаны с переходом от одной профессии к другой, или с овладением дополнительными профессиями);
• междолжностные (связаны с изменением должности работника, что чаще всего предполагает карьерный рост).
Ротация кадров - это регулярная сменяемость работников в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место».
Виды:
- кольцевая
- безвозвратная
Гибкость использования персонала проявляется в 3 формах:
1. Количественная;
2. Функциональная;
3. Ценовая
• Флексибилизация - это гибкое регулирование трудовых отношений работодателя и работника на основе заключения индивидуального трудового договора.
Оценка персонала бывает двух видов:
1. Первичная - при приеме на работу;
2. Вторичная - аттестация. Состоит из 3 блоков:
• по деловым качествам;
• поличным качествам
• по результатам деятельности;
Методы оценки персонала:
Простой (сравнение)- это оценка характеристик кандидата с требованиями на должность;
Метод фактора работы, в которой должности оцениваются в трех аспектах:
· необходимость выполнения соответствующих работ,
· требуемые качества исполнителя работ,
· степень ответственности исполнителя,
Метод контрольного срока исполнения полномочий (для оценки должности рассматривается длительный период времени)