Инновационная культура общества
Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) во многом определяется состоянием инновационного климата общества. Сам процесс формирования инновационно восприимчивой среды чрезвычайно сложен. Еще К. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса», рассматривая проблему использования новшеств, отмечал, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. В частности, он вывел целую систему факторов, стоящих на пути реализации новшеств: инертность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага; временные убытки, противодействие непривычному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпоративные интересы, профессиональная зависть и т. д. Несмотря на то, что выводы ученого были сделаны более семидесяти лет назад, они и сегодня всё ещё актуальны.
Между тем для современных динамично развивающихся обществ проблема производства и внедрения инноваций становится особенно актуальной. Общество не просто должно адекватно реагировать на инновации, оно должно осваивать их во всех областях человеческой деятельности. Неприятие инноваций, их блокирование ведет к застою в общественной жизни, что приводит к общему отставанию. Таким образом, в современном обществе должен формироваться социальный спрос на инновационную деятельность во всех сферах общественной жизни.
Поэтому одним из важных вопросов является готовность общества к продуцированию, распространению и принятию инноваций. И эта готовность во многом обусловлена культурными факторами. В частности, можно выделить два фактора, влияющие на этот процесс. Первый — это тип цивилизационного развития.
Исследователи признают, что инновации всегда присутствовали в человеческой деятельности. Например, по мнению Алана Баркера, переход человечества к сельскохозяйственному производству можно считать первым примером инновации, и даже самым важным нововведением в истории человечества. Свою точку зрения он аргументирует следующим образом. Сельское хозяйство изменило человеческое общество сильнее, чем любая другая инновация до этого или с этих пор. Никто точно не знает, почему это произошло. Более 200 тысяч лет люди были охотниками и собирателями. Затем около 10 тысяч лет назад произошло нечто странное: мы начали оседать на одном месте. Очевидных причин тому нет: земледелие изначально понижает стандарты здоровья в популяции.
Он предположил, что, возможно, это была реакция на интенсивное глобальное потепление. Средние показатели температуры поднялись на 7 градусов по Цельсию за 10 лет. Для экосистем это должно было быть катастрофой. Люди отреагировали на этот кризис тем, что начали сажать сельскохозяйственные культуры и разводить животных для пропитания. Вообразите, какой странной должна была сначала казаться эта идея. Охотники и собиратели сами сажают и выращивают растения, сами пасут животных, а не просто охотятся на них.
А. Баркер считает, что сельское хозяйство наглядно показало, что инновации возникают циклически, по спирали. Выращивание сельскохозяйственных культур, или, например, одомашнивание животных требует новых навыков и форм сотрудничества. Успешное производство продуктов питания приводит к появлению излишков. Возникает вопрос: что делать с остатком? Придумать и ввести новую форму обмена — торговлю. Торговля также порождает новые специализации и формы взаимодействий между людьми. Людям нужно регулярно встречаться. Они начинают собираться в деревни и города. Эти формы жизни приводят к еще большим проблемам. Как быть с разногласиями в общине? Как поддерживать гигиену? Как восстановить плодородие земли? Как добывать сырье и распределять материальные блага, созданные общиной?