Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер. 216
Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения. 217
Биографический очерк. 217
Подход Скиннера к психологии. 218
За пределами автономного человека. 218
Крах физиолого-генетического истолкования. 219
Какой должна быть наука о поведении. 219
Личность с точки зрения бихевиористского направления. 220
Респондентное и оперантное поведение. 221
Режимы подкрепления. 223
Условное подкрепление. 224
Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. 226
Генерализация и различение стимулов. 227
Последовательное приближение: как заставить гору прийти к Магомету. 228
Основные положения Скиннера относительно природы человека. 228
Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения. 232
Жетонная система вознаграждения: пример исследования. 232
Применение: лечение, основанное на оперантном научении. 235
Обучение навыкам общения. 235
Биологическая обратная связь. 237
Резюме. 238
Вопросы для обсуждения. 239
Глоссарий. 240
Библиография. 241
Рекомендуемая литература. 243
Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер. 243
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности. 244
Биографический очерк. 244
Основные принципы социально-когнитивной теории. 245
За пределами внутренних сил. 245
Бихевиоризм изнутри. 246
Вне подкрепления. 247
Саморегуляция и познание в поведении. 247
Научение через моделирование. 248
Основные процессы научения через наблюдение. 248
Подкрепление в научении через наблюдение. 251
Косвенное подкрепление. 251
Самоподкрепление. 252
Как появляется саморегулирование. 252
Самоэффективность: путь к совершенному поведению. 254
Основные положения Бандуры относительно природы человека. 255
Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории. 258
Насилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостиной. 259
Самоэффективность: как научиться преодолевать свои страхи. 261
Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение. 264
Самоконтроль поведения. 264
Основные шаги самоконтроля. 265
Джулиан Роттер: теория социального научения. 267
Биографический очерк. 267
Теория социального научения: основные концепции и принципы. 268
Потенциал поведения. 268
Ожидание. 268
Ценность подкрепления. 269
Психологическая ситуация. 269
Основная формула прогноза поведения. 269
Потребности. 270
Компоненты потребности. 270
Общая формула прогноза. 271
Интернальный и экстернальный локус контроля. 272
Заключительные комментарии. 273
Резюме. 274
Вопросы для обсуждения. 275
Глоссарий. 276
Библиография. 277
Рекомендуемая литература. 280
Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли. 281
Джордж Келли: когнитивная теория личности. 281
Биографический очерк. 281
Основы когнитивной теории. 283
Конструктивный альтернативизм. 283
Люди как исследователи. 284
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. 285
Личностные конструкты: модели для действительности. 285
Формальные свойства конструктов. 286
Личность: конструкт персонолога. 288
Мотивация: кому она нужна. 288
Основной постулат и некоторые выводы из него. 288
Основной постулат. 289
Выводы из основного постулата. 289
Основные положения Келли относительно природы человека. 294
Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории. 296
Репертуарный тест ролевого конструкта. 297
Расстройства мышления у больных шизофренией: «деструктивная» альтернатива. 300
Сходство конструктов и формирование дружбы. 302
Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли. 303
Эмоциональные состояния. 303
Психическое здоровье и расстройство. 304
Терапия фиксированной роли. 306
Резюме. 307
Вопросы для обсуждения. 308
Глоссарий. 309
Библиография. 310
Рекомендуемая литература. 312