Теоретическое значение гипотезы периодизации
I. Преодоление разрыва между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности; показывает противоречивое единство этих сторон развития личности.
II. Рассматривает процесс психического развития как идущее по восходящей спирали, а не линейно.
III. Изучение связей существующее между периодами, установление функционального значения всякого предшествующего периода для наступления следующего.
IV. Расчленить психическое развитие на периоды, соответствующие внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним факторам.
Практическое значение гипотезы: помогает приблизиться решению вопроса о сензитивности (повышенная чувствительность) отдельных периодов детского развития к определённому типу взаимодействий; помогает по-новому подойти к проблемы связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений.
Гордон Олпорт выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой – либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия. В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель» была выдвинута А. Н. Леонтьевым.
А.Н. Леонтьев:предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности.
Понятие «мотивация»впервые упомянуто А. Шопенгауэром.
По С.Л. Рубинштейну, «мотивация человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром».
Переодизация психического развития в детстве по Д.Б. Эльконину.
Деятельность: мотивационно – потребностная сторона + операционно – техническая сторона.
Во время младенчества основная деятельность – эмоционально интимное обещние ребенка с взрослым, происходит вызревание мотивов (осуществляются желания). Идет потребностно – мотивационное развитие.
При переходе к раннему детству ребенок начинает активно осваивать общение с предметами (осуществляются возможности)
В дошкольном возрасте осваиваются ролевые игры. Дети осваивают социальные обязанности в разных ролях.
В младшем школьном возрасте развиваются возможности – операционно – техническая сторона деятельности.
В младшем возрасте активно осваивается потребностно – эмоциональная сфера.
В старшем возрасте развивается операционально – техническая сторона деятельности.
Специфика человеческой мотивации:
1. социальное происхождение;
2. предметы потребностей – продукты общественного производства;
3. отвечает нуждам общества;
4. является основным содержанием воспитания человека;
5. направленность на отдалённые жизненные цели;
6. иерархическая соподчинённость мотивов (иерархичность);
7. полимотивированность;
8. взаимозаменяемость мотивов;
9. опосредованность речью, сознанием и интеллектом;
10. имеет волевые характеристики;
11. устойчивость;
12. надситуативность (следствие устойчивости);
13. функциональная автономность от состояний организма;
14. разнообразие;
15. изменчивость;
16. историчность.
В содержательном плане о человеческой мотивации можно сказать, что она формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и воспитательных воздействий, направляющих мотивацию на общественно значимое содержание.
Механизмы человеческой мотивации формируются по принципу высших психически функций: из биологических механизмов появляются социальные.
Поэтому мы можем видеть следы этой биологической мотивации:
I.актуализация потребностей в виде установок;
II.общие эмоциональные механизмы генетического и ситуативного развития мотивации.
III.Уже сформированные аспекты человеческой мотивации:
a. опосредованность интеллектом и волей;
b. направленность на отдалённые жизненные цели.
Социально обусловленное содержание мотивационной сферы человека (по крайней мере на начальных этапах онтогенеза), становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции.