В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов

Не следует изучать рассказы исключительно для определения побудительного (мотивационного) содержания; необходимо определить средства защиты ребенка от этих побудительных сил. Довольно часто изучение средств защиты дает больше инсрормации, чем изучение собственно мотивов, поскольку мотивы как таковые проявляются менее ясно, чем силы, ведущие борьбу с ними. С другой стороны.



*

структура соедств защиты может быть более тесно связана с внешним поведением ребенка. Изучение мотивов и средств защиты позволяет оценить стуктуру характера испытуемого.

Кроме прямого изучения основных защитных механизмов, не менее важно исследозать для этого и другие аспекты рассказов. Например, некоторые испытуемые выбирают навязчивое средство защиты относительно рисунков тревожного, беспокойного содержания. Они могут придумать 4-5 тем каждая из которых очень коротка и описательна, внешне очень различных, но динамически тождественных. Иногда в последовательности тем по одному и тому же рисунку прослеживаются попытки испытуемого затронуть беспокоящий его конфликт. Последующие рассказы могут становиться все более и более невинными, показывая возрастание операции защиты. При изучении детских рассказов необходимо рассматривать природу и патогенез средств защиты в терминах, специфических для каждого возраста. Что нормально для одной возрастной группы, может быть патологично для , другой.

9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"

Отношение избранного наказания к природе обиды дает возможность проникнуть в глубины скрытого Супер-Эго. Герой психопата, убивающий кого-нибудь, может и не получить иногда иного наказания, кроме легкого предупреждения о том, что он может из данного поступка извлечь урок на всю жизнь. У невротика могут быть рассказы, в которых героя случайно или намеренно убивают, калечат или он умирает от болезни, следующей за малейшим проявлением агрессивности. С другой стороны, многократное и разностороннее Супер-Эго иногда представлено как слишком строгое, а иногда как слишком мягкое, уязвимое, что часто встречается в рассказах невротиков. Определение как обстоятельств, при которых Супер-Эго ребенка может быть строгим и замкнутым, так и условий, при которых оно склонно к уязвимости и беспомощности, относится к одной из трудных проблем поведения и действования

Интеграция Эго

Интеграция Эго - важная переменная для изучения многочисленных аспектов, вкоторых она обнаруживает общий уровень функционирования. До какой степени ребенок способен пойти на компромисс между побуждениями и требованиями действительности, с одной стороны, и командами его Супер-Эго - с другой? Важнейшим аспектом данной переменной является то, что адекватность героя при решении проблемы ставит рассказчика лицом к лицу с ним самим.

Здесь могут представлять интерес также и формальные характеристики. Способен ли испытуемый рассказать истории, которые составляют определенный результат познания стимулов, или он оставляет их без внимания и рассказывает историю безотносительно к картинке и, как следствие, поглощен своими собственными проблемами в восприятии действительности? Находит ли испытуемый спасение от беспокойства, стимулированного тестом, давая очень стереотипные ответы, или же он чувствует себя достаточно комфортно, чтобы быть творческим и создавать более или менее оригинальные истории? Создавая сюжет, может ли он достичь адекватного и действительного выражения конфликтов как в рассказе, так и в самом себе, или же его мыслительные процессы становятся неструктурированными или даже странными при столкновении с проблемой? Обладает ли он способностью переходить от прошлого к будущему? Все это будет зависеть от возраста ребенка, от уникальности его личности.

С формальной точки зрения рассказывание историй является задачей, которую субъект должен выполнить. Адекватность, силу Эго и другие переменные можно вывести из его способности решать задачу, а также способа ее решения. Безусловно, адекватность Эго и его различные функции должны рассматриваться в связи с возрастом. Рассмотрение должно затронуть многообразие функций Эго. а именно, контроль побуждений и мотивов (относительно последовательности и исхода рассказа), фрустрационная толерантность (относительно адекватности героя), толерантность к Tpeeoie. перцептивная и моторная адекватность, и т. п.

При анализе полученного материала можно использовать три способа интерпретации, выбор которых обусловливается задачами, стоящими перед психологом:

1) быстрое или интуитивное прочтение, при котором происходит выделение проблемы по "ключам", присутствующим в рассказах и поведении ребенка, без глубокого анализа;

2) нормативно-статистический способ, основанный на межиндивидуальных различиях в восприятии:

3) аналитический способ, в основе которого лежит анализ всей полученной информации и обобщение результатов по каждому испытуемому.

В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов - student2.ru В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов - student2.ru V. УРОВНИ АНАЛИЗА ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Анализ полученного вербального материала проводится по трем уровням.

1) описательная тема,

2) интерпретативная тема.

3) диагностический уровень.

Автор методики использует для анализа еще 12 функций Это, которые в данном учебном пособии не рассматриваются, так как они могут применяться для интерпретации только клиническими психотерапевтами.

Рассмотрим на конкретных примерах, каким образом проводится дифференциация вербального материала по трем названным уровням.

История 3

Рисунок Лее с трубкой и тростью сидит в кресле, а в правом нижнем углу из норки высовывается мышонок.

История: Этот лев, огорченный мышкой, сидит здесь и не знает, что делать. Он испробовал все. Он позвал экстерминатора, и экстерминатор говорит: "Единственное, что можно сделать, - это взорвать мышку". Но лев говорит: "Я уже пытался это сделать, но потерял три дома". "А почему не сделать мышеловки?" - говорит экстерминатор. "Но мышка имеет надежные средства, которые разъединяют мышеловки, и она всегда достанет сыр," - говорит лев. "Тогда почему бы не попробовать яд?" - говорит экстерминатор. "Но это невозможно, потому что мышка знает, что это яд, и она никогда не выйдет", - говорит лев. Наконец, лев решает, что он должен двинуться во Флориду, но как только принимается это решение, он видит... он встревожен, обеспокоен червяками, выползающими из-под пола. И тогда он говорит: "Я должен вернуться назад и жить в джунглях, к которым принадлежу."

Описательная Интерпретативная Диагностический уровень
тема тема  
пев, огорченный мышкой если кто-то огорчен кем-то субъект чувствует беспокойство,
  или чем-то маленьким доставленное младшим братом
испробовал все и стремится тщательно чувствует неуспешность в
  избавиться от них противостоянии агрессии, направленной на него
обращается к просит помощи субъект пытается заручиться
экстерминапюру могущественного помощника помощью кого-то, возможно психолога, роль которого он видит как помогающего разделаться с младшим братом
который дает советы, уже который дает советы, психолог рассматривается как
испробованные и признанные уже бесполезными бесполезный; младший брат -
обнаруженные как бесполезные или вредными перехитривший испытуемого; он
и вредные   рассматривает свою агрессию как
  т бумеранг
затем лев решает уехать поэтому он направляется в он предпринимает попытки ухода
  новую область (уезжает) (или другие формы поведения)
но он встревожен, обеспокоен но и там огорчается кем-то обнаруживает эти меры
червяками или чем-то маленьким бесполезными
и, в конце концов, он и, наконец, регрессирует к регрессирует к более примитивным
возвращается в джунгли, к более примитивным условиям формам поведения
которым он чувствует свою    
принадлежность    

В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов - student2.ru В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов - student2.ru Клинические замечания

В этой истории мышь и черви, вероятно, символизируют младшего брата История особенно интересна, поскольку можно видеть элементы переноса взаимоотношений. Ребенок видит своего психолога в роли экстерминатора (кто должен уничтожить брата, чтобы помочь). Однако очевидно, что он не удовлетворен психологом; чувствуется, что общение с ним и терапия не предлагают ему решений лучших, чем те, которые он уже испробовал. Его возвращение в джунгли предполагает не только регрессию, но также и уход. Так как этот уход является результатом сложной ситуациии. мы имеем основания рассматривать его как вторичный уход, в большей степени сравнимый с фобической ситуацией.

История 6

Рисунок: темная пещера с двумя неясно очерчеными фигурами медведей • дальний план. На переднем плане - лежащий медвежонок.

История: Они находятся в берлоге и очень обеспокоены падающими камнями. Медведь идет к медвежьему плотнику и говорит: "Вы должны сделать так, чтобы камни больше не падали около моей берлоги; мой ребенок очень беспокоен". Медвежий плотник приходит и начинает стучать, позднее он стучит каждую ночь. В конце концов ребенок говорит: "Это мне мешает спать больше, чем падающие камни. Бесполезно."

Описательная тема Интерпретативная тема Диагностический уровень
медведи находятся в берлоге, они взволнованы падающими камнями если кто-то обеспокоен шумом падающего камня ночью ночные шумы беспокоят субъекта: первопричина расстройства?
мама-медведь просит медвежьего плотника что-то предпринять он обращается за помощью к плотнику субъект надеется, что специалист устранит эти беспокойства
медведь создает шум который также создает шум субъект расстроен психологом
ребенок больше расстроен шумом плотника ночью, чем шумом падающего камня в большей степени причиняющий беспокойство, чем падающий камень в большей степени, чем первичными шумами
и говорит: "Бесполезно" кто-то говорит плотнику о бесполезной помощи и отрицает помощь психолога

Клинические замечания

В данном случае первопричиной являются ночные шумы. Вероятно, шумы являются чем-то внутренним для субъекта, так же как и все, что его окружает. Ребенок говорит: "Доктор (психолог) доставляет мне беспокойства больше, чем моя семья; я хочу попросить его оставить меня в покое" (излечение хужемчем болезнь). Мы можем, таким образом, сказать, что ребенок сопротивляется, так как лечение является для него слишком разрушительным.

История в

Рисунок: Две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. Одна взрослая обезьяна (на переднем плане) разговаривает с маленькой обезьяной.

История: Обезьяна-мама и ребенок-обезьяна принимали гостей Бабушка и дядя пришли f гости. Здесь портрет бабушки-обезьяны, висящий на стене. Обезьяна-мама говорит. "Сейчас следи зэ своими манерами, детка, мы собираемся принять сегодня много гостей". И ребенок говорит: "Хорошо' Бабушка-обезьяна говорит: "Какой красивый у вас дом". Мама - большая хвастунья. Она говорит: "Да. у меня красивый дом. Вы должны увидеть мою кухню. Она так прекрасна; все очень хорошо в доме". Затем несколько жуликов, которые находились снаружи, взорвали дом, и мама никогда больше не хвасталась.


В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов - student2.ru В. Основные средства защиты против конфликтов и страхов - student2.ru Описательная тема Интерпретативная тема Диагностический уровено
мама и ребенок находятся в если кто-то принимает гостей  
компании бабушки и дяди    
мама-обезьяна просит мама хочет, чтобы ребенок вел мать выглядит как
ребенка следить за своим себя хорошо, ребенок делает это надзирательница, ребенок
поведением и ребенок   подчиняется
соглашается    
бабушка делает бабушка говорит комплименты субъекту неприятно довольство
комплименты маме по маме по поводу красоты ее дома, матери домом и ее хвастовство
поводу красоты дома, мама мама хвастается  
хвастается    
жулики, находящиеся жулики взрывают дом. субъект ощущает гнев внутри
снаружи, взрывают дом   себя и хочет разрушить удовольствие матери
и мама никогда больше не и мама никогда больше не гневные чувства против матери
хвастается хвастается  

Клиническиезамечания

Эта история снова отражает социальный уровень в доме ребенка, что уже просматривалось раньше - упоминание Флориды, легкость, с которой этот ребенок прибегает к профессиональной помощи (экстерминатор, плотник). И сейчас мы имеем реалистичную картину вежливых манер, принятых в доме, и негативное восприятие ребенком своей матери. Взрыв, уже упомянутый в истории 3, снова показывает сильные агрессивные чувства, сдерживаемые в этом ребенке и в данном случае очевидно направленные на мать.

С одной стороны, мы видим очень требовательное Супер-Эго, которое делает его устойчивым, а с другой, он позволяет себе достаточно ужасное возмездие, когда дом и, по-видимому, мать, компания (вероятно, и он сам) взрываются. Это хороший пример недостатка интеграции Супер-Эго, обеспечивающего в одно и то же время слишком сильный и слишком слабый контроль.

История 9

Рисунок: Черезоткрытую дверь освещенной комнаты видна темная комната. В темнойкомнате - детская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит через открытую дверь.

История:Мой брат любит кроликов, а мне они неприятны. Я люблю белок, а ему они не нравятся. Я составлю плохую историю о нем - он мне не нравится! Кролики доставляют много беспокойства, они слишком пахнут. Так, кролик лежит в кровати. Папа-кролик говорит: "Я слышал, что охотники идут по следу". Ребенок говорит. "У меня есть хорошая идея Поскольку охотники любят охотиться, мы дадим им на что-нибудь поохотиться". И папа говорит: "Что?" Ребенок говорит: "Сходи и принеси мне много холста". Они рисуют много кроликов, и они выглядят как настоящие, в каждом кролике находится кусочек динамита. И когда охотники приходят и стреляют в кролика, ребенок и отец в тот же момент улетают в Китай и говорят: "Мы никогда не будем больше убивать кроликов"

Описательная тема Интерпретативная тема Диагностический уровень
мой брат любит кроликов, а мне они темпераментные разпичия с агрессия, направленная на
неприятны; мне нравятся белки, но братом брата
ему они не нравятся; я составлю    
плохую историю о нем; он мне не    
нравится    
кролики неприятны; они сильно брат неприятен, пахнет агрессия, направленная на
пахнут   брата, вызванная в
    определенной степени его
    нечистоплотностью

ребенок одурачивает охотников, сурово с ними обращается, кладя динамит в ненастоящих кроликов, и, когда охотники пытаются выстрелить в кроликов, охотников уносит в Китай. Они говорят, что впредь не будут охотиться на кроликов если кто-то желает убить, то этот кто-то оказывается убитым сам сильная потребность в агрессии; сильное Супер-Эго; сильная интроагрессия

Клинические замечания

Это очень сложная история. Старший брат отрицательно относиться к младшему. Предположение "Я составлю плохую историю - он мне не нравится" может относиться как к кролику на картинке, так и к брату Хотя динамически здесь нет разницы. Под влиянием его эмоций эта история менее хорошо структурирована так как рассказ осуществляется от стимула на картинке (кролик в кровати) к охотникам. По-видимому, агрессия, направленная на брата, сталкивается вместо реального кролика с подделкой. Следующий поворот истории осуществляет включением идентификационных фигур, где охотники оказываются наказанными за свою агрессию. Здесь, вероятно, снова проявляется интроагрессия, как в истории 3, где агрессор сам себе причиняет вред и навсегда отказывается от агрессии. Недовольство кроликами, не только причиняющими беспокойство, но также сильно пахнущими, - может иметь отношение к необученности младшего брата соблюдать гигиенические требования.

Наши рекомендации