Тема 8. Работа директора на заключительной фазе психодрамы

1. Основное содержание заключительного этапа: «снятие ролей», идентификационная обратная связь, ролевая обратная связь.

2. Шеринг как форма поддержки протагониста, правила его проведения.

3. Процесс анализ, его значение для понимания групповых процессов (групповой динамики), виды процесс анализа (П.Ф.Келлерман).

Литература:

1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С. 18-32, 53-69.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.

3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.

4. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.

5. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2002. С.75-85.

Тема 9. Психодрама, особенности организации и проведения, основные этапы.

1. Организационные моменты проведения психодрамы, требования (место, дополнительное оборудование, продолжительность, оптимальная численность, состав (гомогенный или гетерогенный), подбор членов в ходе предварительного интервью.

2. Особенности работы в открытых и закрытых группах.

3. Принципы работы группы. Групповые правила и нормы:

4. Основные этапы психодраматической сессии. Содержание, задачи каждого этапа.

Литература:

1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Ось-89, 1999(2003). 223с.

2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.

3. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.

4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.339-367.

5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.

6. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.

7. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. С.66-69.

8. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. – С.227-337.

Тема 10. Психоаналитически ориентированная психодрама, базовые понятия и теории.

1. Теория объектных отношений и психодрама. Ранние детские переживания и взаимоотношения и их влияние на отношения между людьми в настоящем (О. Кернберг).

2. Повторения и перенос, роли и бессознательное в психодраме.

3. Психодрама с точки зрения аналитической психологии, влияние архетипических структур на индивидуальное сознание и бессознательное, символы и символические действия.

Литература:

1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С.8-32.

2. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999. С.10-51.

Тема 11. Работа с группой на фазе разогрева, задачи, упражнения, групповые игры.

1. Отработка техник знакомства и «разогрева» группы, прямое и косвенное представление, процедура проверки самочувствия («чекинг»).

2. Отработка упражнений, направленных на создание атмосферы доверия и безопасности, тематические групповые игры, дублирование.

3. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула».

Литература:

1. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.17-37.

2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. С.179-182.

3. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.90-99.

4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.

5.Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003. С.7-33.

Тема 12. Сверхреальность (добавочная реальность) как форма работы с воображаемыми ситуациями в психодраме.

1. Понятие о сверхреальности, основные сферы использования данной психодраматической техники.

2. Особенности психодраматической работы со сновидениями.

3. Работа директора психодрамы с «завершением незавершенных дел», «пробой будущего» и «волшебным магазином».

Литература:

1. Келлерман П. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.135-151.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.131-142.

3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.216-248.

Наши рекомендации