Как общее основание свойств

ЛИЧНОСТИ1

Категория личности относится в психологической науке к числу базовых... она не является сугубо психологической и в различных планах исследуется многими, а по существу, всеми общественными науками, поэтому и здесь возникает вопрос о том специальном аспекте, в котором личность исследуется пси­хологией. Как было показано, психические явления формиру­ются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту — общественному индивиду — личности. Ни дея-

Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги ав­тора «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. С. 289-331.


Б. Ф. Ломов. Общественные отношения...

тельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и про­блема деятельности и проблема общения «замыкаются» на про­блему личности. В конце концов через анализ деятельности и общения (более широко — всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает — во всяком случае должна раскрыть — психологический склад личности, ее внутренний, духовный мир.

Наряду с принципами единства сознания (человеческой пси­хики в целом) и деятельности, сознания и общения в советской психологии сформулирован личностный принцип, который тре­бует исследовать психические процессы и состояния как про­цессы и состояния личности. <...>

Понятие «личность» относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду (неверно было бы относить это поня­тие, например, к группе людей1). При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т. е. индивидуальность. Однако понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» не тождественны по содержанию. Каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. <...>

В любом случае личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. Понятно, что в связи с этим особо значимой становится задача исследования организа­ции свойств личности в единую структуру и прежде всего выяв­ления тех из них, которые выступают в роли системообразующих.

Но чтобы подойти к решению этой задачи, необходимо в пер­вую очередь рассмотреть вопрос о происхождении свойств лич­ности. Откуда они берутся? Что является их объективным ос­нованием? Какие детерминанты определяют их формирование и развитие? В силу каких причин (и при каких обстоятельствах) у того или иного индивида складывается определенная структу­ра личностных свойств и в силу каких причин она изменяется?

Впрочем, Бехтерев для обозначения группы людей пользовался понятием «собирательная личность». Он хотел этим подчеркнуть, что группа облада­ет некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индиви­дов, входящих в нее. Точнее здесь было бы применить понятие «совокупный субъект». (Прим. Б. Ф. Ломова)

62 Раздел I. Общее представление о личности в психологии

Как известно, многочисленные попытки ответить на эти во­просы на основе изучения индивида, рассматриваемого per se, вывести психические свойства личности человека из его натуры не увенчиваются успехом. Как бы детально ни изучались челове­ческий организм, функции человеческого мозга, динамика пси­хических процессов и состояний, их индивидуальное своеобра­зие и т. д., понять основания и другие детерминанты свойств лич­ности на базе только этого не удается.

Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структур­ные. Они принадлежат к той категории свойств, которые опре­деляются как системные. А это значит, что для раскрытия их объективного основания нужно выйти в исследовании за преде­лы индивида и рассмотреть его как элемент системы. Этой сис­темой является общество. Личностные свойства как проявле­ния социального качества индивида можно понять лишь при изучении его жизни в обществе. Только анализ отношения «ин­дивид—общество» позволяет раскрыть основания свойств чело­века как личности. <...>

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обще­стве, ее движение в системе общественных отношений. Эти от­ношения выражаются прежде всего в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете его лично­стные свойства формируются и развиваются в зависимости от; его принадлежности к определенному классу, нации, этниче­ской группе, профессиональной категории, семье определенно­го (исторически сложившегося) типа, от образования (если он его получает) в школе (и средней и высшей) определенного типа; членства в общественных или политических организаци­ях и т. д.

Включенность индивида в те или иные общности определя­ет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, его образ жизни. Это либо содейству­ет его развитию (как, например, в подлинном коллективе),

Б. Ф. Ломов. Общественные отношения...______________ 63

либо сдерживает развитие и уродует личность (как, например, в группах корпоративного типа).

Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общно­стей людей, а также общества в целом определяется историче­ски развивающейся системой общественных отношений. Поэто­му в ходе его изучения должна быть в первую очередь раскрыта специфика проявлений этой системы. Понятно, что такую зада­чу психология может решить только в контакте с другими обще­ственными науками.

Однако неверно представлять себе дело так, что образ жиз­ни индивида точно и однозначно копирует образ жизни обще­ства или определенных общностей людей. Общий, характерный для данного общества образ жизни выражается в огромной мас­се индивидуальных вариантов. Эти варианты существенно за­висят от того, в какие общности и каким образом включается тот или иной конкретный индивид, мерой его участия в разных видах общественных отношений, совокупностью выполняемых деятельностей и кругом общения. <...>

Итак, общим объективным основанием свойств личности яв­ляется система общественных отношений. В этом смысле обще­ство порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Лич­ность — это член общества и его продукт. Отношение «инди­вид—общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирова­ние и развитие личностей (их исторически определенных ти­пов) является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни самое общество не могут существовать.

Для личности общество — это не просто некоторая внешняя среда. Как член общества, она объективно необходимым обра­зом включена (осознает она это или нет) в систему обществен­ных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в полити­ческую и идеологическую жизнь общества и т. д. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности

64____ Раздел I. Общее представление о личности в психологии

не прямая. Она опосредствуется множеством факторов и усло­вий, которые требуют специального исследования.

При рассмотрении социальной детерминации личности (осо­бенно если эта детерминация понимается как линейная) обна­руживается противоречие: с одной стороны, свойства личности, прежде всего ее сознание и воля, определяются общественны­ми отношениями, которые не зависят от сознания и воли; с дру­гой — личность (во всяком случае, развитая личность) в своей общественной жизни, конечно, ведет себя как сознательное су­щество, обладающее мотивами, целями, волей и т. п.; она актив­но — в большей или меньшей степени — строит свои отноше­ния с другими людьми.

Это противоречие разрешается практически — в действиях личности по отношению к другим личностям и в их действиях по отношению к ней. Социальная детерминация личностей осу­ществляется именно в их действиях и взаимодействиях. Напом­ним еще раз, что общественные отношения складываются из действий конкретных личностей. <...>

Позицию личности в обществе (ее индивидуальное бытие) было бы неверно изображать как некую точку в сложной сети связей между людьми. Скорее ее можно представить как «мно­гомерное динамическое пространство», каждое измерение ко­торого соответствует определенному виду общественных отно­шений.

В жизни каждой личности эти виды имеют различные «веса». В один она включена непосредственно, в другие — опосредство­ванно (при этом опосредствование может быть весьма слож­ным). Одни виды объективно оказываются доминирующими, другие — подчиненными. Некоторые «проходят» через всю ее жизнь (или значительный отрезок жизни), в другие она включа­ется эпизодически и т. д. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений так же раз­личны; в них, в частности, по-разному складываются взаимосвя­зи разных форм деятельности и общения.

Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично. <...>

Детерминированность личности общественными отношени­ями вовсе не означает, что она является их пассивным слепком. Более того, самая сущность социальной детерминации исключа

Б. Ф. Ломов. Общественные отношения...

ет это. Включение личности в систему общественных отношений и ее движение в этой системе могут осуществляться только как активный процесс. <...>

, Возьмем, к примеру, такие психологические характеристи­ки (состояния) человека, как переживания, чувства и эмоции (не будем обсуждать сейчас вопрос о соотношении между ними). В психологии накоплено немало данных, позволяющих теми или иными способами оценивать модальность, глубину, устойчивость, динамику эмоциональных состояний; изучаются также интериндивидуальные различия людей по этим показате­лям. Но они описывают эмоцию абстрактно, как таковую, а не в ее личностном аспекте. Переход к этому аспекту требует выяс­нения того, какие события являются значимыми для данного индивида и вызывают у него те или иные эмоциональные со­стояния. Связаны ли эти состояния только с событиями его собственной жизни или той группы людей, которой он принад­лежит (например, семьи), или же в них находят проявления гражданские чувства, содержанием которых является жизнь об­щества. Понять же, чем обусловливается личностная значи­мость воспринимаемых событий, невозможно без анализа раз­вития данной личности в обществе. ->

То же можно сказать и об интеллекте. Как и эмоции, его мож­но описать целым рядом показателей. Но когда интеллект рас­сматривается как свойство личности, то неизбежно возникают вопросы о том, какие жизненные задачи выбирает эта личность, с каких позиций она их решает, использует ли она свои интел­лектуальные возможности только в своих личных интересах или в интересах общества или против общества. Иначе говоря, изучение интеллекта в личностном плане предполагает выявле­ние его социальной направленности.

То же можно сказать и о волевых свойствах личности. Оцен­ка этих свойств «вообще» мало что дает. Они должны быть взя­ты относительно функций, которые личность выполняет в об­ществе, ее позиции, ее общественной направленности.

Конечно, эта старая триада — эмоции, интеллект и воля — позволяет описывать лишь очень общие, глобальные черты психологического портрета личности. Его детализация предпо­лагает изучение и многих других — на первый взгляд, быть мо­жет, и не очень важных — психологических (и даже непсихоло-

3 Зак. № 940

66____ Раздел I. Общее представление о личности в психологии

гических) особенностей. При определенных условиях суще­ственными свойствами личности могут оказаться, например, специфически развитая чувствительность того или иного ана­лизатора, скорость реакции, умение распределять внимание или объем кратковременной памяти и т. д. <...>

Из всего сказанного выше следует, что развитие индивида как личности в обществе обеспечивается сложной, системной детерминацией.

В этом развитии диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систе­му общественных отношений; ее связи с людьми и разными сфе­рами жизни общества расширяются и углубляются; и только бла­годаря этому она овладевает общественным опытом, присваива­ет его, делает своим достоянием. Эта сторона развития личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, при­общаясь к различным сферам жизни общества, личность вмес­те с тем приобретает и все большую самостоятельность, отно­сительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. .Индивидуализация — это фунда­ментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.

Б. Г. Ананьев. Структура личности

тельности, у него активируется прежде всего способность объек­тивации — эта специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (или речь) и обычные формы мышления, а затем, по завершении мыс­лительных процессов, и акты воли, снова включающие субъек­та в целесообразном направлении в процесс временно приоста­новленной деятельности и гарантирующие ему возможность удовлетворения поставленных им себе целей.

Объективация — специфически человеческая способность, и на ее базе существенно усложняется и запас фиксированных у человека установок. Нужно иметь в виду, что установка, опо­средованная на базе объективации, может активироваться по­вторно, в соответствующих условиях, и непосредственно, без нового участия акта объективации. Она вступает в круг имею­щихся у субъекта установок и выступает активно, наряду с про­чими установками, без вмешательства акта объективации. Та­ким образом, становится понятным, до какой степени сложным и богатым может сделаться запас человеческих установок, включающих в себя и те, которые были когда-нибудь опосредо­ваны на базе объективации.

Б. Г. Ананьев

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ1

Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и ценностных ориентации личности позволяет по­нять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе функционирова­ния тех или иных социальных (например, производственных) об­разований. Современная психология все более глубоко проника­ет в связь, существующую между интериндивидуальной струк­турой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой самой личности..

92 Раздел П. Структура личности

Б. Г. Ананьев. Структура личности___________________ 93



Многообразие связей личности с обществом в целом, с раз­личными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию лич­ностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь, сформи­ровавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности со­циальных контактов личности, оказывают влияние на образова­ние собственной среды развития. Ограничение или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникнове­ния неврозов и психоневрозов. Распад самих социальных объе­динений (интериндивидуальных структур) влечет ломку интра-индивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное пове­дение, вернее, совокупность индивидуальных поведений участ­ников таких распадающихся объединений. <...>

К субъективным факторам относится и структура личности, оказывающая влияние на состояния личности, динамику ее по­ведения, процессы деятельности и все виды общения. Структу­ра личности постепенно складывается в процессе ее социально­го развития и является, следовательно, продуктом этого разви­тия, эффектом всего жизненного пути человека. Как и всякая структура, интраиндивидуальная структура есть целостное об­разование и определенная организация свойств. Функциониро­вание такого образования возможно лишь посредством взаимо­действия различных свойств, являющихся компонентами струк­туры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структур­ном изучении этого развития обязательно сочетается с иссле­дованием различных видов взаимосвязей между самими компо­нентами.

Известно, что далеко не все психофизиологические функ­ции, психические процессы и состояния входят в структуру лич­ности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вме­сте с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, мно­гократно опосредствованные социальными свойствами лично­сти, но сами относящиеся к биофизиологическим характеристи-

кам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.). Структура личности включа­ет, следовательно, структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств. Эту связь нельзя, конечно, понимать упрощенно как прямую корреляционную зависимость структу­ры личности от соматической конституции, типа нервной сис­темы и т. д.

Новейшие исследования показывают наличие весьма слож­ных корреляционных плеяд, объединяющих разные социальные, социально-психологические и психофизиологические характе­ристики человека. <...>

Следует заметить, кстати, что в теории личности часто недо­оценивалось значение интеллекта в структуре личности. В пси­холого-педагогической литературе нередко встречаются мне­ния об опасности односторонней интеллектуализации лично­сти. С другой стороны, в теории интеллекта слабо учитываются социальные и психологические характеристики личности, опо­средствующие ее интеллектуальные функции. Это взаимообо­собление личности и интеллекта представляется нам противо­речащим реальному развитию человека, при котором соци­альные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя. Поэтому интеллектуальный фактор и оказывается столь важ­ным для структуры личности...<...>

Все четыре основные стороны личности (биологически обус­ловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, соци­ально обусловленные качества личности) тесно взаимодейству­ют друг с другом. Доминирующее влияние, однако, всегда оста­ется за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами. <...>

Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — все это характеристики личности, определяющие ее мировоз­зрение, жизненную направленность, общественное поведение,

94______________________ Раздел II. Структура личности

основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъек­тивных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном пове­дении, закрепленных в образе жизни. <...>

.На любом уровне и при любой сложности поведения лично­сти существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношениях; б) коммуникацией и са­морегуляцией поступков человека в процессе общения; в) пре­образованиями внутреннего мира самой личности. Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивает­ся окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах.

Вопрос о том, является ли поведение человека более общим понятием, чем деятельность (труд, учение, игра и т. д.), или, на­против, деятельность есть родовая характеристика человека, по отношению к которой поведение — частный вид, должен, как нам представляется, решаться конкретно, в зависимости от плоско­сти рассмотрения человека. В данном случае, когда нас интере­сует именно личность и ее структура, можно считать поведение человека в обществе родовой характеристикой, по отношению к которой все виды деятельности (например, профессионально-трудовая) имеют частное значение. Нам представляется весьма полезным с этой точки зрения понимание личности как субъекта поведения, посредством которого реализуется потребность в определенных объектах и определенных ситуациях. <...>

Исследование социального статуса и социальных ролей лич­ности, т. е. объективных характеристик, выявляет активное уча­стие самой личности в изменении статуса и социальных функ­ций. Сложный и долговременный характер активности субъек­та является показателем наличия не только приспособленных к отдельным ситуациям тактик поведения, но и стратегии дости­жения посредством этих тактик далеких целей, общих идей и принципов мировоззрения. Именно стратегическая организа­ция поведения включает интеллект и волю в структуру лично­сти, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотиваци­ей поведения личности.

В. Н. Мясищев. Личность и отношения человека_________ 95

В реальном процессе поведения взаимодействуют все «бло­ки» коррелируемых функций (от сенсомоторных и вербально-логических до нейрогуморальных и метаболических). При лю­бом типе корреляции в той или иной степени изменяется чело­век в целом как личность и как индивид (организм). Однако сохранению целостности организма и личности способствуют только те коррелятивные связи, которые соответствуют объек­тивным условиям существования человека в данной социальной и природной среде. <...>

Мы думаем, однако, что структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординацион­ному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд сте­пеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них. Рассмотренные выше явления ин­теллектуального напряжения развиваются именно по коорди­национному типу, подобно системе ценностных ориентации, социальных установок, форм поведения, представленной в структуре личности сложным комплексом свойств.

В. Н. Мясищев

ЛИЧНОСТЬ И ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА1

Человек, член общества, рассматривается социологией, пси­хологией и педагогикой как личность, хотя он при этом остается организмом; в основе всех сторон деятельности личности лежит деятельность мозга. Единицей, рассматриваемой в перечислен­ных науках, является не организм, а личность человека, которая характеризует его как деятеля и более или менее заметного учас­тника общественно-исторического процесса. Личность в основ-

1 Статья опубликована в сборнике «Проблемы личности» (1969). Текст дается по книге «Психология отношений». Москва—Воронеж, 1995. С. 342-353.

Б. Ф. Ломов. Направленность личности_______________ 105

ния личности и психики существенно не только их единство, но и различие. Человеческое суждение, мышление вообще, может быть бесстрастным, страстным и пристрастным. Первое не пре­пятствует адекватному отражению, но и недостаточно для глу­бины его, второе содействует глубине и богатству отражения, а третье искажается тенденциями, в которых субъективные ком­поненты отношения делают отражение неадекватным, непра­вильным. <...>

Эти понятия не только жизненно важны, а потому и научно и теоретически важны. Не отрицая роль функционального про­цессуального рассмотрения психологии человека, нельзя не учесть, что содержательно-синтетическое восприятие являет­ся как исходным, так и завершающим моментом психологиче­ского исследования и психологической характеристики. Отсюда вытекает вопрос о месте понятия психическое или личностное, или человеческое отношение в системе психологических поня­тий. Исходя из того, что это понятие отношения несводимо к дру­гим и неразложимо на другие, надо признать, что оно представ­ляет самостоятельный класс психологических понятий. Выде­ление этого класса особенно важно в борьбе за личностную психологию против безличной функционально-процессуальной и за содержательную психологию личности.

Б. Ф. Ломов

Наши рекомендации