Ожидание радости
Я не ожидаю, что мне поверят на слово, и даже тем фактам, что я сообщил о Жанет. Поэтому я предлагаю провести серию экспериментов, чтобы проверить на прочность утверждение: «Быть одному очень плохо».
Для этого я разработал метод ожидания радости (таблица 12.2). По этому методу нужно записывать действительное удовлетворение, полученное от работы в одиночестве и сообща. В первой колонке записывается дата каждого эксперимента. Во второй колонке — запланированные дела. Я предлагаю составить список из тридцати-сорока экспериментов, запланированных на две-три недели. Следует выбирать те дела, которые обычно приносят радость и удовлетворение, или те, которые ведут в мир неизведанного. В третьей колонке отмечается, с кем вы собираетесь это сделать. Если в одиночестве, пометьте «сам». В четвертой колонке записывается планированный процент от работы (от О до 100%). В пятой колонке после выполнения запланированного записывается полученное удовлетворение в действительности (от 0 до 100%). (288:)
ТАБЛИЦА 12.2. ОЖИДАНИЕ РАДОСТИ
Дата | Деятельность (работа и удовольствие) | Предполагаемое удовлетворение (0-100%) | С кем? | Полученное удовлетворение (0—100%) |
18/8 | Визит в артцентр | 20% | Сама | 65% |
19/8 | Рок-концерт | 15% | Сама | 75% |
26/8 | Кино | 85% | Шерон | 80% |
30/8 | Вечеринка | 60% | Гости | 75% |
2/9 | Чтение | 75% | Сама | 85% |
6/9 | Прогулка | 60% | Сама | 80% |
9/9 | Поход за покупками | 50% | Сама | 85% |
10/9 | Поход за покупками | 40% | Мать | 30% (спор) |
10/9 | Прогулка в парке | 60% | Шерон | 70% |
14/9 | Свидание | 95% | Билл | 80% |
15/9 | Подготовка к экзамену | 70% | Сама | 65% |
16/9 | Сдача на права | 40% | Мать | 95% (сдала) |
16/9 | Поездка на велосипеде за мороженым | 80% | Сама | 95% |
После проведения серии экспериментов полученные данные подвергаются обработке. Сравнивая четвертую и пятую колонку можно определить точность своих прогнозов. Скорее всего вы занижали предсказываемый уровень от работы в одиночестве и завышали от совместной. Во многих случаях удовлетворение от самостоятельной работы окажется выше. Можно сравнить удовлетворение, полученное от дел приятных и полезных. Такая информация поможет при (289:) планировании соблюсти баланс между работой и удовольствием. Читатель может спросить:
— Допустим, я что-то сделал и получил удовлетворение ниже предсказанного, или я спланировал низкий уровень удовлетворения, и мой прогноз оправдался. Что тогда?
— Тогда попытайтесь выявить свои автоматические мысли, рационально ответьте на них. Например, одинокая женщина, 65 лет, чьи дети давно выросли и женились, решила записаться на вечерние курсы при институте. Все другие студенты были 16-17 лет. В течение первой недели она испытывала напряжение, так как думала: «Сокурсники считают, что я стара для того, чтобы здесь учиться». Когда же она напомнила себе, что не имеет ни малейшего представления о мыслях других студентов, то почувствовала облегчение. Поговорив с ними, она обнаружила, что многие ею восхищаются. Тогда она испытала огромное удовлетворение.
Теперь я постараюсь объяснить, как метод ожидания радости можно использовать для преодоления зависимости. Джоана, 15 лет, школьница испытала затяжную депрессию, вызванную переездом родителей в другой город. Ей было сложно найти друзей в новой школе. А она верила, как и многие девочки, чтобы для того, чтобы быть счастливой, ей нужен друг. Джоана почти все свободное время занималась дома, преисполненная жалости к себе. Она отказывалась идти гулять, потому что считала, что это бессмысленно делать в одиночестве.
Я посоветовал Джоане использовать этот метод. В таблице 12.2 можно увидеть, что Джоана запланировала множество всевозможных дел: сходить в центр искусств в субботу, на рок-концерт и т.д. Так как она должна была это проделать в одиночестве, то, считая затею глупой, предсказала (290:) низкий уровень удовлетворения. Но проведенное время Джоане понравилось. Повторив все заново, она поняла, что ее предсказания далеко не реальны. После того, как Джоана больше стала выполнять работы, невзирая на одиночество, ее настроение улучшилось. Джоана все равно хотела с кем-нибудь подружиться, но больше не чувствовала себя несчастной, когда была одна, ее самоуверенность возросла. Она стала более общительной и пригласила нескольких товарищей на вечеринку; они подружились. Джоана продолжала испытывать метод, чтобы оценивать удовлетворение от различных видов деятельности.
В чем же заключается разница между желанием и необходимостью? Кислород — необходим, любовь — желанна. Повторяю еще раз, любовь — это не необходимость, нормально желать любви, в этом нет ничего плохого. Но нет жизненной необходимости в одобрении, любви или внимании для того, чтобы испытать максимальное счастье.