Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу
I. Психодиагностика.
1. ПД при приёме на работу. Её цель – определить степень способности кандидата соответствовать требованиям трудовой деятельности.
2. Периодическая диагностика сотрудников, работающих в организации. Она нацелена на помощь работникам в личностном росте и в сохранении психического здоровья. Она проводится в два этапа:
- Первичная диагностика сотрудников. Её цель – выявить сотрудников, нуждающихся в психологической помощи.
- Углубленное психологическое обследование. – проводится с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем.
II. Психокоррекционная и развивающая работа.
1. Развивающая работа проводится с теми сотрудниками, у которых не выявлено психологических проблем – такая работ проводится в форме лекционных занятий, а закрепление знаний – через тренинги.
2. С проблемными сотрудниками проводится коррекционная работа.
III. Психологическое консультирование сотрудников. Основой для планирования и проведения психологического консультирования персонала являются индивидуальные психологические карточки на каждого сотрудника (в них содержится сжатая социально-демографическая информация и цифровые (кодовые) результаты всех психодиагностических методик, которыми данный сотрудник был обследован при приёме на работу и в ходе периодической диагностики) и анализ социально-психологического климата в каждом отделе.
1. Консультирование сотрудника. Оно может проводиться как по его запросу, так и в форме плановой беседы по результатам диагностики.
2. Консультирование руководителей среднего звена: консультирование по проблемам эффективного управления и взаимодействия с конкретными сотрудниками.
3. Посредническая работа в межличностных и межгрупповых конфликтах.
IV. Социально-диспетчерская деятельность – переадресовка сотрудника другим специалистам. Задачи психолога при этом состоят в:
-поиске специалиста,
- отслеживании взаимодействия психолога со специалистом;
- осуществление психологической поддержки сотрудника.
Вопрос № 3. Положение о психологической службе предприятия
Данное положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место ПС на предприятии. Положение утверждается руководителем предприятия.
Примерный вариант положения о ПС предприятия.
I. Общая часть.
1. ПС подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.
2. ПС создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению правления предприятия.
3. руководитель ПС должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы.
4. В своей деятельности Пс руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- КзоТ
- Устав предприятия
- План экономического и социального развития предприятия
- Положение об оплате труда
- Правила внутреннего распорядка
- Коллективный договор
- Организационно-методологические принципы психологической службы.
II. Функции и задачи.
Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу.
1.1.Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных категорий сотрудников. (Исследование эталонных представлений экспертов о личности специалиста проводится с использованием метода бальных оценок. Эксперты (начальники соответствующих структурных подразделений и ведущие специалисты в изучаемой отрасли) оценивают важность качеств, представленных в модифицированной карте личности, разработанной К.К.Платоновым. Карта личности представляет список различных качеств человека и построена по принципу полярных профилей. Составляется описание должности путем опроса экспертов (успешных сотрудников, работающих в данной должности)
1.2. Подбор методик профотбора.