Дифференциальный диагноз
1. Трудно провести границу между А. и др. формами дизонтогенеза, напр. умственной отсталостью, при к-рой у детей наблюдаются многие из перечисленных выше особенностей поведения. Дифференциально-диагностическое разграничение обычно основывается на следующих признаках: поведенческие нарушения 1, 2, 3 и 5; поведенческие эксцессы 1 и 2; нормальное поведение 1 и один из признаков 2, 3 или 4.
2. Одни авторы рассматривают А. и детскую шизофрению как одно расстройство, тогда как другие разделяют их. Разделение основано на: а) возрасте — при А. начало заболевания относится к первому году жизни, а детская шизофрения предполагает нормальное развитие по меньшей мере в течение первых двух лет и б) «нарушениях мышления» (галлюцинации, бред и т. д.), к-рые свидетельствуют в пользу детской шизофрении, предполагающей определенный уровень развития речи.
См. также Связь и привязанность, Умственная отсталость, Шизофрения, Z-процесс
А. Ловаас
Аутогенная тренировка (autogenic training)
Этот метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма был разработан в Германии на рубеже XIX—XX вв. невропатологом Оскаром Фогтом, заметившим, что мн. пациенты способны вызывать у себя гипноидное состояние, в к-ром они могли контролировать стресс, внутреннее напряжение, усталость, боли в голове и позвоночнике. Совр. авторитетом в области А. т. является Вольфганг Люте (см., напр., Luthe, 1969). А. т. широко используется в мед. учреждениях США для лечения психофизиологических расстройств. Этот подход оказался тж полезным в терапии самых разнообразных нарушений поведения, однако его не рекомендуется использовать при лечении психозов и нек-рых форм сердечных болезней.
См. также Гипноз, Психотерапия, Обучение релаксации
В. Рейми
Афазия (aphasia)
А. называют нарушение речи, вызванное повреждением или заболеванием головного мозга. Эти нарушения отличают от нарушений речи, вызванных др. причинами, напр. умственной отсталостью, параличом голосового аппарата или нарушениями сенсорных функций. Было предложено неск. систем классиф. различных видов нарушений речи исходя из симптоматики. Большинство этих систем проводят по крайней мере одно общее разграничение между нарушениями способности говорить (экспрессивная А., или А. Брока) и нарушениями способности понимать речь (рецептивная А., или А. Вернике). А., затрагивающие к.-л. ограниченную речевую способность (напр., способность читать написанные слова и предложения), встречаются редко, однако благодаря их изучению была получена информ. о связях между различными областями мозга и специфическими речевыми функциями.
Поль Брока был первым, кто связал виды А. с точно локализованными поражениями головного мозга. Он доказал связь между повреждением в левом полушарии и А.
Карл Вернике выявил др. вид А., вызывающий нарушения способности понимать речь (рецептивная А.), а заодно и способности говорить. Такие больные обычно говорят свободно и быстро, однако их высказывания часто лишены содержания или смысла. Они выбирают неподходящие слова и добавляют бессмысленные слоги. Этот вид А. тж обычно связан с повреждением в левом полушарии, но очаг поражения расположен кзади от зоны Брока.
Вернике предложил теорию порождения речи, к-рая до сих пор не утратила своего значения. Высказывание порождается в зоне Вернике и затем передается в зону Брока, где вырабатывается скоординированная программа реализации высказывания. Эта программа затем передается в моторную кору, к-рая активирует соотв. последовательности движений, необходимые для реализации (озвучивания или написания) данного высказывания. Проводящие пути между этими двумя речевыми зонами, вкупе со зрительной и слуховой областями коры больших полушарий головного мозга, играют решающую роль в процессе порождения речи. Их повреждение может вызвать необычные, редкие виды А., такие как словесная глухота.
См. также Головной мозг, Процессы коммуникации, Черепные нервы
П. М. Уоллес
Аффективное развитие (affective development)
Аффект, как особенность или тип поведения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собой одну из наименее понятых и наиболее трудных проблем в данной области. Термин «аффект» охватывает широкий круг понятий и феноменов, включ. чувства, эмоции, настроения, мотивацию и нек-рые влечения и инстинкты, и используется для указания на них как по отдельности, так и в целом. Гнев, радость, страх, смех, грусть, тревога, гордость, любовь, ненависть и т. д., несмотря на занимаемое ими центральное место в челов. опыте, практически не получили должного объяснения в психологии. Теоретики и исследователи искали подступы к аффекту с самых разных сторон, часто используя уникальные, противоречащие друг другу или взаимоисключающие концептуализации и операциональные определения, что привело к путанице и к тому, что прогресс в изучении аффекта и др. родственных или синонимичных ему конструктов замедлился.
Психология А. р. преследует цель описания, составления карты и объяснения процессов переживания, дифференциации и выражения аффекта. Чаще всего А. р. рассматривается в дихотомии с когнитивным развитием или даже как его контрапункт, что отражает давний интерес к дуализму души и тела и столь же давнее противопоставление мышления и чувства. Дискуссии ведутся, гл. обр., о превосходстве одного над другим и характере их взаимодействия или взаимовлияния. Объекты ссылок и решения часто отыскиваются в соц. сфере, будь то соц. познание или объектные отношения, в силу комплексности и заметности межличностных и внутриличностных отношений в мыслях, чувствах, аттитюдах и поведении. Для построения теории или проведения эмпирического исслед. допустимы любые гипотетические концептуализации, важно лишь помнить о комплексном характере А. р. и ограниченности, на данный момент, наших знаний в этой области.
С первых дней своего существования психоан. как клиническая и генетическая психология был сконцентрирован на А. р. Психологи, попавшие под влияние идей организменной генетической психологии, высказанных X. Вернером в 1940 г., тж проявляли устойчивый интерес к А.р. В 70-х и 80-х гг. совпадение ряда теорет. и методологических достижений вызвало возрождение интереса к А. р. и придало приоритетное значение и законность его исслед.
Модели А. р. различаются акцентом на биолог. основах или факторах социализации. Дарвинистские и этологические модели придают особое значение врожденному сложному поведению и часто основываются на постулате о специфичности ЦНС и соответствии между стимулом и аффективной реакцией индивида. Модели социализации ставят в центр процессы научения, особенно во взаимодействии младенца и матери, и ситуативные или средовые влияния на аффективный опыт и его выражение. Опора на ту или иную модель, конечно, влияет на способ понимания или исслед. А. р. Напр., биологически ориентированных исследователей может больше привлекать измерение электрофизиологической реактивности или нейрофизиологических коррелятов специфических эмоций, тогда как приверженцев модели социализации может больше интересовать наблюдение за качеством привязанности «родитель—ребенок» и реакциями отделения в течение какого-то времени. По-видимому, многообразие моделей и теорет. перспектив просто необходимо для нашего продвижения в понимании А. р., и действительно, такие комплексные и интегративные подходы характерны для совр. теорий А. р., таких как организационная перспектива Сроуфа и теория дифференциальных эмоций Томкинса и Изарда.
В своем обзоре совр. знаний об А. р. Ярроу констатирует следующее:
«Эмоциональная экспрессия может быть лучше всего понята в контексте возрастного развития, в структуре психологических изменений, сопровождающих возрастающую автономию младенца и усиливающееся сознание способности управлять людьми, объектами и собой, и в структуре когнитивных изменений, связанных с развивающейся памятью и достижением понимания постоянства объекта. Аналогично, двигательное выражение эмоции и способность сдерживать и корректировать реакции на эмоциональные стимулы зависят от созревания центральной нервной системы. При изучении хода возрастного развития эмоциональной экспрессии выясняется, что в некоторых своих аспектах эмоциональное и когнитивное развитие идет по параллельным линиям; в других случаях когнитивный навык оказывается необходимым как условие эмоциональной экспрессии. Хронологический возраст не является простой переменной; это лишь грубый показатель психологических изменений, связанных с изменяющимися возможностями ребенка...»
См. также Когнитивные теории эмоций, Эмоции
Д. Л. Вертлиб
Ацетилхолинестераза (acetylcholinesterase)
Ацетилхолинестераза (AChE) — это мембраносвязанный фермент, сопряженный с работой нейронов и нейронных соединений в центральной и периферической НС. Этот фермент инактивирует нейромедиатор ацетилхолин (ACh)путем гидролиза последнего до холина и уксусной кислоты. Предполагается, что его распределение в головном мозгу отражает распределение AСh-содержащих нейронов. Поскольку специальные красители позволяют увидеть AChE с помощью оптического микроскопа, этот фермент используется как «маркер» для разработки нейроанатомических карт холинэргических проводящих путей головного мозга.
Блокирование действия AChE приводит к накоплению ACh в постсинаптических рецепторных участках. Анти-AchE средства обычно подразделяются на средства обратимого и необратимого действия. Физостигмин (эзерин) — осн. пример средств обратимого действия, а фосфорорганические вещества, такие как диизопропил фосфофторид (DFP), — необратимого. Изучение фосфорорганических веществ началось во время Второй мировой войны из-за возможности использовать их в качестве хим. оружия. Это — смертельно опасные яды, используемые в основном в качестве инсектицидов. Однако нек-рые из обратимых анти-AChE средств используются как в терапии, так и при изучении мозговых функций. Физостигмин применяется для лечения глаукомы. Неостигмин (анти-AChE хим. соединение), молекулы к-рого с трудом проникают сквозь гематоэнцефалический барьер, является эффективным средством для лечения симптомов тяжелой миастении — расстройства продукции ACh в области мионевральных соединений.
Обратимые анти-AChE средства снижают локомоторную активность у животных. И наоборот, вещества, блокирующие активность ACh, повышают локомоторную активность, что свидетельствует об ингибирующей роли ACh в мозговых механизмах управления локомоцией. Применение AChE-ингибиторов может ухудшать выработку условно-рефлекторных реакций избегания электрошока и их последующее проявление, как и проявление др. форм приобретенного поведения. И наконец, AChE-ингибиторы изменяют электрическую активность мозга. Напр., физостигмин вызывает десинхронизацию ЭЭГ неокортекса и одновременно тета-ритм в границах гиппокампа.
См. также Головной мозг, Центральная нервная система, Химическая стимуляция мозга, Нейрохимия
М. Л. Вудрафф
Б_
Батарея тестов общих способностей (general aptitude test battery)
Б. т. о. с. (GATB)была разраб. Службой занятости Министерства труда США в качестве инструмента для консультантов управлений по вопросам занятости населения, организованных в разных штатах. Для этих целей множество конкретных профессий было разделено на группы на основе общности требований, предъявляемых к способностям работника. Профиль тестовых показателей, связанный с каждой из таких групп, получил назв. паттерна профессиональных способностей (ППС).
Б. т. о. с. разраб. для применения к широкому кругу разнообразных профессий. Ее можно использовать в сочетании со «Справочником названий профессий» Министерства труда США.
Критические замечания в адрес Б. т. о. с. направлены гл. обр. на использование в ней ППС. Дело в том, что при прогнозировании успешности для каждой группы профессий используются три тестовых показателя, базирующиеся на эмпирической валидности. Спорность такого подхода связана с применением в нем стратегии множественных критических показателей, хотя в отношении некоторых профессий вполне возможна компенсация одних, слабо выраженных, способностей другими, сильно выраженными.
См. также Тестирование способностей, Профессиографический анализ, Тесты для отбора кандидатов
Ф. Дж. Бенсон
Батарея тестов Халстеда—Рейтана (Halstead—Reitan battery)
Б. т. X. — Р. состоит из серии индивидуальных нейропсихологических мер, к-рые позволяют опытному диагносту сделать достаточно точные выводы о сохранности функций мозговых полушарий. Поскольку мозг является органом адаптивного поведения, мозговая дисфункция, как правило, обнаруживает себя в том или ином отклонении поведения от нормы. Входящие в состав батареи тесты предназначены для выборочной проверки поведения во всех возможных сферах и оценки всех осн. когнитивных, сенсорных, экспрессивных и моторных функций.
Мн. субтесты, включенные в Б. т. X. — Р., хорошо известны и широко используются не только нейропсихологами. Часть из них входит в WAIS и MMPI. Др. тесты были разработаны или адаптированы специально для этой батареи. Тест категорий (Category Test)считается одной из наиболее чувствительных мер церебральных нарушений.
Еще одной превосходной общей мерой кортикальной функции является Тест осязательного восприятия (Tactual Performance Test). В батарею входят тж Тест восприятия речевых звуков (Speech-Sounds Perception Test), Тест ритма (Rhythm Test), Тест пальцев (Finger-Oscillation Test)и Пробы А и Б (Trails A and В). Кроме того, в состав батареи включены методики нейропсихологического исслед. сенсорно-перцептивной сферы, право-леворукости и афазии. Для большинства тестов определены нижние критические показатели, предположительно указывающие на наличие мозговых нарушений, а на основе оценок наиболее чувствительных тестов рассчитывается Индекс повреждения (Impairment Index) — общая мера кортикальной дисфункции.
Тесты, к-рые входят в две др. версии Б. т. X.—Р., разработанные для оценки детей и подростков, несколько отличаются.
Однако эти версии для диагностики детей не были так хорошо валидизированы, как батарея для взрослых.
См. также Головной мозг
Д. Веддинг
Безобразное мышление: Вюрцбургская школа (imagless thought: the Wurzburg school)
Вундт изначально высказывал в качестве постулата предположение о том, что сознание составлено всего из 3 элементов: ощущений, образов и чувств. Ученик Вундта, Титченер, придавал первостепенное значение образам как «носителям мысли». Психологи Вюрцбургской школы А. Майер, И. Орт, Г. Дж. Уотт и Н. Ах, под руководством Освальда Кюльпе, подвергли сомнению постулаты системы Вундта, утверждая, что в своих исслед. методом «экспериментальной систематической интроспекции» они не получили никаких доказательств важности умственных образов или хотя бы их присутствия при решении некоторых задач (Aufgaben), которые предположительно требуют мышления или суждения (на основе усмотрения). Так, Майер и Орт нашли, что правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов. Они пришли к выводу о необходимости дополнить содержание сознания компонентом в виде «установок сознания» (Bewusstseinslagen), функция которых состояла в детерминации суждений.
Вунд и Титченер отвергли эту критику как не относящуюся к делу, поскольку считали, что представители Вюрцбургской школы скорее изучали не процесс мышления, а эффекты предшествующего опыта, в которых вообще не было никакого мышления. В настоящее время Вюрцбургская школа, хотя и упоминается преимущественно в контексте истории психологии, представлена многочисленными когнитивными психологами, возобновившими эксперименты с временем реакции как мощное средство анализа факторов, определяющих суждения о сходстве и различии в ситуациях, когда испытуемые должны максимально быстро реагировать на 2 стимула или на ряд стимулов, предъявляемых последовательно и быстро сменяющих друг друга. Эти эксперименты привели ко многим новым прозрениям в том, что касается объема и границ чел. возможностей воспринимать и сохранять информ.
Б.Р. Бугельски
Бездомность (homelessness)
Несмотря на то, что проблема Б. очень давняя, история ее эмпирического изучения не превышает 10 лет. В 1980-х гг. было проведено свыше 50 научных исслед. Б. По мере увеличения проблемы росло и число исслед. В 1988 г. было опубликовано свыше 800 статей на тему Б., в сравнении с всего лишь 30 в 1980 г. Вышли специальные номера Journal of Social Issues («Журнал социальных проблем») и American Psychologist («Американский психолог»), посвященные проблеме Б.
Исследования Б. изобилуют противоречиями. В них остро ощущается недостаток согласия в отношении таких фундаментальных вопросов, как: что такое Б.? каковы ее причины? сколько всего бездомных людей? какие существуют решения этой проблемы?