Учебные задания
1. Оцените идеи, которые были высказаны на первом этапе становления гендерной психологии, по их продуктивности для ее дальнейшего развития.
2. Изучите краткую историю феминизма. Проведите в группе дискуссию «Плюсы и минусы феминизма во влиянии на развитие гендерной психологии».
3. Подготовьте доклад по книге О. Вейнигнера «Пол и характер». Обсудите в группе, насколько продуктивными были его идеи для развития гендерной психологии.
4. Прочитайте материал, посвященный Г. Геймансу. Составьте таблицу, разделив его данные о половых различиях и психологии женщины на те, которые нашли
Учебные задания 59
подтверждение в современных исследованиях, и те, которые были опровергнуты (используйте материал учебника). Сделайте доклад в группе.
5. Проведите в группе дискуссию «Гендерные стереотипы: от Гейманса до наших дней».
6. Проведите в группе дискуссию «Война полов: мифы и реальность» (группа разбивается на две подгруппы, каждая из которых готовит аргументы за или против войны полов и возможности ее продолжения в будущем).
7. Сделайте в группе доклад «Фрейдизм и феминизм: конфронтация и сотрудничество». Обсудите его.
8. Прочтите работу П. П. Блонского «Очерки детской сексуальности» и сделайте доклад по ней в группе.
9. Проведите гендерную экспертизу экспериментальных задач по изучению интеллекта у мужчин и женщин Хелен Томпсон (см. Приложение). Как вы думаете, одинаково ли они интересны представителям обоего пола?
Глава 2
ИНДИВИДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В этой главе с условным названием я объединила различные характеристики человека как индивида: антропометрические и физиологические параметры (рост, вес, телосложение, обмен веществ, жизненная емкость легких, объем груди, прочность скелета), отношение к питанию и пр.
Учитывая явление акселерации, там, где это возможно, мы сравним данные, полученные на разных поколениях испытуемых, — временной промежуток между исследованиями порой составляет несколько десятков лет.
Рост
По этому показателю мужчины и женщины отличаются друг от друга. Это отличие сохраняется у разных народов, в разные исторические периоды, почти во всех возрастных группах. Сравним доступные данные о росте, полученные в начале и во второй половине XX в. Данные заимствованы из книги Е. А. Аркина «Экономика человеческого организма» (1927).
Бельгийский ученый Кетле, которого считают основателем науки о законах роста, составил таблицу данных о показателях мужчин и женщин в разные возрастные периоды, ежегодном их увеличении и разнице у обоих полов (табл. 2.1).
Таблииа 2.1
Рост мужчин и женщин (по Кетле), слл
Возраст, годы | Рост мужчины | Рост женщины | Разница в росте обоих полов | Ежегодное увеличение роста | |
мужчины | женщины | ||||
50,0 | 49,4 | 0,6 | - | - | |
69,8 | 69,0 | 0,8 | 19,8 | 19,6 | |
79,1 | 78,1 | 1,0 | 9,3 | 9,1 | |
86,4 | 85,4 | 1,0 | 7,3 | 7,3 | |
92,7 | 91,5 | 1,2 | 6,3 | 6,1 | |
98,7 | 97,4 | 1,3 | 6,0 | 5,9 | |
104,6 | 103,1 | 1,5 | 5,9 | 5,7 | |
110,4 | 108,7 | 1,7 | 5,8 | 5,6 |
О лет(более 1ям же ппгтя
62 Глава 2. Индивидные характеристики
Другие данные не столь впечатляющи по масштабам, как у Кетле, и содержат сведения лишь о периодах с рождения до 18-20 лет.
В сводной табл. 2.2, включающей данные 60 тысяч испытуемых из разных стран, половые различия в росте отсутствуют с рождения и до 5 лет, затем с 5 до 9 лет включительно мальчики опережают девочек в росте, а девочки догоняют мальчиков в 10 лет. Наконец, с 11 до 14 лет девочки обгоняют своих сверстников другого пола, и с 15 до 18 лет снова им уступают. Вновь удивляет низкорослость как девушек, так и юношей.
Таблииа 2.2
Средний рост человека (по данным бельгийских,
российских и американских авторов начала XX в.), см
Возраст, годы | Мужчины | Женщины |
50,0 | 50,0 | |
70,0 | 70,0 | |
80,7 | 80,7 | |
88,2 | 88,2 | |
93,7 | 93,7 | |
102,2 | 101,3 | |
107,8 | 106,9 | |
113,6 | 112,1 | |
117,0 | 116,3 | |
122,2 | 121,1 | |
127,4 | 127,4 | |
131,1 | 132,0 | |
136,0 | 137,0 | |
141,3 | 142,9 | |
147,6 | 148,6 | |
153,0 | 150.9 | |
160,0 | 151,9 | |
162,2 | 155,2 | |
165,8 | 165,8 |
Штратц (табл. 2.3-2.4) приводит показатели так называемого нормального роста. Они уже ближе к современным. Правда, неясно (и во времена Штратца, и сейчас), как определять эту норму — по среднестатистическому показателю или по мнению экспертов.
Рост 63
ратц считает нормальным, если мальчики и девочки рождаются одинаково-■а. Затем в 3 года девочки становятся выше мальчиков на 1 см (очевидно, зано с более ранним наступлением у девочек первого ростового сдвига), по-го снова нет половых различий (4-10 лет), и с 11 лет до 14 (в период подогревания) наблюдается бурный всплеск половых различий — девочки явно ходят мальчиков по росту (от 3 до 9 см!). В 15 лет мальчики догоняют, а за-17 до 20 лет, обгоняют девочек по росту (и разница уже составляет целых Таблица 2.4 показывает, что пик ежегодного прироста тела в длину у дево-тходится на 13 лет (12 см!), а у мальчиков — на 15 лет (9 см!). Удивительно, ке по такому объективному показателю, как рост человека, исследователи нот несовпадающие результаты.
Таблица 2.3