Методические рекомендации по подготовке. Методические указания к практическим занятиям

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Методические указания к практическим занятиям

для студентов 1 курса МИППС по направлению подготовки 311600.62 – «Реклама и связи с общественностью»,

квалификация «бакалавр»

Новороссийск

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Содержание дисциплины «Основы теории коммуникации» . . . . . . . . .
2 Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Планы проведения практических занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 1. Коммуникация как объект теоретического анализа. . . . . . . . . . .
Тема 2 Типология коммуникации: коммуникативная среда и сферы коммуникации; виды и типы коммуникации. Функциональный анализ коммуникативной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 3 Вербальная и невербальная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 4 Социальная коммуникация: эволюция и специфика. Информационно-коммуникативное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 5. Процессно-информационный подход к коммуникации . . . . . . .
Тема 6 Семиотические основы коммуникативной деятельности . . . . . . .
Тема 7 Коммуникативная личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Творческие задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список рекомендуемой литературы к изучению курса . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение А Фрагмент статьи А. В. Кравченко «Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка»

Введение

Основной целью обучения по данной дисциплине является формирование теоретико-методологического базиса изучения следующих за курсом социально-коммуникационных и профессиональных дисциплин «Интегрированные коммуникации (теория и практика рекламы и СО)», «Социология массовых коммуникаций», «Психология массовых коммуникаций», «Теория и практика массовой информации», «Межличностные и деловые коммуникации». Курс носит теоретический характер.

Дисциплина «Основы теории коммуникации» относится к профессиональному циклу, входит в его базовую часть.

Основные задачи изучения дисциплины формулируются следующим образом:

1) дать общее представление об основных теоретические подходы к коммуникации как социальному явлению, структуре, функциях и важнейших характеристиках коммуникативного процесса, видах, средствах, формах и методах коммуникации в рыночной среде;

2) показать специфику коммуникативных процессов в современном обществе;

3) познакомить с подходами к эмпирическим исследованиям коммуникации и с эффективными приемами и методами профессиональной массово-коммуникативной деятельности;

4) сформировать навыки собора и систематизации научно-практической информации по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы;

5) сформировать умение вычленять из комплексного коммуникативного процесса отдельные коммуникативные акты, анализировать их по всем возможным критериям типологизации;

6) научить эффективному владению методологическим базисом изучаемой дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Основы теории коммуникации» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

- обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9);

- способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, уметь создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществлять работу по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22);

- способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, СМИ; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, 6 зачетных единицы.

По дисциплине предусмотрены следующие виды контроля знанийстудентов: текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала на практических занятиях и включает:

1) учет посещаемости лекций;

2) учет посещаемости практических занятий;

3) качество и количество выступлений на практических занятиях.

Промежуточный контроль. В течение семестра студенты выполняют творческие задания, перечень которых приведен в настоящих методических указаниях. Два раза в течение каждого семестра проводится промежуточное тестирование по пройденным разделам курса.

Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен.

При подведении итогов учитываются:

1) посещаемость лекций и практических занятий;

2) активность студента на практических занятиях: подготовка докладов, участие в дискуссии, комментарии, суждения;

3) результаты промежуточных тестов, творческих заданий, а также оценки, полученные за подготовку рефератов и эссе.

1 Содержание дисциплины «Основы теории коммуникации»

Тема 1: Понятие и основные элементы коммуникации. Методологический базис теории коммуникации: понятия объекта и предмета науки, комплексность феномена коммуникации и комплексность предметного пространства коммуникации, объект теории коммуникации, соотношение теории коммуникации со смежными научными дисциплинами, соотношение теории коммуникации с теорией журналистики, предмет теории коммуникации, методологические подходы, применяемые в теории коммуникации – процессно-информационный, семиотический.

Тема 2: Основные подходы к пониманию сущности коммуникации:философский, психологический, технологический, определения Ч.Кули, К.Шеннона и В.Вивера, К.Черри, С.Стивенса, Х.Ласссуэлла, В.Шрамма, Дж.Фиске, общее и особенное в определениях коммуникации, простейшая схема коммуникации, обобщенная типология коммуникационного поведения, жесткий и мягкий подход к пониманию сущности коммуникации. Понятие коммуникативного действия. Понятие коммуникативного акта. Типология коммуникативных актов. Формы и средства коммуникации. Социальная коммуникация в ряду смежных категорий: коммуникация, общение, информация, перцепция, интеракция, речевая деятельность.

Тема 3: Типология коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.Понятие институционального дискурса. Бытовой, производственный, политический, религиозный дискурсы: основные характеристики.

Тема 4: Виды и типы коммуникации. Методологические подходы к построению типологии коммуникации, типология по критерию соотношения источника и получателя - межличностная, межгрупповая, организационная, массовая коммуникация, типология по критерию характера канала, по критерию типа сообщения, эффекту и наличию обратной связи, дополнительные типологии социальных коммуникаций. Специфика массовой коммуникации: понятие массовой коммуникации – широкий и узкий подходы. Понятие массы и массового общества – теоретические подходы. Особенности источников, каналов и аудиторий массовой коммуникации.

Тема 5: Функциональный анализ коммуникативной деятельности.Потребности человека в коммуникации,цели и функции коммуникации в обществе, функциональная модель коммуникации, речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие.

Тема 6: Вербальная и невербальная коммуникация. Сущность, структура, функции. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации. Кинесика – «словарь» языка тела. Различия в невербальном поведении представителей различных стран. Невербальные приемы общения в средствах массовой информации.

Тема 7: Социальная коммуникация: эволюция и специфика.Роль коммуникации в животном мире. Коммуникация у высших животных. Эволюция социальной коммуникации.Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Динамика общества и развитие средств коммуникации. Коммуникативные революции. Антропогенез и социальная коммуникация. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Археокультурный и палеокультурный этапы истории становления социальной коммуникации. Мануфактурный, индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации. Концепция М.Маклюена. Будущее развития средств коммуникации и будущее общества.

Тема 8: Современное информационно-коммуникативное общество.Коммуникация и общество: основные теоретические подходы. Понятие и характеристики информационного общества. Теории информационного общества. Подходы Д.Белла, Э.Тоффлера, М.Кастельса. Понятие сетевого общества. Позитивные и негативные характеристики информационного общества. Информационное общество в России.

Тема 9: Процессно-информационный подход к коммуникации. Общая характеристика. Основные процессно-информационные модели коммуникации: подходы Г. Лассвелла, К. Шэннона-У. Вивера, Т. Ньюкомба, Д. Гербнера, Б. Де Флера, Вестли-Маклина, А. Тэна.

Тема 10: Шумы и барьеры в процессных моделях коммуникации. Понятие коммуникативных шумов; механические и семантические шумы. Коммуникативные шумы в различных моделях коммуникации. Факторы, порождающие коммуникативные шумы. Барьеры коммуникации: понятие, структура и типология коммуникативных барьеров.

Тема 11: Семиотические основы коммуникативной деятельности. Роль знаковых систем в человеческой жизни и коммуникативной деятельности.Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика. Семиотическое членение: семантика, синтактика и прагматика.Понятие знака. Классификация знаков. Модели функционирования знаков. Концепция де Соссюра. Модели знака Фреге и Огдена – Ричардса. Прагматическая модель Пирса. Типология знаков. Свойства и характеристики знаков и знаковых систем. Прагматические под ходы Ч. Морриса и П. Грайса. Понятие кода. Типология кодов.

Тема 12: Происхождение языка.Классические теории происхождения языка. Концепция Ф.Энгельса о происхождении человека и роли языка и коммуникации в этом процессе. Российская историко-психологическая школа (Л.Выготский, А.Леонтьев, А.Лурия) о возникновении языка.

Тема 13: Коммуникативная личность. Фигура коммуникатора (адресант): индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Коммуникативная роль адресата. Коммуникативные, социальные и психологические роли. Речь как средство утверждения социального статуса; языковые формы адресации. Стили речевого коммуникативного поведения.

Методические рекомендации по подготовке

К практическим занятиям

Данные методические указания содержат рекомендации по работе над курсом «Основы теории коммуникации», эффективно организуют работу по выполнению практических заданий. В данных указаниях представлены программа дисциплины, вопросы и задания к практическим занятиям, список основных и дополнительных источников для подготовки к практическим занятиям.

Практическое занятие – это один из предусмотренных учебным планом видов учебной работы, где отрабатываются и закрепляются навыки и знания, полученные студентами на лекционных занятиях, а также умение самостоятельно работать с литературой. Поэтому работа над выполнением практического задания должна быть результатом тщательного изучения рекомендованной по данной теме научной и учебной литературы (и не должна быть простым копированием учебников).

Работа над практическим заданием должна показывать, может ли студент сформулировать и раскрыть основные положения темы практического занятия, научился ли он на основе теоретических знаний анализировать изученные материалы. Эта работа должна сформировать навык последовательно, доказательно, четко, грамотно излагать материал, а также работать со специальной литературой.

Практическое занятие состоит из теоретической и практической частей. По каждой теме приводится блок вопросов и блок заданий. Начиная работать с блоком вопросов необходимо, прежде всего, ориентироваться на список рекомендуемой литературы, предложенный к данному практическому занятию. Затем, проконсультировавшись с преподавателем, можно подобрать дополнительную литературу по своему собственному усмотрению. Следует расширять список научной, методической и популярной литературы, предложенный автором методических указаний. Материал можно также искать и в различных справочниках. Для того чтобы определить, в какой степени тема практического занятия освещается в подобранной литературе, нужно пользоваться оглавлением книги, аннотацией или предметным указателем.

Во время работы над теоретическими вопросами практического задания рекомендуется делать выписки наиболее важных определений, доказательств и теоретических выводов. Эти выписки помогают лучше усвоить и закрепить в памяти прочитанный материал, облегчают его систематизирование, позволяют не возвращаться снова к уже изученной литературе. Выписки лучше делать на отдельных листах или специальных карточках, группируя их по вопросам плана, излагая основные мысли изучаемого материала своими словами и приводя цитаты. Необходимо обязательно указывать источник (например: Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. — М.: Восток, 2007.).

Приступая к оформлению работы, следует тщательно продумать изложение материала по всем основным вопросам темы. Выполняя задание, используйте сделанные выписки, приводите свои соображения, собственную аргументацию.

Следует обратить внимание на внешний вид письменной части практической работы: она должна быть выполнена аккуратно, четко, разборчиво, грамотно, без помарок.

Планы проведения практических занятий

Наши рекомендации