Понятие о мотивации трудового поведения персонала
Дефиниция понятия "мотивация". Понятийный аппарат теории мотивации. Классификация мотивов трудовой деятельности. Эволюция теорий мотивации.
Знание общих понятий теории мотивации, дает возможность менеджеру с гораздо меньшими усилиями освоить, эффективно применять на практике ее основные концепции и модели.
Дефиниция понятия "мотивация". Понятие "мотивация" употребляется в науке в двух основных вариантах. Специалисты психологии обычно интерпретируют его как комплекс мотивов, определяющих состояние личности - ее расположенность или нерасположенность к тем или иным действиям, поступкам и оценкам.
В менеджменте под мотивацией чаще понимают создание системы стимулов, ориентирующих человека на выбор тех видов и форм деятельности, которые необходимы для достижения целей организации.
Следует четко различать разницу между понятиями "мотивация" и "мотивировка". Под последним надо понимать рациональное объяснение человеком причин своих поступков, что часто является способом маскировки истинных факторов, определяющих его поведение.
Понятийный аппарат теории мотивации. Ключевым понятием теории мотивации является потребность, т.е. осознанная человеком необходимость в вещах и явлениях, которыми он не обладает на данный момент времени. Выделяют первичные потребности - физиологические нужды организма и вторичные - необходимость в явлениях психологического характера. Вторичные потребности у человека более индивидуальны, т.к. носят не столько врожденный, сколько приобретенный характер.
Субъективное ощущение потребностей индивидуумом определяется понятием "побуждение". Средство удовлетворения потребностей - это цель деятельности человека.
В свою очередь, деятельность можно определить как взаимоотношения человека с внешней средой, направленные на достижение цели.
Очень важным для понимания основных концепций мотивации является закон результата, т.е. стремление индивидуума повторять способ деятельности, который уже приводил его к достижению цели.
Факторы, определяющие способ деятельности, можно объединить понятием "мотивы", а явления, усиливающие или уменьшающие силу действия мотивов, - как "стимулы".
Следовательно, стимулирование надо понимать как процесс создания менеджером совокупности стимулов, которые так изменяют силу действия мотивов, что, согласно закону результатов, работник воспроизводит только те способы деятельности, которые менеджер считает необходимыми для достижения целей организации.
Классификация мотивов трудовой деятельности. Наши исследования в конце 80-х годов позволили разработать классификацию мотивов, наиболее пригодную для решения задач практического менеджмента (подробнее см.п.3 настоящей работы). Они делятся на пять основных групп:
-мотивы приобретения - выбор способа деятельности в целях получения материальных, социальных и психологических вознаграждений за ее результаты;
-мотивы удовлетворения - выбор способа деятельности в целях получения положительных эмоций от процесса и (или) результата труда;
-мотивы безопасности - выбор способа деятельности, ориентированный на избежание нежелательных санкций за ее ненадлежащие результаты;
-мотивы подчинения - выбор способа деятельности в соответствии с групповыми нормами и ролевыми предписаниями;
-мотивы энергосбережения - выбор способа деятельности, максимизирущего соотношение ее ожидаемого результата и энергозатрат на его получение.
На практике необходимо помнить, что все группы мотивов влияют на работника одновременно. Характер и способы прогнозирования последствия этого влияния можно достаточно точно определить на основе нашей "теории мотивационного комплекса" (см. п.4 настоящей работы).
Эволюция теорий мотивации. В своем развитии теории мотивации прошли четыре основных стадии. Первоначально при управлении организационным поведением эмпирически применялся общеизвестный метод "кнута и пряника", т.е. система существенных поощрений и наказаний за результаты труда вне зависимости от личностных особенностей каждого индивидуума.
В начале XX века усилиями Э.Мэйо в теорию мотивации все шире начинают проникать методы психологии, в т.ч. и основанные на базовых положениях фрейдизма.
Третьим этапом эволюции теорий мотиваций следует признать научные разработки, сделанные в 40-50-х годах А.Маслоу, Д.Мак-Клелландом и Ф.Герцбергером, положившие начало так называемым содержательным теориям мотивации, в которых основным элементом были потребности, заставляющие людей поступать в трудовом процессе так, а не иначе.
И наконец, с 60-х годов начался современный, четвертый этап эволюции, связанный с разработанными М Врумом, Д.Мак-Грегором, П.Гудмэном, А.Портером и Э.Лоулером процессуальными теориями мотивации, основанными не столько на потребностях, сколько на восприятии людьми своих возможностей их удовлетворения.
В целом в эволюции теорий мотиваций можно четко выделить два основных направления:
-все большее углубление внимания на вопросах, связанных с индивидуальным подходом к мотивации труда каждого работника;
-расширение числа существенных факторов, определяющих мотивацию труда, в т.ч. и ситуационного характера.