Критерии для проверки Итогового сочинения
Зимнее сочинение 2016-2017
Статус работы
Это итоговое выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Зачёт, полученный за данную работу, является допуском к ЕГЭ.
Это сочинение может быть представлено в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии.Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.
Зачёт — незачёт
В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.
А если незачёт?
Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.
Кто будет проверять сочинения?
Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
При поступлении в вуз работу проверят ещё раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.
Сколько времени отведено на экзамен?
Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут(235 минут).
Предполагаемый объём работы?
Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.
Идея сочинения: что оно проверяет
Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материалпо избранной теме. (Проект ФИПИ).
В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылкуна тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений. Количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Какими будут темы?
Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям.
Итоговое сочинение
Тематические блоки на 2016-2017 гг.
1. «Разум и чувство»
2. «Честь и бесчестие»
3. «Победа и поражение»
4. «Опыт и ошибки»
5. «Дружба и вражда»
Критерии для проверки Итогового сочинения
Критерии по итоговому сочинению не будут меняться до 2019 года.
Приводим полную цитату из документа:
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению
1. Когда будем писать итоговое сочинение?
7 декабря. Если получите «незачёт», то переписать можно будет 1 февраля и 3 мая.
2. Зачем его писать? На что оно влияет?
Итоговое сочинение в первую очередь является допуском к ЕГЭ. Также некоторые вузы по желанию могут учитывать результаты итогового сочинения при поступлении.
3. Существует ли список литературы, по которому можно написать сочинение?
Такие списки есть на любых сайтах по подготовке к сочинению, но лучше подготовить свой собственный список.
4. Как оно будет оцениваться?
Результатом итогового сочинения будет «зачет / незачёт». Оцениваться работа будет по 5 критериям.
5. Кто будет проверять итоговое сочинение?
Работы будут проверяться в школах совместно с независимыми экспертами.
6. Получится ли у меня как-нибудь списать?
Ребята говорили, что учителя достаточно лояльно относились к экзаменуемым, некоторым могут даже что-то и подсказать. Короче, не бойтесь, никому не надо, чтоб вы ходили и пересдавали по несколько раз. Ну и помните, что темы сочинений станут известны за 15 минут до начала экзамена, а ещё для каждого часового пояса они будут свои.
7. Тут всё говорят про какие-то блоки тем. Разве это не те темы, по которым мы и будем писать итоговое сочинение?
Нет. Это всего лишь направления. То есть вы знаете к чему примерно можно готовиться, почитать произведения, в которых есть поднятая тема/проблема, но точные формулировки вопросов будут известны только на самом экзамене.
8. Если это тематические направления, так к чему мне готовиться? По всем сразу? Как будут составляться темы сочинений?
Вы можете готовиться только по одному или двум тематическим направлениям. На экзамене вам будут предложены 5 тем по одной из каждого блока. Хорошо готовиться хотя бы по 2 блокам, чтобы иметь запасной вариант.
9. То есть вся страна будет писать сочинения по одним и тем же темам?
Темы будут разные в зависимости от часовых поясов.
10. Если по некоторым физическим отклонениям не могу писать сочинение, как быть?
Отказаться от сочинения в пользу изложения могут следующие группы:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
11. Дайте мне какой-нибудь простой совет, как написать сочинение и получить зачет?
Пишите то, что думаете. Министерство хочет, чтобы школьники проявляли творчество и нестандартность мышления.
Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
Структура сочинения
Основная часть всегда разбивается на подпункты.
I.Введение
II.Основная часть
1.
2.
3.
4.
III.Заключение
Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:
1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому не забывайте о том, о чём вы сказали во введении.
2. Во введении лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
Поскольку основные тематические направления вам уже известны, начинайте подготовку к сочинению уже сейчас. Можно посетить соответствующие вебинары, ознакомиться с литературой, почитать необходимые книги.