И общественной нравственности
Преступления против общественного порядка и общественной нравственности включены в главу 30 УК. Данная глава состоит из 10 статей.
Преступления против общественного порядка и общественной нравственности — это совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, предусмотренные ст.ст. 339-348, причиняющие существенный вред общественному порядку и общественной нравственности как системе принятых в обществе правил поведения людей, определяющих взаимодействие их между собой и обществом и обеспечивающих обстановку гражданского спокойствия, соблюдение ими норм морали, неприкосновенности личности и собственности либо нормальную деятельность различных предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных институтов.
Общественный порядок –это порядок волевых общественных отношений, которые складываются в процессе сознательного и добровольного исполнения гражданами установленных в нормах права и других нормах неюридического характера правил поведения. Соблюдение этих правил обеспечивает слаженную и устойчивую совместную жизнь людей.
Общественная нравственность - мораль, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Общественный порядок и общественная нравственность в специальном смыслепредставляет собой совокупность общественных отношений, которые складываются в общественных местах и по своему содержанию обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, незыблемость общественной нравственности, общественного спокойствия, создает нормальные условия для труда и отдыха граждан, для деятельности государственных и общественных учреждений.
К преступлениям против общественного порядка и общественной нравственности относятся следующие преступления:
1. Статья 339. Хулиганство.
2. Статья 340. Заведомо ложное сообщение об опасности.
3. Статья 341. Осквернение сооружений и порча имущества.
4. Статья 342. Организация и подготовка действий,грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.
5. Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера.
6. Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего.
7. Статья 344. Умышленные разрушение, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
8. Статья 345. Разрушение, уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей по неосторожности
9. Статья 346. Надругательство над историко-культурными ценностями
10. Статья 347. Надругательство над трупом или могилой
11. Статья 348. Незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора.
Эти преступления по непосредственному объекту подразделяются на следующие группы:
преступления против общественного порядка:
- хулиганство (339);
- заведомо ложное сообщение об опасности (340);
- осквернение сооружений и порча имущества (341);
- организация групповых, действий, нарушающих общественный, порядок, либо активное участие в них (342);
преступления против общественной нравственности:
- изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера (343);
- изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (343-1);
- надругательство над трупом или могилой (347);
- незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора (348);
преступления против культурного наследия:
- умышленные разрушение уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (344);
- разрушение уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей по неосторожности (345);
- надругательство над историко-культурными ценностями (346).
Родовым объектомэтихпреступлений являются общественный порядок и общественная нравственность. В некоторых преступлениях обязательным элементом является предмет. Например, в ст. 347 – труп или могила.
Объективная сторона большинства преступлений против общественного порядка и общественной нравственности характеризуется совершением действий, а преступлений, предусмотренных статьями 341 и 344 - как действием, так и бездействием.
Большинство этих преступлений имеют формальный состав. Некоторые - материальный состав (например, ч. 2 ст. 340 «Заведомо ложное сообщение об опасности, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или повлекшее иные тяжкие последствия», ч. 2 ст. 344 «Умышленные разрушение, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере»).
Крупным размером признается размер на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным - в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.
Субъект всех этих преступлений – общий. Субъектамибольшинства преступлений являются лица, достигшие 16-летнего возраста. Уголовная ответственность с 14 лет предусмотрена за хулиганство (ст. 339), заведомо ложное сообщение об опасности (ст. 340), осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341). Уголовная ответственность с 18 лет предусмотрена за преступление, предусмотренное ч.2 ст. 343.
С субъективной сторонывышеуказанные преступления характеризуются умышленной формой вины в виде прямого (например, ст. 340), либо прямого или косвенного умысла (например, ст. 341). Преступление, предусмотренное ст. 345 УК характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Одно из преступлений, указанных в гл. 30 УК имеет обязательный признак субъективной стороны: корысть.Это незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора (ч. 2 ст. 348 УК).
Тема. Преступления против информационной безопасности
Преступления против информационной безопасности – это предусмотренные главой 31 Уголовного кодекса умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, которые причиняют существенный вред информационной безопасности как состоянию защищенности компьютерной информационной среды, а также компьютерных информационных ресурсов государства, физических и юридических лиц.
К преступлениям против информационной безопасности относятся:
1. Несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 349).
2. Модификация компьютерной информации (ст. 350).
3. Компьютерный саботаж (ст. 351).
4.Неправомерное завладение компьютерной информацией (ст. 352) 5.Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети (ст. 353).
6. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ (ст. 354).
7. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети (ст. 355).
Родовой объект этих преступлений - общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия существования и функционирования компьютерной информации и компьютерного оборудования. Во многих преступлениях обязательным элементом состава является предмет.
Информация- это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Информация становится компьютерной, если она хранится в компьютерной сети, системе, на компьютерных носителях либо передается сигналами, распространяемыми по проводам, оптическим волокнам или радиосигналами.
Под сетями ЭВМ понимаются компьютеры, объединенные между собой линиями электросвязи.
Под системой ЭВМ следует понимать комплексы, в которых хотя бы одна ЭВМ является элементом системы, либо несколько ЭВМ составляют систему.
Машинный носитель - это одно или несколько устройств ЭВМ, в которых физически существует информация в виде набора символов, кодов и иных сигналов. К ним относятся:
- внешние запоминающие устройства (не встроенные в процессор компьютера) это накопители на гибких, жестких, компактных дисках магнитных лентах, барабанах и т.п.;
- оперативное запоминающее устройство компьютера, собранное на интегральных схемах;
- оперативные запоминающие устройства ввода и вывода с перфокарт, перфолент, печати и т.д., встроенные в эти устройства;
- оперативные запоминающие устройства компьютерных устройств связи и сетевой связи (модемов, факс-модемов и др.).
С объективной стороны преступления против информационной безопасности могут быть совершены как действием (ст. ст. 349, 353,354), либо как в форме действия или бездействия (например, в ст. ст. 351, 355).
По конструкции объективной стороны большинство составов являются материальными. Формальную конструкцию имеют составы двух следующих преступлений: изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети - ст. 353 и разработка, использование либо распространение вредоносных программ - ст. 354.
Преступные последствия конкретизируются в законе применительно к конкретным видам преступлений против информационной безопасности. Между деянием и последствием должна быть причинная связь.
Субъект всех этих преступлений – общий, кроме преступления. предусмотренного статьей 355, где субъект – специальный, т.е. лицо, имеющее доступ к компьютерной системе или сети. Уголовная ответственность за все преступления наступает с 16 лет.
С субъективной стороныпреступления против информационной безопасности характеризуются либо умышленной формой вины в виде прямого умысла (например, ст. 353), либо прямого или косвенного умысла (например, ст. 351). Преступление, предусмотренное ст. 349 УК характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности, а преступление предусмотренное ст. 352 (неправомерное завладение компьютерной информацией) может быть совершено как умышленно. так и по неосторожности.
Тема. Преступления против государства
Преступления против государства - это умышленные общественно-опасные деяния, посягающие на внешнюю или внутреннюю безопасность государства.
Глава 32 Уголовного кодекса предусматривает 8 преступлений против государства. Эти преступления подразделяются на две группы:
1. Посягательства на внешнюю безопасность государства:измена государству (ст. 356); установление сотрудничества со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства (ст. 356 - 1); шпионаж (ст. 358); агентурная деятельность (ст.358-1); диверсия (ст. 360); призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности (ст. 361).
2. Посягательства на внутреннюю безопасность государства: заговор или иные действия, свершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357); террористический акт (ст. 359).
Объектом перечисленных преступлений является нормальная деятельность государственных учреждений и организаций, внутренняя и внешняя безопасность Республики Беларусь: суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность, государственная собственность, а также жизнь и здоровье общественных и политических деятелей. Во многих преступлениях обязательным элементом состава является предмет. Например, в ст. 356 предметом является государственная тайна. Потерпевшимвпреступлении, предусмотренном статьей 359 (террористический акт), признается только государственный или общественный деятель.
С объективной стороныабсолютное большинство преступлений характеризуются действием, и только измена государству (ст.356) и террористический акт (ст. 359) могут быть совершены как действием, так и бездействием..
Все составы по конструкции объективной стороны являются формальными. Исключение составляет ст. 357 - заговор или иные действия, свершенные с целью захвата государственной власти, где состав является усеченным.
Субъектбольшинствапреступлений-общий, а в некоторых – например, в ст. 356 (измена государству)ив ст. 358 (шпионаж)–специальный: соответственно гражданин Республики Беларусь либо гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. Уголовная ответственность за все преступления наступает с 16 лет.
Субъективная сторонавсех преступлений, предусмотренных главой 32 УК, характеризуетсятолько умышленной формой вины, в виде прямого умысла.
В некоторых составах преступлений против государства присутствует обязательный признак субъективной стороны - цель. Например, обязательным признаком субъективной стороны диверсии(ст. 360) является цель нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь.
Тема. Преступления против порядка управления
Преступлениями против порядка управления – предусмотренные статьями 362 – 387 Уголовного кодекса общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальный порядок управления в различных областях жизни общества и государства.
Эти преступления указаны в главе 33 УК Республики Беларусь. К ним относятся:
1. Статья 362. Убийство сотрудника органов внутренних дел.
2. Статья 363. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок.
3. Статья 364. Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел.
4. Статья 365. Вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел.
5. Статья 366. Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг.
6. Статья 367. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь.
7. Статья 368. Оскорбление Президента Республики Беларусь.
8. Статья 369. Оскорбление представителя власти.
9. Статья 369-1 Дискредитация Республики Беларусь.
10. Статья 370. Надругательство над государственными символами
11. Статья 371. Незаконное пересечение Государственной грани.цы Республики Беларусь.
12. Статья 3711. Организация незаконной миграции.
13. Статья 3712. Нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь,
14. Статья 372. Нарушение правил охраны линий связи.
15. Статья 373. Умышленное разглашение государственной тайны.
16. Статья 374. Разглашение государственной тайны по неосторожности.
17. Статья 375. Умышленное разглашение служебной тайны.
18. Статья 376. Незаконные изготовление, приобретение либо сбыт средств для негласного получения информации.
19. Статья 377. Хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов, штампов, печатей, хищение бланков.
20. Статья 378. Хищение личных документов.
21. Статья 379. Hезаконные приобретение либо сбыт официальных документов.
22. Статья 380. Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков.
23. Статья 381. Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства.
24. Статья 382. Самовольное присвоение звания или власти должностного лица.
25. Статья 383. Самоуправство.
26. Статья 384. Принуждение к выполнению обязательств.
27. Статья 385. Незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца.
28. Статья 386. Самовольное занятие земельного участка.
29. Статья 387. Незаконные действия по отношению к государственным наградам Республики Беларусь или Союза ССР.
Эти преступления подразделяются на следующие группы:
1. Преступления против нормальной деятельности государственных и негосударственных институтов или их представителей, а также авторитета государственной власти и неправительственных организаций (ст. ст. 362-370, 382, 385).
2. Преступления против установленного порядка пересечения Государственной границы республики, пребывания в ней и нормального функционирования связи (ст. ст. 371, 372, 3711, 3712).
3. Преступления против установленного порядка обращения охраняемых сведений и средств негласного получения информации (ст. ст. 373- 376).
4. Преступления против установленного порядка обращения документов, печатей, транспортных средств, средств идентификации и государственных наград (ст. ст. 377-381, 387).
5. Преступления против установленного порядка осуществления прав и обязанностей граждан (ст. ст. 383, 384, 386).
Родовым объектом преступлений против порядка управления выступает нормальная деятельность государства и его аппарата, органов законодательной и исполнительной власти, а также правильная деятельность должностных лиц.
Непосредственными объектами преступлений против порядка управления являются конкретные функции органов государственной власти и местного самоуправления, нормальное осуществление которых и есть необходимое условие охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, правильного ведения официальной документации и пр. Если преступление против порядка управления сопряжено с посягательством на личность, непосредственным объектом преступления является также соответствующие законные интересы (блага личности, жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство).
Во многих преступлениях обязательным элементом состава является предмет. Например, в ст. 379 предметом является официальный документ. Потерпевшимвпреступлении, предусмотренном статьей 362 является сотрудник органов внутренних дел, в предусмотренном статьей 367 и 368 - Президент Республики Беларусь.
С объективной стороныбольшинство преступлений против порядка управления характеризуются действием (например, ст. 364 - насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел). Некоторые могут быть совершены как действием, так и бездействием (например, ст. 374 - разглашение государственной тайны по неосторожности).
По конструкции объективной стороны большинство преступлений являются формальными. Составы преступлений, предусмотренных статьями 362, 372, 375, 377, 378, 381, 383 и 387 являются материальными.
Субъектбольшинствапреступлений -общий, в некоторых – специальный (например, в ст. 375 – лицо, имеющее доступ к сведениям, составляющим служебную тайну). Уголовная ответственность за все преступления наступает с 16 лет.
С субъективной стороныпреступления против порядка управления характеризуются либо умышленной формой вины в виде прямого умысла (например, ст. 371), либо прямого или косвенного умысла (например, ст. 375). Преступление, предусмотренное ст. 374 УК характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности, а преступление предусмотренное ст. 377 (хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов, штампов, печатей, хищение бланков) может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В некоторых составах преступлений против порядка управления присутствует обязательный признак субъективной стороны - цель. Например, обязательным признаком субъективной стороны преступления, предусмотренного статьей 380 (подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков) является цель: использование предмета преступления самим исполнителем или другим лицом.
Общественно-опасные деяния, предусмотренные статьей 378 и частью первой статьи 384 влекут уголовную ответственность лишь по требованию потерпевшего (ст. 33 УК).
Тема. Преступления против правосудия
Преступления против правосудия – это предусмотренные статьями 388–423 Уголовного кодекса общественно опасные деяния, посягающие на интересы правосудия.
По непосредственному объекту преступления против правосудия подразделяются:
1. Преступления против независимости правосудия: насилие в отношении судьи или народного заседателя (388), угроза в отношении судьи или народного заседателя (389), вмешательство в разрешение судебных дел (390), оскорбление судьи или народного заседателя (391).
2. Преступления против порядка отправления правосудия: вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (392), привлечение в качестве обвиняемого заведомо невиновного (393), принуждение к даче показаний (394), фальсификация доказательств (395), инсценировка получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа (396), заведомо незаконные задержание или заключение под стражу (397), производство заведомо незаконного обыска (398), незаконное освобождение от уголовной ответственности (399), заведомо ложный донос (400), заведомо ложное показание (401), отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей (402), воспрепятствование явке свидетеля, потерпевшего либо даче ими показаний (403), принуждение свидетеля, потерпевшего или эксперта к отказу от дачи показаний или заключения либо к даче ложных показаний или заключения (404), укрывательство преступлений (405), недонесение о преступлении (406), разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания (407), умышленное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса (408), незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту (409).
3. Преступления против порядка отбывания или исполнения назначенного судом наказания: действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или ареста (410), злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы (411), передача предметов или веществ лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, либо получение от него предметов и веществ (412), побег из исправительном учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (413), уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста (414), уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (415), уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ (416), неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (417), уклонение от уплаты штрафа (418), уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ (419), воспрепятствование исполнению наказания в виде конфискации имущества (420).
4. Преступления против режима превентивного надзора: несоблюдение требований превентивного надзора (421), уклонение от превентивного надзора (422).
5. Преступление должностных лиц против порядка исполнения судебных актов: неисполнение приговора, решения или иного судебного акта (423).
Родовым объектом данных преступлений являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения интересов правосудия. Правосудие следует рассматривать в широком смысле этого слова. Это не только деятельность суда по рассмотрению уголовных, гражданских, хозяйственных, административных дел, но и деятельность иных уполномоченных органов, связанная с досудебным производством и исполнением принятых судебных актов.
В некоторых преступлениях обязательным элементом состава является предмет. Например, в ст. 420 предметом является имущество, подлежащее конфискации. Потерпевшимвпреступлении, предусмотренном статьей 404 является либо свидетель, либо потерпевший, либо эксперт.
Объективная сторона большинства преступлений против правосудия характеризуется совершением действий, а преступлений, предусмотренных статьями 397, 402, 408, 409, 411, 414, 415, 416, 417 - 423 - как действием, так и бездействием. Объективная сторона недонесения о преступлении (ст. 406) характеризуется только бездействием.
Абсолютное большинство этих преступлений имеют формальный состав. Состав незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту (ст. 409 УК) имеет формально-материальную конструкцию.
Субъектбольшинствапреступлений-общий, в некоторых – специальный (например, в ст. 392 – судья). Уголовная ответственность за почти все преступления против правосудия наступает с 16 лет. Исключения составляют статья 392, где субъектом может быть только судья, достигший либо 25 лет , либо 23 лет (по административным делам), статья 415, 421 и 422, где субъектом может быть только лицо, достигшее 18 лет, а также статья 413, где субъектом может быть лицо, достигшее 14 лет,
С субъективной стороныабсолютное большинство преступления против правосудия характеризуются умышленной формой вины в виде прямого умысла и только субъективная сторонапреступления, предусмотренного ст. 409 характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Многие из преступлений, указанных в гл. 34 УК имеет обязательные признаки субъективной стороны. Например, в статье 414 целью является уклонение от отбывания наказания, в статье 389 мотивом является месть за осуществление судьей или народным заседателем правосудия.
Тема. Преступления против интересов службы
Преступления против интересов службы - это предусмотренные статьями 424 – 433 Уголовного кодекса умышленные или неосторожные противоправные деяния, посягающие на правильную, отвечающую интересам человека и общества деятельность аппарата органов власти и управления (независимо от форм собственности).
Особенность преступлений против интересов службы состоит в том, что эти преступления, за некоторыми исключениями, совершаются должностными лицами, состоящими на службе в аппарате указанных органов и наделенными властными (в широком смысле этого слова) полномочиями для осуществления организационно-распорядительной, административно-хозяйственной или иной организационной деятельности в целях надлежащего выполнения этими органами своих функций.
В сущностном выражении преступления против интересов службы заключаются в совершении должностным лицом с использованием предоставленных ему должностных полномочий таких деяний по службе, которые противоречат интересам службы и причиняют существенный вред правильной деятельности соответствующего аппарата власти и управления. Формы проявления такого преступного поведения должностных лиц по службе могут быть различными и предусматриваются соответственно в качестве самостоятельных преступлений.
К преступлениям против интересов службы относятся:
1. Статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями.
2. Статья 425. Бездействие должностного лица.
3. Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий.
4. Статья 427. Служебный подлог.
5. Статья 428. Служебная халатность.
6. Статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.
7. Статья 430. Получение взятки.
8. Статья 431. Дача взятки.
9. Статья 432. Посредничество во взяточничестве.
10. Статья 433 Принятие незаконного вознаграждения.
Непосредственные объекты конкретных преступлений против интересов службы совпадают с родовым объектом этих преступлений с учетом правоохраняемых интересов той сферы, на которую распространяется служебная компетенция должностного лица.
В некоторых преступлениях против интересов службы обязательным элементом состава является предмет. Например, в ст. 430 предметом является взятка, т.е. материальные ценности или выгоды имущественного характера.
Объективная сторона преступлений против интересов службы выражается, с одной стороны, в совершении соответствующего деяния по службе на основе использования предоставленных должностному лицу полномочий и, с другой, - в несовместимости этого деяния с интересами службы.
Для некоторых преступлений против интересов службы требуется также причинение общественно-опасных последствий в виде имущественного ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. При отсутствии таких последствий в требуемых случаях содеянное не составляет преступления и рассматривается как должностной проступок.
Крупным размером (ущербом в крупном размере) признается размер (ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) — в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.
Существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, нарушении нормальной деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, нарушении общественного порядка и т.п.
Большинство этих преступлений имеют формально-материальную конструкцию. Составы злоупотребления властью или служебными полномочиями (ст. 424) и служебной халатности (ст. 428) имеют материальную конструкцию.
С субъективной стороныабсолютное большинство преступления против интересов службы характеризуются умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Преступление, предусмотренное ст. 428 характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Некоторые из преступлений, указанных в гл. 35 УК имеет обязательные признаки субъективной стороны. Например, в части 1 статьи 427 мотивом является корыстная или иная личная заинтересованность.
Субъект большинства преступлений против интересов службы – специальный, т.е. должностное лицо, либо работник государственного органа или иной государственной организации, не являющейся должностным лицом (ст. 433), а также общий - (ст. 431 и ст. 432). Уголовная ответственность за все преступления наступает с 16 лет.
К должностным лицам относятся:
1. Представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. Например, прокуроры, судьи, следователи, работники Комитета государственного контроля и его органов, сотрудники таможенных, налоговых и других органов.
2. Представители общественности, то есть лица. не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. Например, народные заседатели судов, члены добровольных народных дружин и т.п.
3 Лица, постоянно или временно либопо специальному полномочию занимающиев учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Эти функции осуществляют такие категории работников как руководители учреждений, организаций либо предприятий (независимо от форм собственности) и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов. заведующие отделами, лабораториями, кафедрами ит.п.), их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).
Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, кооперативным, общественным и другим имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры и др.
Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не является основанием для признания этого работника должностным лицом. Необходимо чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло еще и функции по управлению или распоряжению им (организация доставки товаров, распределение их по другим снабженческим точкам и т.п.).
К числу должностных лиц, которые постоянно или временно выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, относятся также и лица, которые выполняют эти обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий (исполнение обязанностей соответствующего должностного лица на время его отсутствия в командировке, на учебе, по болезни, руководство зарегистрированными в установленном порядке самодеятельными туристскими и экскурсионными группами, тренеры спортивных » обществ и команд и др.).
Лицо может быть признанно должностным лицом, временно исполняющим обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, если указанные обязанности или специальные полномочия были возложены на данное лицо в установленном законом порядке.
Работники государственных и негосударственных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности, должностными лицами не являются. Такие работники могут быть субъектом должностных преступлений в том случае, если наряду с осуществлением профессиональных или технических обязанностей на них в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, врач в связи с его участием в работе ВТЭК или в призывной комиссии; преподаватель как член квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель в связи с исполнением возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения учебных занятий или других воспитательных мероприятий).
К лицам, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий относятся лица, которые наряду с выполнением профессиональных функций вправе принимать решения, которые являются обязательными для соответствующих государственных органов, организаций и предприятий (например, врач, выдавший лист о нетрудоспособности, что обязывает нанимателя освободить такое лицо от работы и начислить ему пособие по временной нетрудоспособности; нотариус при учинении исполнительной надписи).
4. Должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.