Тема 2.2. Приемы и способы эффективной коммуникации
1. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте общую характеристику коммуникативной сферы личности.
2*. Подготовьте особенности профессиональных свойств внимания и . памяти таможенного специалиста в условиях общения.
3*. Охарактеризуйте каждый прием и способ коммуникации в отдельности*.
4*. Подберите основные методики для изучения коммуникативных свойств личности.
5*. Определите психотехнические приемы привлечения аттракции.
2. План практического занятия.
(для очной формы обучения)
«Интеллектуальная разминка» по уточнение и закрепление понятий по теме занятия:
-. коммуникация,
- метод, методика,
- структура коммуникативного процесса,
- прием «зеркало отношений»,
-прием «золотые слова»,
- фактор «привлекательности"
Обзор литературы по теме занятия:
- выставка литературы,
- освещение характера публикаций,
- практическая значимость изданий.
Реферативное выступление: «Невербальное общение в деятельности специалиста».
Рассмотрение и обсуждение вопросов:
1. Отработка дыхания и артикуляции (индивидуальные задания с последующим отчетом перед группой).
2. Перечислить максимально большее количество интонаций голоса (работа в микрогруппах). Прочитать предложенный фрагмент текста в заданной интонации.
3. Построение структуры выступления по заданной теме (индивидуальная работа).
4. Подготовка начала и завершения речи по заданной теме (индивидуальная работа).
5. Классификация и краткая характеристика невербальных средств общения;
6. Профессиональные особенности невербальных коммуникаций;
7. Значение невербального общения в профессиональной деятельности.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
При подготовке к практическому занятию необходимо выполнить практическое задание: построение публичного выступления продолжительностью 5-7 минут по выбранной теме. Цель данного задания – подготовить эмоционально яркую, убедительную речь, соблюдая правила построения публичного выступления с максимально большим количеством риторических приемов и фигур.
1. Подготовьте приветственную (развлекательную) речь на 4-5 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория - слушатели группы. Продумайте систему эмоционально-психологических воздействий.
Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь (юбилей лица, организации, встреча группы людей, вручение награды, праздничная встреча, памятная дата и др.).
Главная задача приветственной речи - создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей. Обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.
2. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5-7 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория - слушатели группы. Продумайте систему логических и психологических доводов.
3. Подготовьте информационную речь (5-7 мин.). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория - слушатели группы.
4. Распознавание лжи, настроения партнера, отношения к ситуации общения через анализ невербального поведения.
5. Национальные особенности невербального поведения.
6.Тест «Определение модальности восприятия».
7. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие приемы и способы эффективной коммуникации вы знаете?
2. Что такое прием «зеркало отношений»?
3. В чем состоит психологический механизм приема «золотые слова»?
4. Какова суть приема «имя собственное»?
5. В чем суть комплиментарного воздействия?