Особенности развития системы сознания, связанные с увеличением чувствительности уровня экспансии

Увеличение чувствительности третьего уровня выражается в особой чуткости к изменению в соотношении сил субъекта и среды, в уменьшении выносливости в ситуации напряжения риска, возрастания неопределенности. Это сужает диапазон конструктивной экспансии, зону, в которой субъект "не теряет головы", заставляет его лишний раз не искушать судьбу и не приближаться в выборе задачи к границам своих возможностей. В то же время увеличение чувствительности обусловливает и особое упорство в разрешении уже принятых задач, самолюбие, нежелание сдать позиции, смириться с поражением.

1. Все это создает особые условия дня развития механизмов третьего уровня: экспансия проявляется более не как борьба за расширение зоны своего влияния, которое требует активности на пределе возможностей, а как упорство в отстаивании уже достигнутого уровня, стремление непременно доводить до победного конца разрешение уже освоенных задач. Наиболее важным для саморегуляции переживанием в данном случае является непосредственное переживание успеха, победы. К новизне же, риску отношение, наоборот, должно быть достаточно осторожно. Новое впечатление - это всегда в некотором роде испытание себя, и здесь оно может быть даже неприятно, поскольку субъекту для аутостимуляции требуется впечатление не самоиспытания, а самоутверждения.

2. Рассмотрим теперь влияние этих особенностей уровня экспансии на развитие механизмов других уровней.

Первый уровень. Порог дискомфорта в этих условиях может быть не снижен, поскольку зависит от параметров чувствительности - выносливости самого первого уровня. Особенностью же является то, что механизм экспансии бурно и резко включается в действие непосредственно у самых границ порога дискомфорта. И это, конечно, уменьшает пластичность первого уровня, субъект может зарекомендовать себя человеком суетящимся, "делающим из всего проблему". Он может специально сосредоточиваться, как на задаче, на том, что все другие люди решают "походя", проявляет крайнюю щепетильность в вопросах чести и чувствует себя задетым в обстоятельствах, которые не столь чувствительный человек не сочтет оскорбительными. Субъект, таким образом, теряет в способности мудро следовать естественному ходу событий, уменьшается его интуитивная уверенность в том, что все "образуется" и можно позволить узлам обстоятельств развязываться самим.

На втором уровне сужение пространства экспансии проявляется в усилении стремления к сохранению стабильности жизни. Однако если для слабого первого уровня стабильность - это защита от интенсивности влияний среды вообще, для слабого второго - это жесткая фиксация ее определенного качества, то здесь она ценится прежде всего тем, что снижает напряженность: предсказуемость хода событий уменьшает неопределенность происходящего, поддерживает уверенность в себе. В то же время, безусловно, эта установка не может не повлиять и на развитие сенсорной избирательности субъекта, на опредмечивание его потребностей. Осторожное отношение к новизне сдерживает развитие разнообразных чувственных связей с миром.

Способность видеть противодействие даже там, где его нет, снижение пластичности во взаимодействии, недостаточное понимание своих собственных потребностей не могут не влиять и на развитие механизмов четвертого уровня. Человеческая среда предстает для субъекта прежде всего иерархически организованной. Он может сосредоточиваться на сохранении баланса сил в отношениях с другими, но вхождение в иерархию важно для него не только как некоторая гарантия удержания своих позиций, но и как возможность уменьшить неопределенность в отношениях с людьми, обрести их предсказуемость. В связи с этим для такого человека важно и соблюдение формы отношений, их ритуализация.

Человеческие отношения в меньшей степени оцениваются с точки зрения качества и в большей - с точки зрения успеха и неуспеха, удовлетворения или уязвления честолюбия. (Заметим, что в случае сильного третьего уровня мы не говорили о честолюбии.) Для такого человека очень важна оценка его успеха другими людьми, выраженная в конкретных внешних знаках субординации, счеты в отношениях, потребность сохранить свое положение и поставить на место другого человека.

Особость складывающегося типа сознания не вызывает сомнения. Возможно, образ самолюбца и честолюбца у многих из нас традиционно не вызывает симпатии, постараемся, однако, отдать ему должное. Не так уж мало то, что, при всех своих особенностях это, безусловно, люди, упорно преследующие цель и доводящие до конца начатое ими дело. Их любовь к порядку, чувствительность к соблюдению иерархии в отношениях является одной из основных сил, скрепляющих сообщество. Возможно, это идеальный государственный чиновник эпохи стабильности, в это время он чрезвычайно ценен для других и ощущает себя на своем месте до тех пор, однако, пока не достигает высших ступеней иерархии.

Понятно, что эта конструкция одаренности, как и все ранее рассмотренные нами, несет в себе возможность развития дисбаланса системы. Угроза актуализируется, когда чувствительность третьего уровня возрастает настолько, что он перестает справляться со своими обязанностями.

Наши рекомендации