Тема 13. Мышление в различных видах профессиональной деятельности
Тема 10. Мышление и речь
Знаковое отражение. Знак как средство отражения. Язык как знаковая система, и его роль в психическом отражении. Слово как основной элемент языка. Семантическое строение и функции слова. Психологическая характеристика речи. Виды и функции речи. Роль речи в протекании психических (познавательных) процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие. Эгоцентрическая и внутренняя речь: исследования в зарубежной и отечественной психологии. Соотношение мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Мышление и знание. Значение как единица знания. Значение и смысл. Семантические поля и сети. Развитие значения слов в онтогенезе. Учение Л.С. Выготского о смысловом и системном развитии значения слова. Экспериментальные исследования видов обобщений и процесса формирования понятий. Научные и житейские понятия.
Тема 11. Мышление и личность
Мышление как процесс и как деятельность. Психологические критерии мыслительной деятельности. Психологическая структура мыслительной деятельности (умственные действия, мыслительные операции), психологические механизмы трансформации мыслительной деятельности. «Сдвиг мотива на познавательную цель» как механизм формирования мыслительной деятельности в онтогенезе. Личность как субъект мыслительной деятельности. Критика функционализма в психологии мышления. Мотивационно-смысловая регуляция мыслительной деятельности. Акт личностно-смыслового принятия задачи. Мотивы мышления. Операциональные смыслы, их разновидности и функции в регуляции мыслительной деятельности. Эмоциональная регуляция мышления. История проблемы соотношения «аффекта и интеллекта». Функции эмоций на разных этапах решения мыслительной задачи. Мышление и целеобразование. Целевая регуляция мыслительной деятельности. Осознанная саморегуляция мыслительной деятельности, ее функциональная структура. Интеллектуальная рефлексия субъекта мышления. Индивидуально-психологические (личностные) особенности мышления: глубина, широта, гибкость, самостоятельность, критичность, внушаемость, инициативность, быстрота, методичность. Личностные типы мышления. Интеллектуальные (когнитивные) стили. Интеллектуальное воспитание личности. Психологические критерии интеллектуальной воспитанности. Мышление и самосознание личности. Мышление как средство формирования самосознания личности. Самосознание личности как субъекта мышления.
Тема 12. Мышление и общение
Влияние общения на познавательные процессы. Специфика мышления в условиях общения. Решение мыслительных задач в условиях диалогического общения. Познавательные аспекты внутреннего диалога. Внутренний диалог в структуре мыслительной деятельности. Мышление как средство социального познания. Мышление в структуре межличностного познания и понимания человека человеком. Роль мышления в атрибутивных и рефлексивных процессах. Специфические закономерности и механизмы социального мышления. Мышление в условиях диалога с ЭВМ.
Тема 13. Мышление и творчество
Понятие и психологические критерии творчества. Продуктивная (творческая) природа мышления (по А.В. Брушлинскому). Психологические концепции и признаки творческого мышления. Эвристика как наука о творческом мышлении. Эвристические методы решения мыслительных задач. Мышление и интуиция. Творческая природа и психологические особенности интуитивного мышления.
Тема 13. Мышление в различных видах профессиональной деятельности
Психологические механизмы и закономерности профессионализации мышления. Специфика мышления в педагогической деятельности. Специфика мышления в управленческой деятельности. Специфика мышления в операторской деятельности. Специфика мышления в военной деятельности. Специфика мышления в спортивной деятельности, протекающей в условиях интеллектуального единоборства (на предмете шахмат). Специфика мышления в технической деятельности. Специфика мышления в криминалистической деятельности.