Клиническая психология (Clinical psychology). Обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения

Метод мнимого источника информации (Bogus pipeline).Процедура выяснения установок испытуемых с помощью обмана. Сначала участников эксперимента убеждают, что новый прибор выявит их личностные установки, измерив психологическую реакцию. Затем испытуемых просят предсказать результаты измерений и таким образом выявляют их установки.

Моральная эксклюзия (Moral exclusion).Восприятие определенных лиц или групп как находящихся вне области, на которую распространяются законы морали и справедливости. Моральная инклюзия, наоборот, помещает других в область действия нравственных принципов.

Мышление против фактов (Counterfactual thinking).Воображаемые альтернативные сценарии и результаты, которые могли бы быть, но не случились.

Глоссарий ■ 67]

Натуралистическое заблуждение (Naturalistic fallacy).Ошибка определения того, что является хорошим относительно того, что наблюдается. Например: то, что типично, — нормально; то, что нормально, — хорошо.

Независимая переменная (Independent variable).Экспериментальный фактор, которым манипулирует исследователь.

Нормативное влияние (Normative influence).Конформизм, основанный на желании человека удовлетворить ожидания других, как правило, для того, чтобы добиться признания.

Норма взаимности (Reciprocity norm).Ожидание того, что люди, скорее всего, окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог.

Норма социальной ответственности (Social-responsibility norm).Ожидание, что люди будут помогать тем, кто от них зависит.

Нормы (Norms).Правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают «правильное» поведение. (В другом смысле слова нормы также описывают, как поступает большинство, — то есть то, что считается нормальным.)

Огруппление мышления (Groupthink).«Режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий» (Ирвинг Джонис, 1971).

Одобрение (Acceptance).Конформизм, который включает действия и убеждения в соответствии с социальным давлением.

Отбор по принципу родовой принадлежности (Kin selection).Теория, согласно которой альтруизм по отношению к близким родственникам как модель поведения был отобран в ходе эволюции для увеличения возможности выживания общих генов.

Относительная депривация (Relative deprivation).Восприятие своего положения как худшего по сравнению с положением других.

Ошибка базовой оценки (Base-rate fallacy).Тенденция игнорировать или не полностью использовать базовую оценочную информацию (информация о большинстве людей), находясь под влиянием частностей, характерных для рассматриваемого случая.

Ошибка хиндсайта (Hindsight bias).Тенденция преувеличивать чью-либо способность предвидеть, как все обойдется, после того как результат стал известен. Также известна как феномен «я знал это!».

Переговоры (Bargaining).Поиск согласия посредством непосредственного обсуждения между участниками конфликта.

Перенос (Displacement).Переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень. Обычно новая мишень безобиднее или более социально приемлема.

-«Подсадной» («конфедерат») (Confederate).Помощник экспериментатора.

Плюралистическое неведение (Pluralistic ignorance).Ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей.

ПОИР (GRIT).Аббревиатура для фразы: «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности» - стратегия, предназначенная для снижения международной напряженности.

Потребность в присоединенности (Need to belong).Побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия.

■ Социальная психология

Нолевое исследование (Field research).Исследование, выполненное в естественных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории.

Посредничество (Meditation).Попытка нейтральной третьей стороны разрешить конфликт путем улучшения коммуникации и выдвижения предложений.

Прайминг (Priming).Активация специфических ассоциаций в памяти.

Предрасположение в пользу своего Я (Self-serving bias).Тенденция воспринимать себя благосклонно.

Предрассудок (Prejudice).Неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным се членам.

Предубеждение против доказательств (Confirmation bias).Тенденция выискивать информацию, которая подтверждает собственное предвзятое мнение.

Препятствия, которые мы создаем себе сами (Self-handicapping).Защита своего Я-образа посредством нахождения подходящего оправдания собственной неудачи.

Прививка установок (Attitude inoculation).Слабая атака на установки людей, подготавливающая почву для сопротивления более сильным атакам в дальнейшем.

Привлекательность (Attractiveness).Качества, очаровывающие аудиторию. Обаятельный коммуникатор (зачастую чем-то похожий на аудиторию) наиболее убедителен в случаях, когда большую роль играет субъективное предпочтение.

Приобретенная беспомощность (Learned helplessness).Безнадежность и покорность, приобретаемая в случае, если человек или животное не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.

Пристрастие в пользу группы (Group-serving bias).Объяснение позитивного поведения членов «их» группы с известными оправданиями; объяснение негативного поведения их диспозициями (в то же время оправдание такого же поведения своей группы).

Просоциальное поведение (Prosocial behavior).Позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность антисоциального поведения.

Прямой способ убеждения (Central route persuasion).Убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредоточивает все внимание на благоприятных аргументах.

Психология здоровья (Health psychology).Раздел психологии, обеспечивающий вклад психологии в бихсвиоральную медицину.

Расизм (Rasism).(1) Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы или (2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.

Реактивное сопротивление (Reactance).Мотив защитить или восстановить свое ощущение свободы. Возникает, когда кто-то угрожает пашей свободе действий.

Роль (Role).Набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Самомониторинг (Self-monitoring).Изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление.

Самоосознание (Self-awareness).Состояние сознания, когда внимание фокусируется на себе самом. Это делает людей более восприимчивыми к своим собственным установкам и диспозициям.

Глоссарий ■ 679

Самопрезентация (Self-presentation).Акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

Самораскрытие (Self-disclosure).Раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком.

Самоуважение (Self-esteem).Всеобъемлющая оценка человеком самого себя или чувство собственного достоинства.

Самоэффективность (Self-efficacy).Чувство собственной компетентности и эффективности. Отличается от самоуважения и чувства собственного достоинства. Например, у бомбардира может быть высокая самоэффективность и низкая самооценка.

Случайная выборка (Random sample).Процедура опроса, при которой каждый человек в изучаемой популяции имеет равные шансы включения.

Сексизм (Sexism).(1) Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола или (2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.

Секта (Cult).Группа, обычно характеризуемая: 1) особым ритуалом поклонения богу или человеку; 2) изоляцией от окружающей «злой» культуры; 3) наличием харизматического лидера. (Ересь, в отличие от секты, есть лишь ответвление официальной религии.)

Случайное распределение (Random assignment).Процесс распределения участников в соответствии с условиями эксперимента, при котором все испытуемые имеют одинаковую вероятность оказаться в данных условиях. (Обратите внимание на различие между случайным распределением в экспериментах и случайной выборкой в опросах. Случайное распределение помогает нам выявлять причину и следствие. Случайная выборка помогает нам делать обобщение применительно ко всей популяции.)

Согласие осведомленного испытуемого (Informed consent).Этический принцип, требующий достаточного информирования участников исследования, чтобы они могли решить, хотят ли участвовать в эксперименте.

Содеятели (Coactors).Группа людей, работающих индивидуально, одновременно, но порознь выполняя работу, не предполагающую соперничества.

Социальная идентичность (Social identity).Аспект «мы» в нашей Я-концспции. Вариант ответа на вопрос «Кто я такой?», базирующийся на нашей принадлежности той или иной группе. Примеры: «я — австралиец», «я — католик».

Социальная леность (Social loafing).Тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Социальная фасилитация (Social facilitation).1) Первоначальное значение — тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. 2) Современное значение — усиление доминантных реакций в присутствии других.

Социальное сравнение (Social comparison).Оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими.

Социальные репрезентации (Social representations).Общепринятые убеждения. Поддерживаемые большинством идеи и ценности, включающие наши взгляды и

Ю ■ Социальная психология

культуральную идеологию. Наши социальные репрезентации помогают нам объяснить мир.

Сплоченность (Cohesiveness).Чувство «Мы» — степень связи членов группы друг с другом, например, За счет взаимной симпатии.

Справедливость (Equity).Состояние, при котором «доход» каждого участника от взаимоотношений пропорционален его «вкладу». Обратите внимание: справедливость отнюдь не означает всегда равного «дохода».

Стереотип (Stereotype).Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Наши рекомендации