Ценности и ценностные ориентации

Ценностные ориентации(ЦО), являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения, оказывая существенное влияние на все стороны его деятельности. Поэтому глубокий анализ личности профессионала, его отношения к миру невозможен без изучения системы его ценностных ориентации. Ценность выступает связующим звеном между жизнедеятельностью отдельной личности и жизнедеятельностью социальных общностей, частью которых она является. Различают следующие виды ценностей:

надличностные ценности (это структуры общественного сознания, конденсирующие в себе опыт жизнедеятельности данной социальной общности, общественных отношений и отражающие их в виде общественных идеалов);

предметные ценности (человеческие деяния и произведения, в которых воплощены ценностные идеалы общества).

Лишь приняв форму личностных ценностей, ценностный идеал может найти путь к предметному воплощению. Необходимым условием превращения социальных ценностей в личностные является приобретение социальной ценностью личностного смысла в контексте индивидуальной жизнедеятельности. Это происходит в процессе включения человека в систему общественных отношений, осуществления им деятельности, которая объективно служит реализации соответствующей ценности.

Индивидуальные ценности выполняют функцию согласования между собой потребностей личности и потребностей общества. Являясь формами когнитивной трансформации и репрезентации целей и требований общества, индивидуальные ценности выступают «равнодействующей внутренних психических и внешних социологических сил, действующих на индивида».

Понятие ценности позволяет приблизиться к пониманию мотивообразующей функции личностных целей: принимая форму идеалов, они создают стратегическое направление преобразований, производимых субъектом в мире и в самом себе. Фактически это проблема смысла человеческого существования.

Изменение иерархии ценностей связано с кризисами в развитии личности. Личностные ценности представлены в сознании субъекта в виде специфических презентаций - ценностных ориентации. Ценностные ориентации представляют собой отражение в сознании субъекта ориентации на ценность как таковую, как на то, что является не просто социально- или индивидуально-значимым, но осознается субъектом в качестве активного или социального источника его деятельности. Необходимо учитывать два основных параметра ЦО: степень сформированности иерархической структуры и содержание ценностных ориентации (их направленность).

В зависимости от того, какие конкретно ценности входят в структуру ЦО личности, каковы их сочетания и степень их предпочтения относительно других ценностей, можно определить, на какие цели направлена деятельность человека.

По М.Рокичу, ценности, составляющие структуру и содержание ЦО, могут быть разделены на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым соответствует та или иная ценность: 1) терминальные - ценности-цели, отражающие долговременную жизненную перспективу, то, что человек ценит сейчас и к чему стремится в будущем; именно терминальные ценности определяют смысл жизни человека; 2) инструментальные - ценности-средства, являющиеся как бы конкретизацией ценностей-целей.

В социально-психологических исследованиях при изучении такого феномена, как групповая сплоченность, часто используется показатель ценностно-ориентационного единства группы. Общая деятельность является основой возникновения в группе особых групповых ценностей, она определяет всю социально-психологическую структуру коллектива, в том числе и сплоченность. Структура внутригрупповых отношений может быть представлена как многоуровневая, состоящая из различных по глубине залегания «слоев» отношений. Сплоченность, понимаемая как сходство ЦО установок членов группы относительно существенно значимых для группы объектов, характеризует второй слой внутри-групповых отношений. Эти отношения непосредственно не включены в реализацию целей и задач коллективной деятельности. Специальным объектом этих отношений являются не цели, задачи и иные характеристики деятельности группы, а другие индивиды -члены группы.

Эти отношения опосредованы содержанием основной деятельности, но их непосредственной целью является воздействие на партнеров по группе. Ближайший эффект таких отношений выражается в изменении характера общения в группе.

В исследованиях А. И. Донцова предложен иной подход к изучению сплоченности, сочетающий в себе преимущества рассмотрения коллектива как многоуровневой структуры взаимоотношений, опосредованных содержательной стороной групповой деятельности, и интерпретации этой деятельности как предметной.

В «ядерном» слое («предметном»), в отличие от второго («межличностного») пласта внутригрупповой деятельности, возникает феномен интеграции коллектива на высшем уровне, его сплоченность как предметно-ценностное единство, выраженное в акте опосредования индивидуальных деятельностей единым ценностным содержанием предмета совместной деятельности.

Единство ценностных ориентации приобретает особое значение для коллективов, работающих в экстремальных условиях. В данном случае недостаточно общего правильного понимания задач всеми членами экипажа и высоких профессиональных знаний каждого из них. Необходима та степень взаимодействия между ними, которая в авиации и космонавтике носит название «слетанности», а на флоте - «сплоченности». Выделяют генерализованные, неосознаваемые нравственные позиции, которые занимает личность по отношению к наиболее существенным сферам групповой жизни, - это базовые ценностные ориентации. Такими ориентациями задаются инвариантные правила поведения индивида в группе и конкретные установки, нормы и оценки, регулирующие его взаимоотношения с товарищами. Такая нормативная система, «свод неписанных законов», довольно жестко регулирует поведение членов группы. В.И.Лебедев приводит данные о том, что ряд молодых матросов при адаптации к микрогруппам отсеков подводных лодок, где уже сложились стандарты поведения, нормы, мнения, традиции, испытывали большие затруднения, у некоторых даже развивались невротические состояния. К стабильной системе отношений сплоченности группа приходит постепенно, когда в процессе совместной деятельности у всех ее членов происходит совпадение ориентации на основные ценности, касающиеся совместной деятельности.

Сущность процесса взаимодействия в группе можно представить в виде движения смысловых образований. В процессе совместной деятельности при условии ее значимости для всех членов группы формируются общегрупповые ценностные ориентации, возникает образ идеального исполнителя данной деятельности. С этой точки зрения большой интерес представляют рассказы самих профессионалов - полярников, космонавтов, врачей, помогающие определить, какие личностные особенности способствуют установлению стабильной системы отношений в экстремальных условиях. Опыт организации полярных экспедиций показывает, что наиболее высокую оценку в таком коллективе получают люди общительные, доброжелательные, умеющие понять другого человека, обладающие чувством юмора, терпимостью к трудностям быта. В то же время стабильности взаимоотношений в коллективе препятствуют лица, характеризующиеся подозрительностью, настороженностью, замкнутостью, эгоцентризмом, высокомерием, не любящие свою профессию.

Ценностные ориентации пилотов гражданской авиации изучались с помощью методики М.Рокича, адаптированной для русскоязычной выборки. Списки терминальных и инструментальных ценностей предъявлялись 18 пилотам (возраст от 30 до 54 лет, летный стаж от 9 до 36 лет). Оказалось, что наиболее важными ценностями признано здоровье, профессиональное мастерство, аккуратность и ответственность, а наименее ценными представляются равенство, общественное признание и удовольствие.

Наши рекомендации