Фиксированность на дефекте
Эмоции как часть механизма психической адаптации (ВКД) способствуют его запуску и коррекции в случае недостаточной успешности. Эмоциям посвящена весьма обширная литература (Ольшанникова А.Е ., 1978; Плишко Н.К., 1980; Руденко В.Е., 1980; Фресс П., 1975; Изард К., 1980; Лоренц К., 1994; и др.). Широко представлены работы о роли эмоций в различных экстремальных ситуациях, включая болезнь (НемчинТ.А., 1966; Марищук В.Л., 1993; и др.). В самом общем виде выделяют две основные функции эмоций: отражение в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций; регуляция психической деятельности.
Эмоции проявляются в форме различных переживаний, среди них особое место занимает тревога, от которой зависит успешность различных видов дяетельности человека. Последствия тревоги изменяются в зависимости от ее степени и сложности деятельности. Речь особенно чувствительна к влиянию тревоги. Кроме того, одни люди склонны проявлять тревогу всегда и везде, другие обнаруживают ее лишь время от времени, в зависимости от обстоятельств.
Определение уровня тревоги заикающихся имеет особое значение, потому что при повышении психоэмоционального напряжения их речь становится значительно хуже и количество запинок увеличивается. Р.Эриксон (R.Erickson, 1969) создал шкалу, позволяющую диагностировать степень субъективных переживаний заикающимися своего дефекта. Но поскольку это шкала ориентирована на оценку их коммуникативных проблем, на деле она может быть использована для оценки отношения к своему дефекту и при наличии других расстройств речи и голоса. Для определения степени фиксации на своем дефекте (уровня ценности речи) адекватен суммарный показатель «речевой тревоги» в баллах (максимальный — 24). Результаты исследований показали: в среднем речевая тревога заикающихся мужчин (17,4 ± 4,6) достоверно ниже, чем у женщин (18,2 ± 4,6) (Р<0, 001). У незаикающихся соответственно 5,6 ± 2,5 и 7,3 ± 3,9. Достоверно установлено ее нарастание с увеличением возраста заикающихся, что соответствует данным Е.Сильверман (E.M.Silverman, 1980).
У заикающихся речевая тревога достоверно коррелирует с временем чтения, что наиболее выражено у подростков (К=0,408; Р= 0,007) и в меньшей степени у взрослых (К =0,35; Р=0,04).
Методика Эриксона помимо общей тревоги позволяет также проводить дифференцированную оценку тревоги, направленной на: 1) речь; 2) общение; 3) уверенность.
Эти факторы характеризуют степень неудовлетворенности своей речью, оценку успешности речевого общения и тревогу во время речи. Выяснилось, что до оказания помощи наиболее выражена у всех заикающихся тревога по поводу своей речи (техники речи), наименее — по поводу речевого общения. Такое соотношение подтверждает направленность распространения тревоги у заикающихся и позволяет утверждать, что для них характерен первичный речевой дефект, на который возникает определенная психическая реакция, а не первичный «срыв высшей нервной деятельности».
Наиболее выраженные и стойкие — переживания по поводу техники речи (собственно речевого дефекта), причем психическая реакция на свой речевой дефект носит адекватный этому дефекту характер.
С помощью шкалы Эриксона были обследованы больные с дефектом нёбно-глоточного затвора, перенесшие реконструктивные операции на гортани, страдающие дисфониями органического и функционального генеза. Удалось установить различия указанных групп больных по этому показателю. Наиболее выраженные и стойкие переживания по поводу своего дефекта выявлены у лиц, лишенных гортани. Для функциональной дисфонии характерна более выраженная и вариативная тревога по сравнению с теми, у кого наблюдается органический дефект голосовых складок.
Дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор (АлександерФ.,2002; Данбар Ф., 1948), в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание (Орлова М.М., 1983).
Примером вариативности таких отношений при заикании может служить работа В.С.Кочергиной (1958), которая несет на себе отчетливую печать времени, т.е. трактует взаимоотношения личности и речевого дефекта с психофизиологических позиций, а точнее, с позиций физиологии высшей нервной деятельности. Автор разделила заикающихся детей на группы в соответствии с особенностями их личностей, соотнеся эти особенности с речевым нарушением по времени их возникновения.
К первой группе были отнесены дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) возникло из-за развившегося заикания. До заикания дети этой группы были практически здоровыми и уравновешенными.
У второй группы детей неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и было особенностью их личности. Развитие заикания обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности.
Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость (или тормозимость) была выражена наиболее значительно и наблюдалась также с раннего детского возраста. Однако в анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстройства различного происхождения: неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовая травма, постнатальная травма головы, острые или хронические инфекционные заболевания, а также некоторые формы сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринные расстройства, дистрофия и т.д. В. С. Кочергина отмечает, что у группы детей, перенесших те или иные инфекционные заболевания и травмы головы, довольно стойкими были признаки астенизации личности; у этих детей нередко отмечались микросимптомы органического поражения центральной нервной системы.
В четвертую группу были включены дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза — склонность к истерическим реакциям, к навязчивым страхам, представлениям и действиям.
Заметим, что использование автором термина «личность» далеко от современной его трактовки и скорее соответствует термину «индивидуальность». Кроме того, современные исследователи склоняются к тому, что переживания заикающихся вторичны по отношению к речевому дефекту.