Требования к знаниям и умениям.
Курс является 6азовым и определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, умений и навыков которыми должны овладеть студенты в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. По завершению курса студент должен
быть знаком: с фундаментальными проблемами, методологических основах и методах современной психологии.
Студент должен знать:Закономерности происхождения,становления, формирования и развития психики.
Студент должен уметь:
- оперировать категориями,понятиями общей психологии;
- обрести опыт сбора, обработки и интерпретации материалов психологического исследования;
- выработать способности общения, сотрудничества;
- приобщиться к культуре мышления, самосовершенствования, самоактуализации.
2.4 Пререквизиты и постреквизиты:
Пререквизиты: Философия, физиология ЦНС и ВНД, высшая математика, социология.
Постреквизиты: Весь процесс обучения студентов-психологов строится с опорой на знания, полученные в ходе освоения базового курса «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «История психологии» и многие другие курсы, опираются на основные принципы и положения общей психологии.
Описание курса.
Курс состоит из 30 часов лекций, а также 15 семинарско-практических занятий, которые раскрывают предмет, задачи, принципы и методы психологии; общее понятие о психике и сознании человека; значение психологии в структуре современных наук; физиологические основы психики человека; психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью; психические состояния и их регуляцию; психические свойства личности.
В курс входят самостоятельная работа студента в аудитории (СРСП)-45 и вне аудитории (СРС) -45..
СРСП будет осуществляться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студента.
СРС - это работа студента в библиотеках ВУЗа с целью подготовки к лекционным и занятиям на СРСП, а также к выполнению различного рода заданий предложенных студенту преподавателем.
Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для подготовки студента.
Кроме того, студенту необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.
.
Календарно-тематический план лекций
№ | Дата | Номер, название модуля и темы лекций. Краткое содержание лекции | Коли- чество часов | Методы активизации познавательной деятельности | Знания и умения формируемые у студента |
1. | 1. неделя | Лекция Тема: Введение в общую психологию и сравнительную психологию. | Беседа, устный опрос | Знание истории становления общей и сравнительной психологии | |
неделя | Лекция Тема: Становление психологии как науки. Основные этапы развития представления о предмете психологии | таблицы | Знание современных проблем общей психологии, этапы развития. | ||
неделя | Лекция Тема: Основные принципы, понятия и категории психологической науки. | схема | Знание принципов,понятий и категорий псих.науки. | ||
4. | неделя | Лекция Тема: Зарождение и эволюция психики. | Наглядный материал. | Зарождение и эволюция психики | |
неделя | Лекция Тема: Происхождение и развитие сознания человека. | Лекция в проблемном изложении | Знание о развитии и сознании человека | ||
неделя | Лекция Тема: Инстинкты на естественны конфигуранты поведения | Лекция в проблемном изложении | |||
неделя | Лекция Тема: Анализ внутренних и внешних причин поведения | Дидактический материал.Диспут | |||
неделя | Лекция Тема: Элементы сравнительной психологии | Наглядный материал | |||
неделя | Лекция Тема: Методология, методы и этапы психологических исследований | Лекция в проблемном изложении | |||
10 неделя | Лекция Тема: Психологическая теория деятельности | Лекция в проблемном изложении | |||
неделя | ЛекцияТема: Неосознаваемые психические явления | Лекция в проблемном изложении | |||
неделя | ЛекцияТема: Общая структура психических явлений | Лекция в проблемном изложении | |||
неделя | ЛекцияТема: Структура общей психологии | Лекция в проблемном изложении | |||
14-15 неделя | Лекция Тема:Деятельность. 1. Понятие о деятельности. 2. Структура деятельности. 3. Виды деятельности. 4. Привычки. | Лекция в проблемном изложении | Понятие о деятельности и о структуре |
Календарно-тематический план семинарских занятий.
№ | Дата | Номер, название модуля. | К-о часов | Формы проведения занятия | Формы контро- ля | Знания и умения формируемые у студента. |
1-2 неделя | Предмет психологии, её задачи | Сравнительный анализ, составление таблицы | Блиц-опрос | Знание предмета и ее задачи | ||
3-4 неделя | Основные принципы, понятия и категории психологической науки. Методы психологии. | Составление таблицы, устный опрос, доклад. | Тестирование | Ознакомление с основными принципами,понятиями и категориями психологии, а также методы. | ||
5-6 неделя | Структура современной психологии. Психология труда, практическая, медицинская, юридическая психология, психология спорта, торговли, психология развития, психология аномального развития, сравнительная, социальная, этнопсихология | Устный опрос, сравнительный анализ. | Блиц- опрос | |||
7-8 неделя | Природа и механизмы про-явления психики. Раздражимость. Чувствительность | Составление таблицы, устный опрос, доклад | Анализ возникновения психики в процессе эволюции | |||
9-10 неделя | Сознание как высший уровень психического отражения. Пробле-ма возникновения психики человека. | Составление таблицы, устный опрос, доклад | Тестирование | Анализ возникновения психики в процессе эволюции | ||
неделя | Сознание как высший уровень психического отражения объективной вной реальности. Основныевные характеристики сознания. Роль труда в формировании сознании | Составление таблицы, устный опрос, доклад. | Знание характеристик сознания как высшего этапа развития психики. | |||
неделя | Бессознательные механизмы психики | Составление таблицы, устный опрос, доклад. | Бессознательные механизмы психики | |||
13-14 неделя | Психика и мозг. Нейрофизиологические основы психики человека. | Доклады и рефераты по теме. | Знание различных типов восприятия у детей. | |||
неделя | Психологическая теория деятельности | Сравнительный анализ, составление таблицы | Знать различия представлений от других психических процессов. |