Технология социального консультирования
|
Начальный период консультирования.Устанавливается график и очередность консультаций. Консультант по возможности собирает информацию о будущих клиентах, на основе которой составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы воздействия и определяет стиль общения с клиентом.
Основной период консультирования.Консультирование представляет собой непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. Специалист может вести рабочие записи во время консультации, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента. Консультирование включает в себя несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.
Первый этап - психологическая подготовка консультанта. Она начинается задолго до приглашения семьи (членов семьи) в кабинет и завершается первыми словами приветствия. Консультант освежает в памяти сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.
Второй этап - взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия, предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной-трех минут. Консультации целесообразно проводить в изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультаций в кабинет не должно быть неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь оборудование для создания цветового и звукового фона. Обстановка должна располагать к доверительному неформальному общению. Желательно иметь компьютер и необходимое программное обеспечение. При проведении беседы специалист и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения напряжения и устанавливается психологический климат.
Третий этап - заключение «договора-контракта» (в устной или письменной форме) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов. Специалист уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение либо о ее проведении, либо об отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель и задачи консультации, сообщает ему об этических принципах совместной работы, защищающих интересы клиента, его права и обязанности. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон, поэтому обсуждение желательно осуществлять в форме диалога.
Четвертый этап - «исповедь». Консультант задает клиенту прямой вопрос: «Расскажите подробно, что вас привело ко мне?». Собеседник получает возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей общего времени консультации. На стадии «исповеди» консультант поддерживает клиента, выражая ему свой интерес, сочувствие средствами невербальной коммуникации (кивок, подбадривающий жест, внимательное выражение лица). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы. На этой стадии проводится первичная диагностика семьи (более подробно см. параграф 2.1. «Технология социальной диагностики»), в ходе которой специалист по социальной работе по возможности получает представление о семье и ее проблемах. На этом этапе можно применить метод составления генограммы семьи (см. Приложение 6). Этот метод позволяет компактно, в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье, характер отношений между ее членами и другую необходимую информацию.
Пятый этап - активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. Осуществляется более глубокая диагностика. Специалист задает ряд уточняющих вопросов. В результате у него формируется мнение о причинах затруднений семьи, выявляютсяключевые проблемы, он намечает оптимальные пути их преодоления.На этой стадии консультант не сообщает своего мнения клиенту.
Шестой этап – совместное обсуждение, поиск вариантов выхода из трудной жизненной ситуации. Этот этап консультации решающий, он требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. На этом этапе вырабатывается совместное разрешение проблем(ы) клиента и их причин; определяется цель воздействия (ожидаемый результат); определяются участники воздействия («узкие» специалисты учреждений). Консультант не должен в безоговорочной форме выражать свое понимание ситуации. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемой точкой зрения. Если согласие достигается - выдвинутая версия принимается за основу. Но если предположение консультанта оставляет клиента равнодушным, приходится искать другое решение. Этот этап разговора можно считать успешным, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента.
Возможно составление плана выхода из трудной жизненной ситуации, чтобы семья (члены семьи) четко представляла последовательность своих дальнейших действий. В этот момент полезна детальная проработка наиболее сложных для членов семьи новых моделей поведения и определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий.
Рассмотрим в качестве примера случай обращения к консультанту малоимущей семьи.
В ходе обсуждения проблем семьи выяснилось, что семья относится к категории малоимущих. В комплексе семейных проблем низкий материальный уровень членов семьи является ключевой проблемой, поскольку именно отсутствие средств к существованию порождает и другие проблемы: нарушение детско-родительских и внутрисемейных отношений, алкоголизм. В результате совместного обсуждения выясняется, что основными причинами низкого достатка семьи являются:
а) низкооплачиваемая работа;
б) безработица одного или нескольких трудоспособных членов семьи;
в) неоформленность социальных льгот и пособий.
Наиболее часто встречающиеся из них - это безработица и низкооплачиваемая работа. При поиске работы неработающими членами семьи специалист по социальной работе может оказать им помощь в составлении резюме (см. Приложение 7), в рамках консультации - определиться с выбором нового места работы. Распространенной практикой является ходатайство социальных служб перед различными организациями о трудоустройстве клиента.
Если причиной малообеспеченности является низкооплачиваемая работа или безработица трудоспособных членов семьи, специалист направляет клиента в центр занятости населения для постановки на учет по безработице или поиска вышеоплачиваемой работы. Он может посоветовать семье поинтересоваться у знакомых о вакансиях в организациях, где те работают, предлагает приобрести источники информации о трудоустройстве и т.д.
Достаточно часто члены семей не торопятся трудоустраиваться – в этом случае консультант проговаривает возможность членов семьи обратиться за помощью и содействием к участковому специалисту по социальной работе, который сможет более плотно подключиться к работе с семьей, привлечь общественность, индивидуально работать с отдельными родственниками для оказания позитивного влияния на его сознание.
Если проблема безработицы связана с невостребованностью профессии на рынке труда (в т.ч. по причине физических или возрастных ограничений клиента), специалист может посоветовать семье обратиться в центр занятости с целью переквалификации по другому профилю для дальнейшего трудоустройства.
При отсутствии у клиента профессионального образования специалист может направить его на консультацию в центр занятости населения, где ему окажут содействие в обучении, чтобы в результате человек получил профессию и устроился на работу.
Во время консультации специалист обязан проговорить с семьей и о том, каким образом следует мотивировать членов семьи на лечение алкоголизма, где и какую помощь они могут получить в этом направлении, к кому из специалистов центра могут обратиться для того, чтобы гармонизировать детско-родительские и внутрисемейные отношения. Это могут быть представители других ведомств, общественных организаций, специалисты организаций СОН, КДН и т.д. Консультант может порекомендовать членам семьи принять участие в областной программе мероприятий по выходу малоимущих семей на самообеспечение.
Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий специалисту по социальной работе необходимо направить клиента в управление социальной защиты населения либо в отдел пенсионного обеспечения населения по месту жительства к специалисту по начислению пенсий, пособий, льгот, который консультирует и помогает в их оформлении. Специалист социозащитного учреждения может сам дать консультацию клиенту в рамках своей компетентности, помочь собрать или восстановить некоторые справки по начислению пособия, пенсии (имеются в виду детские пособия, пенсии по случаю потере кормильца).
Седьмой этап - завершение общения с клиентом, оценка эффективности консультации ее участниками.
Клиенту предлагают высказать свое мнение о проделанной работе, подвести итоги беседы (краткое обобщение всего произошедшего во время беседы, позволяющее определить, насколько клиент удовлетворен консультацией). Следует провести оценку, предложив клиенту (членам семьи) ответить на вопросы:
1) «Насколько достигнута цель консультации (выявлены проблемы и определены варианты их решения)?»;
2) «Насколько доступной, полной, своевременной была информация и специализированная помощь?»;
3) «Изменилось ли Ваше самочувствие?».
Следует обсудить вопросы, касающиеся дальнейших встреч специалиста по социальной работе с клиентом. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа. Оценив ситуацию, консультант может предложить клиенту обратиться за помощью к другим специалистам, если тот видит в этом необходимость (например, к юристу или психологу), следует попросить сообщить, как разрешились проблемы, с которыми обращалась семья (получить обратную связь).
После того как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо обратить внимание на свое психологическое состояние. Этот этап можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Консультанту на короткое время необходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы.
Завершающий период консультированиянаступает после завершения совместной работы с клиентом. Консультант оценивает качество социальной услуги (консультации):
1) достижение поставленной цели;
2) соблюдение технологии проведения консультации (методическую грамотность);
3) соблюдение этических принципов взаимодействия с клиентом;
4) полнота и своевременность оказанной услуги;
5) удовлетворенность клиента оказанной услугой;
6) позитивное изменение психо-эмоционального состояния клиента.
Оценка эффективности - процесс достаточно сложный и чаще всего отодвинут по времени, поскольку эффективность будет складываться из положительных изменений, сдвигов в жизни семьи. Это будет зависить не только от консультанта, но и от всех специалистов, связанных с семьей.
Далее консультант осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации. В протоколе содержатся паспортные данные, информация о семье и состоянии здоровья клиента, указано, кем направлен на консультацию, в чем состоит проблема, перечислены формы и методы консультации, проработанные вопросы, отмечены результаты консультации, поведение человека во время беседы и его отношение к работе, направления дальнейшей работы с клиентом и др.
В этот период работы возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.
Продолжительность одной консультации варьирует от 1 до 1,5 часа. Не следует делать перерывы во время консультации. Соблюдение технологических этапов социального консультирования еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом.
Контактное («очное») консультирование.Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа.
Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности.
Контактное консультирование может быть индивидуальным и групповым.
Индивидуальные консультирование. Индивидуальные консультации проводятся в том случае, когда разговор имеет отношение лишь к данной семье или когда именно эта форма работы может принести успех. Участники разговора взаимно заинтересованы в том, чтобы достичь взаимопонимания, обсудить проблемы в атмосфере откровенности, доверия. Именно такие встречи специалистов с семьей помогают найти не только наиболее эффективный способ решения проблемы, но и объяснение тем или иным странностям, загадкам поведения членов семьи. Кроме того, члены семьи получают рекомендации, со всей возможной полнотой учитывающие специфику семейных проблем и личные возможности членов семьи.
Групповое консультирование. Групповые консультаций возможны лишь с клиентами, имеющими сходные проблемы и выразившими желание работать в группе. Они организуются после предварительных индивидуальных консультаций с каждым из потенциальных членов будущей группы. Существует много способов проведения групповых консультаций. Наиболее эффективными зарекомендовали себя следующие из них:
1)квалифицированное изложение специалистом или одним из клиентов информации по интересующей всех теме, проблеме;
2)обсуждение общезначимого события из жизни семьи;
3)прослушивание аудиозаписи или просмотр видеоматериалов, запечатлевших отдельные моменты занятий специалистов с детьми, рассказы о выходном дне, проведенном с родителями, о своем отношении к учителям, друзьям и т.п. (в том случае, если проблема семьи в детско-родительских отношения);
4)практикумы и тренинги, направленные на обучение родителей способам организации детской деятельности, коррекции собственных взаимоотношений, отношений с детьми и близкими и пр.