Общие аспекты когнитивного консультирования
Как правило, когнитивные теории успешно применяются при работе с клиентами, отличающимися следующими особенностями (Haclcney & Cormier, 1996):
· клиенты обладают средним или выше среднего уровнем интеллекта;
· клиенты имеют умеренный или высокий уровень функционального расстройства;
· клиенты способны идентифицировать мысли и чувства;
· клиенты не являются психически больными и не выбиты из колеи текущими проблемами;
· клиенты способны выполнять систематические домашние задания и выполняют их охотно;
· клиенты обладают набором разнообразных поведенческих навыков и реакций;
· клиенты обрабатывают информацию на визуальном и слуховом уровне.
Как и следовало ожидать, когнитивные подходы часто используются в работе с клиентами, страдающими психическими расстройствами, например депрессией. Но эти подходы также применяются в.работе с теми клиентами, которые не проявляют видимых нарушений, однако страдают от дисфункциональных непроизвольных мыслей (в том числе и ситуативного содержания) и схем (обобщенных представлений о себе или окружающей действительности, связанных с определенным событием) (Holden, 1993b). Например, если к человеку на вечеринке кто-то проявил неуважение, то он может автоматически подумать: «На себя посмотри!» Здесь срабатывает схема «Я оскорблен» или «Я задет».
Чтобы добиться позитивных изменений, представители когнитивных теорий 3 консультирования предлагают клиенту модифицировать свое мышление, которое, согласно их точке зрения, подразделяется на три общие категории: холодное, теплое и горячее. Холодное мышление – это, как правило, дескриптивное и безоценочное, например: «Я потерял свою работу». Теплое мышление оперирует с предпочтениями, например: «Я потерял свою работу и, честно говоря, не хочу заниматься поисками новой». Горячее мышление «содержит утверждения, несущие сильную эмоциональную нагрузку», и может принимать различные формы, например содержать чрезмерное обобщение, катастрофизацию, преувеличение и другие максималистские суждения по типу «все или ничего». Это такие заявления, как «Я должен получить такую же работу, как потерял» (Gilliland & James, 1998, p. 328). «Горячие» мысли обычно приводят к дисфункциональному поведению.
Иногда люди добиваются улучшений сразу же после того, как они выразят свои мысли в письменной форме (Pennebaker, 1990). Этот процесс известен как скриптотерапия. Однако такое простое решение является исключением. Следовательно, надежнее всего работает систематический план. Чтобы такой план имел успех, должны быть выполнены два условия. Во-первых, должны быть налажены отношения между клиентом и консультантом. Во-вторых, должны быть выработаны когнитивные стратегии изменения (Burns, 1989; Schuyier, 1991). Стратегии изменения чаще всего включают в себя следующие шаги.
1. Использование стандартных линий работы и интерпретации событий жизни человека.
2. Ясное и точное воспроизведение или отражение мыслей человека относительно этих событий.
3. Обнаружение средств идентификации и изменения искаженных мыслей.
4. Применение новых реалистичных и продуктивных способов мышления.
Хотя терминология и расставляемые акценты в отдельных когнитивных теориях консультирования различаются, эти четыре основных шага, а также стоящие за ними условия (предпосылки) находятся в центре процесса терапевтического изменения.