Секты и религиозные движения

Секты и культы. Религиозные движения начинаются, по существу, как культы; они берут начало в ситуации, в которой люди расстроены и выведены из равновесия, но не в состоянии действовать. Другими словами, это ситуация фрустрации, т. е. психического состояния, вызванного неудовлетворенностью потребностей, желаний.

Именно на этой стадии и возникают секта и культ. Так как моделью развития религиозного движения является развитие секты, рассмотрим некоторые из важнейших черт сект.

Во-первых, следует отметить, что члены секты могут рек­рутироваться из самых разнородных слоев населения, разли­чаясь по экономическому положению, званию, образованию и социальному происхождению. В секте эти различия и отличия не имеют никакого значения. В процессе выработки контакта каждый низводится на некий общий уровень братства. Об этом свидетельствуют не только эмоции и установки членов секты по отношению друг к другу, но и способ, которым они соотно­сятся друг с другом, их манера обращения друг к другу: «брат», «сестра».

Вся жизнь секты сосредоточена вокруг некоего вероучения и ритуала, которые приобретают некий священный характер. Здесь важную роль играет пророк. Он является священным пер­сонажем и стремится собственной персоной символизировать вероучение и ритуал группы. Он также является главным храни­телем этого вероучения и ритуала. : По мере того как секта начинает осознавать исходящую из­вне критику и предпринимать попытки оправдать свои воззре­ния, вероучение группы перерабатывается в некую доктрину. К тем чертам практики и образа жизни секты, которые превраща­ет ее в объект критики и даже преследований извне, эта секта вполне может испытывать особую привязанность, воспринимая их как признаки ее собственной избранности; эти черты приобретают особое значение.

Другой важной чертой секты является вера в то, что ей сопутствует «божественное благоволение» и что она состоит из избранной группы святых душ. Люди вне секты считаются пропащими душами: ведь их не осенила благодать преображающего их души переживания. Самоощущение секты в качестве обители спасенных душ легко располагает ее к агрессивному обращению в свою веру тех, кто стоит вне ее. Часто она чувствует, на нее возложена некая божественная миссия — спасти других и «показать им свет». Поэтому она ищет новообращенных.

Чтобы стать членом секты, новичок должен испытать некое обращающее переживание — моральное преображение, схожее по характеру с тем, которое испытали члены секты. Публичное признание является свидетельством такого переживания, признаком того, что индивид вошел в число избранных.

Можно сказать, что секта находится в состоянии войны с внешним миром, и все же это особый вид конфликтного отношения, поскольку секта стремится не к изменению социального строя, а к его моральному перерождению. Она ставит своей целью, по крайней мере первоначально, не изменение внешнего существования, а изменение внутренней жизни. В этомсмысле секту можно понимать как революционную, поскольку она пытается внедрить какое-то новое представление о мире вместо простого стремления переделать институты или peaльную структуру социального строя.

Религиозное движение также предлагает некие новые ориентиры в жизни, оно нацелено на моральное перерождение мира. Развиваясь из аморфного состояния, оно стремится приобрести структуру, схожую со структурой секты, и в результате развивается в некое общество. Таким образом, религиозное движение становится аналогом специфических социальных движений исключением того, что его цели совершенно иной природы.

Существуют как религиозные, так и политические секты. Разница в том, что политические секты стремятся осуществить как политическую революцию, так и коренное изменение жизненной философии [31, 582—584].

Подготовка проповедников

Технологии воздействия в сектах основаны на одних и же базовых принципах. Сегодня осуществлена унификация

технологии манипулирования сознанием жертв сектантов, что воляет проповедникам действовать наиболее эффективно используя апробированные методы воздействия. Так, если посмотреть на инструкцию для Свидетелей Иеговы

«Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (www. Ie0pje nnov.ru/volkov), то бросается в глаза системный характер заготовленных ответов. Можно привести следующие примеры. В

ответ на фразу «Меня не интересует религия» предлагается на­бор ответов, один из которых носит следующий характер: «Я вас очень понимаю. Ведь Церкви, по существу, не сделали мир безопас­нее, не так ли? Однако верители вы в Бога?». После такого вопро­са адресату воздействия бывает трудно прекратить беседу.

В ответ на фразу «Меня не интересуют Свидетели Иеговы» в наборе ответов предлагается следующий, выдержанный по тем же параметрам: «Я вас хорошо понимаю, потому что в свое время я думал точно так же. Но, по правде говоря, только ради справедливости, я решил послушать одного из них. И что же: оказалось, что у меня неправильное представление о свидете­лях» (назови какое-нибудь распространенное превратное мне­ние и затем объясни, во что мы верим на самом деле) и т. д.

Все эти риторические заготовки создают серьезную труд­ность для любого человека, вступающего в диалог с подобным образом подготовленным проповедником, и тем более не поз­воляют выйти из спора победителем. И это понятно, посколь­ку здесь происходит не диалог «человек — человек», а диалог «человек — система», что намного сложнее [207,139—140].

Почва для сектантства

В современном обществе возрастает число людей, находя­щихся в депрессивном состоянии. Так, 18 июня 2003 года в веДУЩих американских газетах «Нью-Йорк Тайме» и «Вашингтон Пост» появились данные, раскрывающие серьезность пробле­мы Депрессии: 16 % американцев, что составляет 35 миллионов человек, страдают от депрессии настолько серьезно, что требуют лечения. В прошлые годы эта цифра составляла 13—14 миллионов. Масса людей, живущих в ситуации неудовлетворенности, создает благоприятную почву для любого рода «целителей» и «спасителей». Состояние депрессии, охватившее миллионы бывших советских граждан в безвременье 90-х годов

XX века, послужило питательной почвой для возникновения в странах СНГ большого числа сект тоталитарного характера.

Следующее высказывание известного психолога Левина во многом отражает ситуацию, в которой находятся многие страны СНГ: «Один из главных методов подавления морального духа посредством стратегии устрашения состоит в точном соблюдении следующей тактики: нужно держать человека в состоянии неопределенности относительно его текущего положения и того, что его может ожидать в будущем.

Кроме того, если частые колебания между суровыми , дисциплинарными мерами и обещанием хорошего обращения вкупе с распространением противоречивых новостей делают когнитивную структуру ситуации неясной, то человек теряет представление и уверенность в том, приведет ли его либо конкретный план к желаемой цели или же, наоборот отдалит от нее. В таких условиях даже те личности, которые имеют четкие цели и готовы пойти на риск, оказываются парализованными сильным внутренним конфликтом в отношении того, что следует сделать».

Объектом для вербовки в тоталитарные секты всегда является человек в состоянии нестабильности. Его модель мира еще не сформировалась (молодежь), или рушится (человек в кризисной ситуации). Он, несомненно, нуждается во внимании и поддержке, которую и предоставляет ему секта.

В целом для тоталитарных сект (другой термин — деструктивные культы) характерны две опасные черты. С одной сторо­ны, человек лишен возможности выбора, он следует по пути, указанному умело организованной пропагандой. Это принци­пиальный дефект на индивидуальном уровне. С другой, это уже со стороны общества и государства, человек «исчезает» социальном измерении, он уходит в «социальную тень», которую создают подобные культы. Причем этот уход настолько решителен, что разрывает даже несравненно более сильные семейные связи [207, 144—146].

Сектантские нравы Журналист Анна Амелькина описала в «Комсомольской правде» нравы в одной из сект евангелистов-пятидесятн11

«Новая жизнь», обосновавшейся в 1987 году в Алданском районе Якутии. Руководитель секты — некий Виталий Козырь, бывший уголовник, судимый за убийство, в 1999 году секта в полном составе (около 80 человек с детьми и со всем своим скарбом) оккупировала холл здания районной администрации. «Мы не будем общаться с неверны­ми пока нас не отправят за границу!» — заявил главарь секты, как только милиционер, психолог или журналист осмелива­лись подойти к табору, сектанты начинали истерически кри­чать, топать ногами, петь молитвы, а некоторые фанатики впа­дали в экстаз и бились в припадке. И только дети (их оказалось двадцать восемь — от новорожденных до подростков) сидели удивительно тихо, не подавая признаков жизни. Так продол­жалось два дня.

Главарю секты хотелось в Канаду. Но нужны были деньги, нужен был скандал, признание себя мучениками и статус стра­дальцев за веру. Съехавшейся со всей республики милиции и журналистам Козырь заявил: секта приговаривает себя к са­моуничтожению. И на глазах у невольных зрителей верующие стали прощаться друг с другом, передавая из рук в руки заточки и совершая воинственные обряды над детьми.

Медлить было нельзя. В считанные минуты милиционеры нейтрализовали зачинщиков, отделив детей от взрослых. «Сес­тер» поместили в больницу, а «братьев» — в СИЗО. И тут нача­лось самое страшное.

Женщины — члены секты в больнице заявили: мы отказы­ваемся от своих детей! Они осквернены прикосновением не­верных!

Без ухода остались даже младенцы. Их направили в больни­цу, ребят постарше — в детский дом. Ребятишки не плакали. С яйцами, похожими на бесцветные резиновые маски, они сидели плотно сжавшись в кучку, и терпеливо ждали приговора.

— Ну что, малыши, давайте переодеваться? — предложила воспитательница и помогла шестилетней девчушке стянуть кофточку И... застыла от ужаса. Тело девочки было изуродовано ожогами и шрамами. Такие же отметины были и у остальных малышек.

- Боже! Что это?! — вырвалось у пожилой женщины. Это мы плохо себя вели... — был ответ.

Оказалось, в секте буквально толковали постулат «казнить младенцев во младости», чтоб потом «возрадоваться в старости». Здесь жестоко били не только за провинности, но и «за бездейс твие», заставляя ребенка все время «шевелиться». У «воспитателя» в секте всегда наготове были металлический провод, кипяток и гвозди — ими царапали кожу детей, чтобы растянуть мучения

Десятилетнего Сашу высекли проводом за то, что он не сразу откликнулся, когда его позвал отец. Оле выдрали волосы когда она попыталась узнать, что такое кукла. Двух десятинмесячных младенцев избивали лишь за то, что они смели плакать. Поэтому малютки, оказавшись в детском доме, долгое время спали только на животиках: спинки и попки были в синяках и ранах.

В первый же день «на свободе» старшие мальчики рассказа­ли следователю о злодеянии, которое потрясло даже видавших виды оперативников. Десятилетний «брат» Миша как-то узнал, что в поселок приехали старатели, и побежал посмотреть на их работу. В секте об этом узнали. Женщины, в том числе и мать Миши, впали в истерику и с криками: «Его неверные испорти­ли!» — стали требовать для мальчика особого наказания.

Взрослые мужики полчаса изо всех сил избивали мальчика тугим проводом, пинали ногами... Когда Миша уже перестал подавать признаки жизни, около него собрались для отпевания все члены секты, а затем похоронили с особыми почестями: умереть в муках и насилии считалось за особую честь.

Самое страшное выяснилось после проведения экспертизы: Мишу похоронили... живым.

И только факт расправы над мальчиком, а не беззубый за­кон о сектах, позволил привлечь главарей пятидесятников к уголовной ответственности.

Сейчас Козырь и несколько его сподвижников сидят в якутской тюрьме. «Мамаши» лишены родительских прав. Но их это, судя по всему, не расстроило. После того как «сестер» выпустили на свободу, они вместе с «братьями», не интересуясь судьбой детей, куда-то исчезли, растворились в бескрайних просторах Якутии.

К счастью, всех детишек из больниц и детдома забрали сердобольные родственники, съехавшиеся из разных концов страны. Многие бабушки и дедушки из Беларуси, России, Украины

рассказывали страшные истории о том, как секта уводила у них сыновей и дочерей, как они колесили по всей стране, пытаясь вернуть одурманенных детей.

_ Хоть внуков воспитаем, — говорили несчастные друг

другу»-

Зомбирование смертников

Программирование сознания осуществляется и при подго­товке смертников, в частности женщин-шахидок (террористи­ческие акты которых имели место в Москве летом 2003 года). Как правило, у них была душевная травма из-за гибели близ­кого или пропажи ребенка. Эти женщины исчезали из мест постоянного проживания на четыре-пять месяцев и в течение этого времени подвергались интенсивной психологической об­работке. К месту взрыва их доводит «контролер», который не дает смертнице уйти в сторону.

«Коммерсантъ. Власть» (14—20 июля, 2003) приводит под­робности обработки молоденьких девушек. Их насильно за­бирают в «школу», где они изучают ислам. Тех, кто пытается бежать, убивают. «Девушек, которых собираются использо­вать в качестве живых бомб, сразу делят на две категории: тех, кого необходимо запугивать, и тех, кто добровольно идет на смерть. Первых, помимо запугиваний, сажают на силь­нодействующие препараты». Со временем произошла также героизация шахидок, что, несомненно, будет облегчать под­готовку новых сил.

Механизм «промывания мозгов» во многих случаях сходен. В результате человек теряет собственную волю, подчиняясь манипуляторам. При этом он проходит тот же путь, о котором мы говорили. Сначала имеет место коррекция картины мира, затем наступает необходимость удержания введенной карти­ны мира. При этом во всех вариантах интенсивной работы подключают не только информационные, но и чисто физио­логические механизмы, облегчающие воздействие. В случае наркотиков это происходит следующим образом: «Они знают необходимую дозу наркотиков, чтобы у девчонки наступила эйфория и ей показалось, что она в раю. Сначала ее запугают, потом дадут наркотик. А потом говорят: если выполнишь свой долг, попадешь в рай, который ты чуть-чуть видела. Ну

и, разумеется, перед самой «операцией» ей для смелости вспрыскивают что покрепче. Это целая индустрия, в которой работают специалисты с точным знанием человека, с точным знанием химии» [424].

Исследования психологов в Сингапуре (2003) продемонстрировали, что подобные самоубийцы очень сильно зависят от своих харизматических лидеров [405]. Также подчеркивается четкое отделение «других», тех, кто не принадлежит данной группе. Важно и интересно и то, что Дж. Саймон в своей книге «В овечьей шкуре» называет среди прочего и технику «жертвы», приняв которую можно получить от манипулируемой особы желаемое [422]

В работе Г.-А. Галанти подчеркивается, что программирова­ние человека, «промывание мозгов» осуществляется на эмоциональном уровне, в то же время депрограммирование ведется на рациональном уровне, когда ему демонстрируются логичес­кие несоответствия между Доктриной культа и применяемыми там практиками. Такого рода «нестыковка», несомненно, сни­жает эффективность техники депрограммирования.

Манипулирование сознанием на тренингах Не меньшую озабоченность должна вызывать и техника воз­действия, практикуемая в группах тренингов. Еще в 60-е годы прошлого века Запад наводнили группы LGAT (Large Group Awareness Trainings) и семинары В. Эрхарда (Erhard Seminais Training), которые мы сегодня получили в виде школ лидерс­тва и т. п. [383]; [404]. Тогда сквозь этот тип обучения прошли миллионы американцев. Оценки психологов показывают, что реальных результатов нет, что те зря потратили свои деньги. Но одновременно происходит смена социальной установки, пос­ледствия которой на сегодняшний день не всегда ясны.

Предшественником этих групп был Александр Эверетт, со­здатель направления Mind Dynamics [Mind Dynamics — Everett Alexander]. Параллельная ей группа Leadership Dynamics вышла из-под контроля по применяемым ею методам, а ее инструкто­ры разошлись по ряду новых направлений этого же рода (Ltfw Dynamics, Pesonal Dynamics), включая и самого В. Эрхарда. Но в любом случае подобные интенсивные методы требуют боль­шего контроля со стороны общества и государства.

8.6. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Мирное сосуществование возможно, но не в вопросах идеологии.

Н. Хрущев.

Во второй половине XX века возник совершенно новый тип общественной жизни — СМИ стали использовать технологии психологической войны. Первоначально, после Первой мировоой войны, этим термином обозначали пропаганду, ведущуюся именно во время войны, так что начало психологической вой­ны даже рассматривалось как один из важных признаков пере­хода от состояния мира к войне [ 111,240].

Специалисты нередко рассматривают информационно-пропагандистские и психологические операции как самосто­ятельные, независимые явления. Мы же склонны объединить эти понятия в одно — информационно-психологические опе­рации.

Ведь целью информационных операций является оказание психологического воздействия на население, а всякое психо­логическое воздействие осуществляется посредством донесе­ния до адресата воздействия соответствующей информации.

В подтверждение наших рассуждений приведем авторитет­ное свидетельство.

Американский исследователь Филипп Катц достаточно четок в определении роли коммуникативных составляющих психологических операций, когда говорит: «Психологичес­кая операция — это коммуникация с целью распространения нужной информации. Более точно функцией психологической операции является использование подобной коммуникации Для воздействия на поведение» [378].

В Дальнейшем ради краткости мы будем называть инфор­мационно-психологические операции и информационными, и психологическими.

Наши рекомендации