Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждому из 3-х стилей руководства (Д

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому из 3-х стилей руководства (Д

-директивный, К – коллегиальный, П – попустительский) в соответствии с данной таблицей.

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква – стиль руководства.

Вариант а б В г д
1. Д-3 П-2 К-3 П-3 К-2
2. Д-3 К-2 П-1 К-3 П-3
3. П-1 К-2 Д-2 К-1; П-2 К-2
4. Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2
5. К-3 Д-2 П-2 П-2; К-1 К-2
6. П-3 Д-3 К-3 Д-3 Д-2
7. Д-1 К-1 П-2 П-1; К-1 К-1
8. К-3 П-3 Д-2 П-2 Д-3
9. К-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2 П-2
10. Д-2 К-2 П-1 Д-2; К-2 К-1; К-2
11. П-2 К-2 Д-2 Д-1; П-2 Д-2; П-1
12. К-1 Д-1 П-1 Д-2 Д-3
13. Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1; П-2
14. П-3 Д-3 К-3 Д-2 К-3
15. К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2
16. К-2 Д-1; П-1 Д-1; П-2 П-3 - -
17. Д-2 П-2 К-2 Д-2 П-3
18. Д-3 К-3 П-2; К-1 П-2; Д-1 П-1
19. Д-3 П-2 К-3 П-3 П-3
20. Д -1 К-1 П-1 К-2 Д-2
21. К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2
22. К-2 Д-1; К-2 Д-2; К-1 К-2 Д-2
23. Д-2 П-2 К-2 П-2 П-3
24. Д-3 К-3 Д-2 П-3 К-2
25. П-1 К-1 Д-2 К-2 П-2
26. К-2 К-3 П-3 Д-3 К-3
27. П-1 К-2 Д1 К-2 Д-3
Д= К= П=
               

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых -до 10 баллов

Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения 3-х крайних типов в стиле руководства:

1) Д-1-1 директивный стиль (например, 10–2–4, 6–3–4, 9–5–4 и т.д.);

2) 1-К-1 коллегиальный стиль (например, 4–9–4, 3–8–4, 5–10–4);

3) 1-1-Л либеральный, стиль (например, 3–2–10, 4–3–9 и т.д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

4) Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7–8–4, 6–7–3 и т.д.);

5) 1 -К-Л: коллегиально- либеральный (например, 4–7–9, 4–7–7,3–6–7 и т.д.);

6) Д-1-Л: директивно-либеральный (например, 8–1–6, 8–3–8, 7–2–9);

7) Д-К-Л: смешанный (например, 2–3–3, 3–3–3, 5–6–6, 10–8–8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства.

а) одинаково низкая выраженность стилей (2–3–3, 3–3–3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;

6) одинаково средняя выраженность стилей (5–6–6, 6–6–4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;

в) одинаково высокая выраженность стилей (10–8–8, 9–9–8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6–10–5 или 5–9–4, чем 3–9–4 или 3–8–3).

Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств со стилем руководства:

Стиль руководства   Профес сиональные характеристики Профессиональная компетентность Организаторские Качества Воспитание   Морально-психологические качества коллектива (общение)
Директивный (Д-1-1) низкая Средние Низкое низкое
Коллегиальный (1-К-1) высокая Высокие Высокое высокое
Либеральный (1-1-Л) низкая Низкие Низкое среднее
Директивно- Коллегиальный (Д-К-1) низкая Средние Среднее среднее
Директивно- Либеральный (Д-1-Л) низкая Высокие Среднее среднее
Коллегиально- Либеральный (1-К-Л) низкая Низкие Высокое высокое
Смешанный (Д-К-Л) средняя Высокие Высокое высокое

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ В. П. ЗАХАРОВА И А. Л. ЖУРАВЛЕВА

Дана методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева, который состоит из 27 групп утверждений. Основу данной мелодики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содер­жится в инструкции.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно из них, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе.

Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой или просто обведите выбранную Вами букву. Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям.

Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; –. Ставьте отметки на бланке для ответов.

Текст опросника

1.

А. Центральное руководство требует, чтобы о всех делах доклады­вали именно ему.

Б. Старается все решать вместе с подчиненны­ми, единолично реша­ет только самые сроч­ные и оперативные во­просы.

В. Некоторые важные де­ла решаются фактиче­ски без участия руко­водителя, его функции выполняют другие.

2.

А. Всегда что-нибудь приказывает, распоря­жается, настаивает, но никогда не просит.

Б. Приказывает так, что хочется выполнить.

В. Приказывать не умеет.

3.

А. Старается, чтобы его заместители были ква­лифицированными спе­циалистами.

Б. Руководителю безраз­лично, кто работает у него заместителем, по­мощником.

В. Он добивается безот­казного исполнения и подчинения заместите­лей, помощников.

4.

А. Его интересует толь­ко выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

Б. В работе не заинтересо­ван, подходит к делу формально.

В. Решая производствен­ные задачи, старается создать хорошие отно­шения между людьми в коллективе.

5.

А. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

Б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

В.Способствует тому, что­бы подчиненные рабо­тали самостоятельно.

6.

А. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

Б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

В. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.

А. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

Б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

В. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8.

А. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками

Б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

В. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9.

А. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

Б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

В. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.

А. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

Б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

В. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11.

А. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями

Б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

В. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12.

А. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

Б. Если что-то не знает, то боится этого показать и обращается за помощью к другим.

В. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

13.

А. Пожалуй, он не очень требовательный человек

Б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

В. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14.

А. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

Б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

В. Контролирует работу от случая к случаю.

15.

А. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок

Б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

В. Не может влиять на дисциплину.

16.

А. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

Б. С руководителем работать интересно.

В. Подчиненные предоставлены самим себе.

Бланк ответов

Оценивает(ют)ся:    
1. А Б В 9. А Б В
2. А Б В 10. А Б В
3. А Б В 11. А Б В
4. А Б В 12. А Б В
5. А Б В 13. А Б В
6. А Б В 14. А Б В
7. А Б В 15. А Б В
8. А Б В 16. А Б В

Наши рекомендации