Особенности когнитивного развития. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью.
Развитие восприятия. Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов как форма и величина. Цвет в этот период не имеет значения для узнавания предметов, но это не значит, что ребенок не различает цвета.
Таким образом, для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета.
Наряду со зрительным в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка.
Развитие мышления. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению – важная ступень в развитии детского мышления. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Внешние ориентировочные действия служат исходным пунктом для образования внутренних психических действий. Уже в пределах раннего возраста у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних действий. Большое место в развитии мышления в раннем возрасте занимает формирование обобщений – мыслительного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.
Развитие воображения. Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение в этом возрасте работает скорее как механизм, а не как активная деятельность: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса и эмоций. В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственных замыслов. Слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации. Однако в связи с тем, что запас его жизненных впечатлений ограничен, он не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием.
Развитие памяти. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Память становится ведущей функцией, т.к. она принимает участие в развитии всех видов познания. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет.
Развитие речи. В раннем возрасте развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.
На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (искаженные слова). В общении со взрослым автономная речь быстро исчезает, т.к. взрослый требует правильного произношения, что влияет на развитие фонематического произнесения слов и артикуляции.
Определяющее значение для развития речи ребенка раннего возраста имеет общение со взрослым.
Эмоциональная сфера.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации.