Психокоррекционные технологии: цели, задачи, организация, динамика, психотехники
Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационнои стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррек-ционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокор-рекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.
Таблица 4. Направления и задачи психологической коррекции
детей с различными формами ЗПР
Наименование | Содержание | Психокоррекци- | Формы ЗПР |
блока | блока | онные задачи | |
Мотивационный | Неумение ребен- | Формирование | Психофизи- |
блок | ка выделить, осо- | познавательных | ческий инфанти- |
знать и принять | мотивов: создать | лизм | |
цели действия | проблемные учеб- | ||
ные ситуации; | Психогенные | ||
стимулировать | формы ЗПР | ||
активность ребен- | |||
ка на занятии. Об- | |||
ратить внимание | |||
на тип семейного | |||
воспитания. | |||
Приемы: | |||
Создание игровых | |||
учебных ситуа- | |||
ций; дидактичес- | |||
кие и развиваю- | |||
щие игры. |
Наименование блока | Содержание блока | Психокоррекци-онные задачи | Формы ЗПР |
Блок регуляции | Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию | Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Предварительно организовать ориентировки в заданиях Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности: Приемы: Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) | Соматогенные формы ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебрально-органического генеза |
Блок контроля | Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения | Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям. | ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР Психогенная форма ЗПР |
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ре-
бенку со стороны педагога, психолога и других специалистов. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, чтобы исключить возможность незавершения начатых ребенком действий.
Произвольное внимание как специфическая высшая психическая функция проявляется у ребенка в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и ее результаты. В связи с этим возникает необходимость психологической коррекции внимания у детей в процессе деятельности, доступной им (игровой, учебной, общения). Опыт нашей работы показывает, что коррекция внимания успешно проводится в процессе группового взаимодействия детей в игре или на уроке. Кроме того, эти занятия может проводить не только психолог, но и учитель во время урока. Систематическое применение описанных ниже психотехнических приемов способствует формированию свойств внимания у детей.
Как уже отмечалось, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Специальные исследования психологов и педагогов показали, что различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению с устойчивостью внимания. Этот факт имеет важное значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приемов. Например, для формирования распределения внимания детям можно предъявлять тексты, а для развития объема — цифры и математические задачи.
Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. Например, исследования показывают, что у детей с простым психофизическим инфантилизмом, соматогенной и психогенной формами ЗПР объем внимания существенно не отличается от здоровых детей (Сафади Хасан, 1997). Распределение и устойчивость внимания претерпевают значительные изменения не только у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, но и у детей с другими формами ЗПР (Сафади Хасан, 1997 и др.).
Эффективность психологической коррекции внимания у де-1 тей с ЗПР в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями, в частности, свойствами их высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания (Небылицин, 1966; Платонов, 1986 и др.). Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание, а у детей с инертной и слабой нервной системой — неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.
Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс коррекции Должен проводиться в контексте деятельности, доступной ребенку (учебная, игровая и пр.).