Тема 2 Психические процессы и состояния
Часа
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Общее представление об ощущениях, основные свойства ощущений.
2. Восприятие, его свойства и виды.
3. Внимание, его свойства и виды.
4. Память, основные процессы и виды.
5. Виды и формы мышления.
6. Воображение, его виды и формы.
7. Речь, ее виды и формы.
8. Эмоции, их функции и значение.
9. Волевая регуляция поведения человека
Категориальный аппарат: ощущение, порог чувствительности (абсолютный, дифференциальный), восприятие, свойства восприятия, иллюзия восприятия, внимание, виды и свойства внимания, память, процессы и виды памяти, мышление, мыслительные операции, виды и формы мышления, интеллект, разум (ум), воображение, виды и формы воображения, речь, виды и функции речи, виды и функции языка, эмоции, структура и функции эмоций, чувство, настроение, аффект, страсть, стресс, воля, структура волевого действия.
Темы для докладов и рефератов
1. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.
2. Восприятие как психический процесс и система перцептивных
действий.
3. Развитие внимания.
4. Воображение и индивидуальное творчество.
5. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мыслительные операции.
6. Проблемы и пути развития творческого мышления.
7. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
8. Психологические теории эмоций.
9. Функции и виды эмоций человека.
10. Психологическая характеристика чувств.
11. Стресс. Фазы развития стресса
Тест для самопроверки
1. Отражение длительности и последовательности явлений и событий – это…
а) восприятие пространства;
б) восприятие формы;
в) восприятие времени;
г) восприятие движений.
2. Условием возникновения непроизвольного внимания является…(возможны несколько вариантов ответа)
а) неожиданность раздражителя;
б) новизна раздражителя;
в) интересы (влечения) человека;
г) концентрация внимания на объекте.
3. Без предварительной постановки цели возникает
а) непроизвольное внимание;
б) произвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание;
4. Количеством запоминаемого и производимого материала характеризуется………. внимания
а) концентрация;
б) объем;
в) устойчивость;
г) переключение.
5. Распределение внимания – это…
а) свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека;
б) способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле;
в) свойство, выражающееся в произвольном, сознательном перемещении с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой;
г) свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно.
6. Процесс запечатления в сознании поступающей информации – это…
а) запоминание;
б) сохранение;
в) воспроизведение.
7. Запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей (память на чувства) – это…
а) образная память;
б) словесно-логическая память;
в) эмоциональная память;
г) двигательная память.
8. Выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности – это…
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение.
9. Абстракция – это…
а) мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков;
б) мысленное отвлечение от каких-либосвойствили признаков предметов, явлений;
в) мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака;
г) мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.
10. Волевые действия характеризуются: (возможно несколько ответов)
а) целенаправленным характером;
б) осознанной поставленной целью;
в) спонтанным характером;
г) преодолением внешних (внутренних) трудностей на пути к цели.
Практическая работа
Задание 1. Какие виды профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым и двигательным ощущениям?
Задание 2. Составьте схему основных свойств восприятия и дайте им характеристику (письменно), покажите их зависимость от ряда факторов (условий).
Задание 3. Напишите множество профессий, предъявляющих повышенные требования к каждому из свойств внимания, из расчета 5 профессий на одно свойство.
Задание 4. Подготовьте и опишите множество жизненных ситуаций, в которых возникает необходимость не привлекать внимание.
Задание 5. Подготовьте рекомендации о том, как привлечь внимание.
Задание 6. Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:
· На уроке музыки во время прослушивания вальса Штрауса в дверь громко постучали.
· Студент без интереса выполняет чертеж ступенчатой детали в разрезе.
· Преподаватель физики приводит интересные факты из жизни немецкого физика В. Рентгена, связанные с открытием им рентгеновских лучей.
· Проходя мимо актового зала, пятиклассник видит, что там устанавливают новогоднюю елку.
· Студент перебирает решения сложной алгебраической задачи.
Задание 7. В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах провели материал через 3 недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?
Задание 8. На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно; стучал по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться приемом?
Задание 9. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней.
· Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т.п.).
· Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.
· Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно.
· В значительной степени непроизвольная речь.
· Заранее планируемая речь.
· Грамматически бессвязная форма речи.
· Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.
· Речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях.
Задание 10. Укажите, верны или неверны утверждения
· в раннем возрасте активно формируется наглядно-действенное мышление;
· мышление и речь – два взаимосвязанных психических процесса;
· понятие, суждение, умозаключение – виды мышления;
Основная литература
1. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2004.
2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – МПСИ,
Флинта, 2004.
3. Кроль В.М. Психология и педагогика для студентов технических
ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Познавательные психические процессы / Сост. А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2007.
5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.:Логос, 2002.
Дополнительная литература
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М.: Книжный дом
университет, 2005.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2007.
3. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО, 2003.
4. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М., Воронеж: МОДЭК, 2008.
5. Физиологические механизмы психических процессов: обзорный курс. – Авторы – сост. Ф.Г. Абдрашитов и др. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.
6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.
Тема 3 Теории личности
Часа
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Общие представления о личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
2. Структура личности.
3. Общее понятие о темпераменте.
4. Психологическая характеристика типов темперамента.
5. Понятие о характере.
6. Акцентуация характера.
7. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
8. Общая характеристика и структура способностей.
Категориальный аппарат:личность, индивид, индивидуальность, человек, направленность личности, темперамент, типы темперамента, интровертированность, экстравертированность, сила (как способность нервной системы), подвижность, уравновешенность, характер, акцентуация характера, способности, задатки, талант, гениальность.