Формы и методы организации обучения
ФОО Методы | Лекции | Практические занятия | СРС |
Творческие проблемные задания | + | + | |
Деловая игра | + | ||
Мозговой штурм | + | + | + |
Работа в малых группах | + | + | |
Ролевые игры | + |
Творческие проблемные задания в отличие от традиционных, требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда – бесчисленное множество) «правильных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (ходатайства, заявления), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.
Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов.
Деловая игра организуется и проводится силами кафедры уголовного права процесса. Суть деловой игры сводится к имитации студентами проблем доказывания на различных стадиях уголовного судопроизводства со всей присущей ей процессуальной регламентацией, с распределением процессуальных ролей, принятием всех необходимых процессуальных решений на базе материалов уголовного дела, которое ранее реально рассматривалось судом.
В ходе организации и проведения деловой игры ставятся и достигаются следующие цели:
– усвоение студентами этапов и процедуры стадии судебного разбирательства;
– выработка навыков правовой оценки исходной фактической правовой ситуации, включающей в себя, в частности, анализ материалов дела, действующего процессуального и материального законодательства, изучение судебной практики, разработка правовой позиции, принятие процессуального решения;
– привитие навыков практической реализации полномочий профессиональных субъектов уголовного судопроизводства (судьи, государственного обвинителя, защитника, представителя потерпевшего и т.д.);
– определение уровня теоретической подготовки студентов по учебной дисциплине «Проблемы доказывания в уголовном процессе».
Участие в деловой игре принимают студенты специальности «Юриспруденция». Как правило, охват студентов в ходе организации и проведения учебного процесса достаточно широк и достигает 15-20 человек в каждой из учебных групп курса, поскольку отдельная деловая игра организуется и проводится в каждой их этих групп.
Необходимо особо подчеркнуть, что все остальные студенты, не участвующие непосредственно в деловой игре, принимают самое живое участие во всех подготовительных и организационных мероприятиях, направленных на подготовку процесса, являются его внимательными зрителями, оценивают ход процесса, отмечают недостатки, а позднее участвуют в обсуждениях итогов учебного процесса, которые проводятся на практических занятиях по учебной дисциплине «Уголовный процесс».
Мозговой штурм – это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа – предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому данный метод очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.
Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы студенты генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос (например, «Какие доказательства могут быть собраны по данному делу?». В мозговом штурме велика роль преподавателя. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если студенты неожиданно остановились). Но, главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам преподаватель или один из студентов. Преподаватель может просить студентов повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять студентов генерировать идеи.
Второй этап мозгового штурма – обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы студенты даже делятся на две группы – генераторов идей (проводят первый этап) и критиков (проводят второй этап). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.
Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.
Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре студентам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование).
При этом студент может выступать не только в роли юриста: консультанта, защитника, обвинителя, представителя, но и в «роли» клиента, подзащитного, обвиняемого, доверителя. Такой прием позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других участников конфликта, выявить слабые места в собственной подготовке. Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают других преподавателей, специалистов по данной категории дел.
При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты (например, «После проведения этой ролевой игры студенты смогут провести допрос в суде» или «После проведения этой ролевой игры студенты смогут выработать позицию обвинения/защиты уголовному делу»).
К активным методам обучения относятся: проблемная лекция,лекция с заранее запланированными ошибками, учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум.
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
ТЕМА 1. Уголовно-процессуальное доказывание. Сущность, содержание и значение процессуального доказывания.
1. Понятие доказательственного права, его цели и задачи.
2. Предмет и метод теории доказательств.
3. Общие и специальные методы исследований, используемые теорией доказательств, их характеристика.
4. Понятие объективной истины как цель процессуального доказывания по делу.
5. Понятие и содержание процессуального доказывания по уголовному делу. Роль логики и психологии в процессуальном доказывании. Роль частных методов познания в процессуальном доказывании.
6.Процессуальная форма и ее значение для доказывания.