Пример выделения симптомокомплексов и оценки параметров рисунков
методики «Кинетический рисунок семьи»
Характеристика | Симптомы | Оценка (баллы) |
Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или другой стороне листа | |
2. Агрессивная позиция фигуры | ||
3. Зачеркнутая фигура | ||
4. Деформированная фигура | ||
5. Обратный профиль человека | ||
6. Руки раскинуты в стороны | ||
7. Пальцы длинные, подчеркнуты |
Обработка результатов испытуемого заключается в подсчете суммы баллов всех показателей рисунков по каждой характеристике. Пред-
ставив полученные суммы в процентах, можно сравнивать выраженность разных характеристик, выявлять доминирующие.
Описанная схема анализа результатов графических методик снижает степень субъективизма в их интерпретации. Будучи дополненной информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, она позволяет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные заключения относительно личностных особенностей испытуемого.
Завершая главу о проективных методах диагностики, отметим, что несмотря на критику в их адрес и ряд методических проблем, связанных с ними, исследования их возможностей продолжаются, идет поиск более тонких способов анализа, совершенствуются процедуры применения. Продолжают разрабатываться новые методики. Например, создана методика совместного рисования, требующая участия всей семьи или супружеской пары в выполнении единого рисунка в присутствии психотерапевта, внимательно наблюдающего за поведением всех участников [12].
Вопросы и задания
1. Каковы цели использования проективных методов?
2. Каковы достоинства и недостатки проективных методов?
3. Дайте общую характеристику ТАТ, опишите области применения этой методики.
4. Каковы теоретические основы методики рисуночной фрустрации Розенцвейга?
5. Опишите способы анализа и основные показатели методики Розенцвейга.
6. Перечислите достоинства и недостатки графических проективных методов.
Рекомендуемая литература
1. Ашстази А. Психологическое тестирование. Т. 2. — М., 1982.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.
3. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. — СПб., 1992.
4. БурлачукЛ. Ф. Руководство CAT. — Киев, 1995.
5. Данилова Е. Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. - М., 1992.
6. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб., 2002.
7. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. - Ростов н/Д., 1996.
8. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2002.
9. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980.
Часть IV
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ