Представления ребенка о том, как окружающий мир реагирует на его действия

Показано, что опыт дополнительных отношений имеет важные когни­тивные последствия. Обнаружено, *что дополнительные представления связаны с общим уровнем развития, целенаправленностью поведения и исследовательским поведением младенцев. Поскольку способы обработ­ки информации и обусловленные им и устойчивые когнитивные структу­ры в какой-то степени являются про изводными раннего опыта ребенка в области возможных отношений с физическим и социальным миром,

существенное значение могут приобретать те взаимодействия ребенка с родителями и «формирующее» поведение последних, которые приво­дят к половой дифференциации в связи с различным опытом мальчиков и девочек.

Ранее, при обобщении литературных данных, касающихся дифферен­цированной социализации по половому признаку, было отмечено, что, по сравнению с девочками, мальчики вызывают дополнительное реагиро­вание со стороны родителей и учителей: им уделяют больше внимания, относятся к ним отзывчивее и чаще делают как поощряющие, так и крити­ческие замечания в ответ на их действия. Мальчики получают игрушки, обладающие большим потенциалом обратной связи, и участвуют в иг­рах, требующих применения вероятностных стратегий. Можно ожидать, что этот ранний и более богатый опыт возможных взаимоотношений, приобретаемый мальчиками, положительно влияет на мотивацию их действий и способствует развитию у них целеустремленности. Кроме того, этот опыт позволяет мальчикам осознать, что они своими действи­ями могут вызывать изменения во внешней среде. Такое раннее осозна­ние эффективности своих действий (и чувство эффективности) способ­ствует формированию черт личности и когнитивных основ, от которых впоследствии зависит инструментальная компетентность. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикует­ся в нашей культуре, мальчикам оказывают больше, чем девочкам, помо­щи в развитии системы представлений, предполагающей и прогнозиру­ющей их превосходство и инструментальную компетентность.

Возможность «экспериментировать с природой»

Пиаже напоминает нам о том, что «всякий раз, когда ребенка прежде­временно учат чему-нибудь такому, к чему он мог бы прийти сам, его лишают возможности сделать самостоятельное открытие, а следова­тельно, и понять данное явление полностью» (Piaget, 1970, р. 715), Си-гел и Кокинг (Sigel, Cocking, 1976) обратили внимание на то, какое вли­яние оказывает неумение родителей «выбирать дистанцию» при разви­тии репрезентативного мышления ребенка. Они предполагают, что правильный «выбор дистанции» способствует активному вовлечению ребенка в решение проблем и повышает вероятность того, что между опытом и ожиданиями ребенка возникнут расхождения, которые он не сможет сразу же ассимилировать. Для разрешения этих противоречий ребенок должен изменить подход, перепроверить прежние представле­ния и модифицировать посылки — то есть развить новые когнитивные

176 Глава о

Тендерные рола




структуры. Данные нескольких работ подтверждают, что практики соци­ализации, при которых приветствуется нахождение ребенка вблизи от взрослых, не поощряется самостоятельное решение проблем, поскольку взрослые вмешиваются преждевременно или слишком часто, ограничи­вается исследовательская деятельность и не поощряются активные игры, могут препятствовать формированию у ребенка когнитивных пред­ставлений и навыков, составляющих сущность когнитивного развития. Ранее отмечалось, что при воспитании мальчиков больше, чем при вос­питании девочек, поощряется любознательность, независимость и иссле­дование окружающего мира — то есть качества и типы поведения, необ­ходимые для экспериментирования, которое Пиаже и другие ученые счи­тали основным условием развития когнитивных структур. И наоборот, для родителей девочек характерно воспитание с использованием более ограничивающих средств (таких как поощрение нахождения ребенка вблизи от взрослых, ожидания «благовоспитанного» поведения, строгий контроль и оказание помощи при решении проблем). Поэтому девочки имеют меньше возможностей участвовать в активном экспериментирова­нии с окружающим миром, сталкиваться с противоречиями и прилагать усилия для поиска решений. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикуется в нашей культуре, мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей «делать откры­тия», «изучать» и «понимать» мир, в котором им придется жить.

Наши рекомендации