Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
1. Концепция темперамента В. М. Русалова в большей степени опирается на …
Варианты ответов:
а) гуморальную теорию Гиппократа–Галена;
б) теорию функциональных систем П. К. Анохина;
в) конституциональную теорию У. Шелдона;
г) конституциональную теорию Э. Кречмера.
2. Черта темперамента, характеризующаяся сбалансированностью активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением, называется …
Варианты ответов:
а) уравновешенностью;
б) активностью;
в) подвижностью;
г) эмоциональностью.
3. К гуморальным теориям темперамента можно отнести идеи …
Варианты ответов:
а) У. Шелдона и Э. Кречмера;
б) В. М. Русалова;
в) И. П. Павлова;
г) Гиппократа и Галена.
4. Нейрофизиологические теории темперамента восходят к трудам …
Варианты ответов:
а) К. Э. Фабри;
б) И. П. Павлова;
в) И. Канта;
г) К. Галена.
5. Описание «сильный, уравновешенный, инертный» соответствует __________ типу темперамента.
Варианты ответов:
а) флегматическому;
б) холерическому;
в) сангвиническому;
г) меланхолическому.
6. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, является…
Варианты ответов:
а) флегматиком;
б) холериком;
в) сангвиником;
г) меланхоликом.
7. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, – это…
Варианты ответов:
а) сангвиник;
б) меланхолик;
в) флегматик;
г) холерик.
8. Степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности характеризует такой компонент темперамента, как…
Варианты ответов:
а) активность;
б) эмоциональность;
в) сензитивность;
г) модальность.
9. Особенность поведения, которая заключается в действиях человека по первому побуждению, под влиянием случайных обстоятельств или сильных эмоций, представляет собой…
Варианты ответов:
а) ригидность;
б) чувствительность;
в) гиперфлексибельность;
г) импульсивность.
10. Учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности называется …
Варианты ответов:
а) физиогномикой;
б) хиромантией;
в) дерматоглификой;
г) характерологией.
11. В типологии социальных характеров Эриха Фромма можно выделить такой тип, как …
Варианты ответов:
а) гипертимный;
б) неустойчивый;
в) рецептивный;
г) истероидный
12. Согласно конституциональной теории характера (темперамента) У. Шелдона, мезоморфическому типу телосложения (атлетический, мускульный тип) соответствует такой тип темперамента, как …
Варианты ответов:
а) шизотимический;
б) висцеротонический;
в) церебротонический;
г) соматотонический.
13. Согласно конституциональной теории У.Шелдона, можно выделить такой тип характера (темперамента) как..
Варианты ответов:
а) шизотимик;
б) иксотимик;
в) церебротоник;
г) циклотимик.
14. Теория У. Шелдона относится к __________ теориям темперамента.
Варианты ответов:
а) гуморальным;
б) поведенческим;
в) динамическим;
г) конституциональным.
15. Учение, в основе которого лежит утверждение, что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга, называется …
Варианты ответов:
а) характерологией;
б) физиогномикой;
в) дерматоглификой;
г) френологией.
16. Согласно конституциональной теории характера (темперамента) Э. Кречмера, лептосоматическому (астеническому) типу телосложения (худощавый тип) соответствует такой тип темперамента, как …
Варианты ответов:
а) циклотимик;
б) церебротоник;
в) иксотимик;
г) шизотимик.
17. Потребность в физических упражнениях, склонность к риску, уверенность в позах и движениях, энергичность в теории У. Шелдона характеризуют такой тип характера (темперамента), как …
Варианты ответов:
а) церебротонический эктоморф;
б) шизотимик;
в) висцеротонический эндоморф;
г) соматотонический мезоморф.
18. Тип акцентуации характера, для которого свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость, называется …
Варианты ответов:
а) сензитивным;
б) экстравертным;
в) интровертным;
г) невростеническим.
19. Согласно конституциональной теории характера (темперамента) Э. Кречмера, можно выделить такой конституциональный тип человека, как …
Варианты ответов:
а) церебротоник;
б) висцеротоник;
в) соматотоник;
г) лептосоматик.
20. Отдельные черты характера группируются в соответствии с системой отношений человека к действительности, в частности, по отношению к себе, к другим людям, к ____________ и собственности.
Варианты ответов:
а) искусству;
б) творчеству;
в) природе;
г) труду.
21. Чертой характера является…
Варианты ответов:
а) сензитивность;
б) аккуратность;
в) интроверсия;
г) реактивность.
22. Свойством характера, противоположным цельности, является…
Варианты ответов:
а) противоречивость;
б) сила, или твердость;
в) изменчивость;
г) неопределенность.
23. Характер в течение жизни…
Варианты ответов:
а) может изменяться только в худшую сторону;
б) может изменяться только в лучшую сторону;
в) может изменяться как в лучшую, так и худшую сторону;
г) не может меняться, т.к. он генетически обусловлен.
24. В сформировавшемся характере человека ведущим компонентом является система…
Варианты ответов:
а) убеждений;
б) приемов и способов поведения;
в) черт, связанных с темпераментом;
г) потребностей.
25. Индивидуальные особенности восприятия – это _______________ организация личности.
Варианты ответов:
а) психомоторная;
б) перцептивная;
в) мнемическая;
г) интеллектуальная.
26. Избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям называется …
Варианты ответов:
а) интересом;
б) идеалом;
в) склонностью;
г) потребностью.
27.Эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления называется…
Варианты ответов:
а) убеждением;
б) идеалом;
в) интересом;
г) установкой.
28. Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.
Варианты ответов:
а) эпигенетической;
б) гуманистической;
в) аналитической;
г) индивидуальной.
29. Идея внутренней борьбы разнонаправленных побуждений человека, внутриличностного конфликта как источника развития является одной из наиболее укорененных в ____________ концепции личности.
Варианты ответов:
а) индивидуальной;
б) психоаналитической;
в) когнитивной;
г) эпигенетической.
30. Устойчивая доминирующая система мотивов, интересов, убеждений, идеалов, в которых отражаются доминирующие потребности человека, называется ________________ личности.
Варианты ответов:
а) мировоззрением;
б) убеждением;
в) доминантой;
г) направленностью.
31. К внутренним факторам, оказывающим влияние на развитие личности, относится(-ятся)…
Варианты ответов:
а) общество;
б) способности личности;
в) круг общения;
г) семья.
32. Успехи человека в различных видах деятельности обуславливают его индивидуально устойчивые свойства, которые определяются как…
Варианты ответов:
а) мотивация;
б) темперамент;
в) способности;
г) характер.
33. Способности, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности, относятся к…
Варианты ответов:
а) общим;
б) интеллектуальным;
в) профессиональным;
г) специальным.
34. Склонность к абстрактным размышлениям наблюдается у человека с _______ способностями.
Варианты ответов:
а) учебными;
б) практическими;
в) предметными;
г) теоретическими.
35. Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется…
Варианты ответов:
а) интеллектом;
б) когнитивным стилем;
в) креативностью;
г) умственным возрастом.
36. Сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность, называется…
Варианты ответов:
а) талантом;
б) задатками;
в) гениальностью;
г) одаренностью.
Тестовые задания модуля «Общая психология»
Блок 2
1. Установите соответствие между содержанием и названиями наук о человеке.
1. Антропология.
2. Физиология высшей нервной деятельности.
3. Сравнительная психология.
4. Палеолингвистика.
Варианты ответов:
а) наука о становлении человеческого общества и истории первобытной культуры;
б) наука о человеке как особом биологическом виде, включающая морфологию человека, антропогенез и расоведение;
в) наука о механизмах работы нервной системы, осуществляющих «уравновешение» организма со средой;
г) наука об особенностях поведения животных на последовательных этапах эволюции, объединившая зоопсихологию и общую психологию человека;
д) наука о происхождении языка, его звуковых средств и механизмов управления.
2. Установите соответствие между этапами развития психологии и их характеристиками.
1. I этап.
2. II этап.
3. III этап.
4. IV этап.
Варианты ответов:
а) наука о бессознательном;
б) наука о душе;
в) наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики;
г) наука о поведении;
д) наука о сознании.
3.Установите соответствие между этапами развития психологии и предметом ее изучения.
1. I этап
2. II этап.
3. III этап.
Варианты ответов:
а) сознание;
б) душа;
в) целостные структуры психики;
г) поведение.
4. Философское рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) смысла;
б) значения;
в) бытия;
г) сознания.
5. Установите соответствие между подходами к пониманию того, кому присуща психика, и их характеристиками.
1. Антропсихизм.
2. Биопсихизм.
3. Нейропсихизм.
4. Мозгопсихизм.
Варианты ответов:
а) психика присуща только человеку;
б) психика – это свойство живой природы;
в) психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
г) психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;
д) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.
6. Установите соответствие между формами проявления психики и их содержанием.
1. Психические процессы.
2. Психические свойства.
3. Психические состояния.
Варианты ответов:
а) произвольная память, логическое мышление;
б) ощущение, эмоции;
в) бодрствование, утомление;
г) направленность, способности.
7. Установите соответствие между психическими явлениями и формами проявления психики.
1. Психические процессы.
2. Психические свойства.
3. Психические состояния.
Варианты ответов:
а) сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений;
б) психические явления как первичные регуляторы поведения человека, имеющие определенное начало, течение и конец;
в) психические явления как наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный
количественный и качественный уровень деятельности и поведения;
г) психические явления, характеризующие состояние психики в целом.
8. Установите соответствие между психическими явлениями и их конкретными проявлениями.
1. Познавательные психические процессы.
2. Психические состояния.
3. Психические свойства.
4. Волевые психические процессы.
Варианты ответов:
а) мышление;
б) апатия;
в) наблюдательность;
г) постановка цели.
д) стресс
9. Установите соответствие между фактами поведения и их конкретными проявлениями.
1. Отдельные движения и жесты.
2. Внешние проявления физиологических процессов.
3. Действия, которые имеют определенный смысл.
4. Поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Варианты ответов:
а) приветствие учителя;
б) закрывание двери при выходе из квартиры;
в) интерес;
г) кивок;
д) дрожь.
10. Установите соответствие между группами психических процессов и их характеристиками.
1. Познавательные психические процессы.
2. Эмоциональные психические процессы.
3. Волевые психические процессы.
Варианты ответов:
а) явления, включающие аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс;
б) процессы или явления, течение и проявление которых не отражается в сознании человека;
в) процессы, связанные с восприятием и переработкой информации;
г) процессы, наиболее ярко проявляющиеся в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением.
11. Установите соответствие между стратегиями формирования психических процессов и их разработчиками.
1. Культурно-историческая концепция.
2. Теория деятельности.
3. Концепция учебной деятельности.
Варианты ответов:
а) Д.Б. Эльконин;
б) Л.С. Выготский;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.Н. Леонтьев.
12. Установите соответствие между научными психологическими течениями и областями их исследования.
1. Когнитивная психология.
2. Гештальтпсихология.
3. Гуманистическая психология.
Варианты ответов:
а) целостная личность, способная к созиданию, реализации своего уникального потенциала;
б) неосознаваемые побудители сознательных действий;
в) сознание как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур;
г) познавательные процессы.
13. Установите соответствие между названиями психологических теорий и подходов к рассмотрению личности.
1. Психодинамическая теория.
2. Аналитическая теория.
3. Гуманистическая теория.
4. Когнитивная теория.
Варианты ответов:
а) личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации;
б) личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой;
в) личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов;
г) личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов.
14. Установите соответствие между данными и источниками получения информации.
1. L-данные.
2. Q-данные.
3. T-данные.
Варианты ответов:
а) данные, полученные с помощью кластерного анализа;
б) данные объективных тестов;
в) данные, полученные на основании опросников и методов самооценки;
г) данные, полученные путем регистрации жизни человека, в основном в результате наблюдения.
15. Установите соответствие между типами эмпирических данных в классификации Р. Кеттэлла и их характеристиками.
1. L-данные.
2. Т-данные.
3. Q-данные.
Варианты ответов:
а) получены посредством интерпретационных методов;
б) являются жизненными документами и могут быть получены разными приемами: беседа, внешнее наблюдение, анализ самоотчетов, опрос и т.д.;
в) являются результатами тестов, в которых фиксируются некоторые показатели достижения;
г) получены по результатам опросников и анкет в актуально проводимом исследовании.
16. Установите соответствие между методами исследования и их характеристиками.
1. Беседа.
2. Анкетирование.
3. Эксперимент.
Варианты ответов:
а) метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений;
б) эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;
в) основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека;
г) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
17. Установите соответствие между методами психологического исследования и их характеристиками.
1. Наблюдение.
2. Опрос.
3. Тест.
Варианты ответов:
а) метод, предусматривающий прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления;
б) метод получения точной и качественной характеристики психологического явления;
в) метод планомерного изучения деятельности людей, проводимого в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны исследователя;
г) метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов
18. Установите последовательность психических актов сенсомоторных процессов деятельности от первого до последнего.
Варианты ответов:
а) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;
б) сенсорный момент реакции – процесс восприятия;
в) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого;
г) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
19. Установите последовательность структурных компонентов мыслительного процесса решения проблемы от первого до последнего.
Варианты ответов:
а) поиск решения;
б) мотивация (желание решить проблему);
в) анализ проблемы;
г) логическое обоснование найденной идеи решения.
20. Установите последовательность этапов деградации личности, по А.Маслоу, от первого до последнего.
Варианты ответов:
а) разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»;
б) создание дефицита благ;
в) глобальное ощущение своей зависимости от других сил;
г) создание культа «самокритики».
21. Установите соответствие между современными отечественными теориями личности и их авторами.
1. Имплицитная теория личности.
2. Динамическая концепция личности.
3. Теория жизненного пути личности.
Варианты ответов:
а) Б.Ф. Ломов;
б) К.А. Абульханова-Славская;
в) Л.И. Анциферова;
г) В.Ф. Петренко.
22. Установите соответствие между компонентами структуры личности (по К.К. Платонову) и их содержанием.
1. Подструктура направленности.
2. Подструктура социального опыта.
3. Подструктура форм отражения.
Варианты ответов:
а) типологические свойства личности, половые, возрастные особенности, патологические изменения;
б) знания, умения, навыки, привычки;
в) индивидуальные особенности психических процессов;
г) отношения и моральные черты личности.
23. Установите соответствие между потенциалами личности и их характеристиками.
1. Познавательный.
2. Коммуникативный.
3. Эстетический.
4. Творческий.
Варианты ответов:
а) общительность личности, умение устанавливать контакты;
б) художественные и эстетические потребности личности;
в) объем и качество информации, которой располагает личность;
г) нравственные нормы, убеждения и жизненные цели;
д) способность личности к созиданию.
24. Установите соответствие между основными понятиями, характеризующими человека, и их определениями.
1. Индивид.
2. Субъект деятельности.
3. Личность.
4. Индивидуальность.
Варианты ответов:
а) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens;
б) индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности;
в) совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости;
г) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
д) представитель вида Homo sapiens как субъект социальных отношений.
25. К механизмам межличностного восприятия относят…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) имитацию;
б) сублимацию;
в) идентификацию;
г) рефлексию.
26. К механизмам взаимопонимания в процессе общения относятся _______ и _______.
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) идентификация;
б) эмпатия;
в) жестикуляция;
г) визуальный контакт.
27. Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) самосознания;
б) темперамента;
в) задатков;
г) устойчивого образа «Я».
28. Теория конвергенции учитывает влияние таких факторов на развитие личности, как…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) исторического;
б) экономического;
в) биологического;
г) социального.
29. Формирование в детском возрасте комплексов, которые могут проявиться во взрослости, описано в теориях…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) З. Фрейда;
б) А. Адлера;
в) А. Маслоу;
г) В. Франкла.
30. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) сознание для сознания;
б) чувственную ткань образа;
в) рефлексивный слой;
г) сознание для бытия.
31. С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, которые формируют (а точнее, осуществляют) сознание как целое – это …
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) магия;
б) рефлексивный слой;
в) вера;
г) чувственная ткань образа.
32. Установите соответствие между формами мотивов и их характеристиками.
1. Установка.
2. Влечение.
3. Желание.
4. Интерес.
Варианты ответов:
а) механизм неосознаваемой регуляции поведения; предрасположенность субъекта, выражающаяся в готовности его к деятельности;
б) переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить;
в) психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность;
г) форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его;
д) образ желаемого, созданный в представлении.
33. К социальным потребностям в первую очередь относят _______ и _______.
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) потребность в контактах с себе подобными;
б) потребность в кислороде;
в) потребность во внешних впечатлениях;
г) потребность в пище.
34. Мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ________ и ________ деятельности.
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) задачи;
б) операции;
в) цели;
г) действия.
35. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, по крайней мере, в двух формах: ________ и ________.
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) позиционные мотивы;
б) эмоции;
в) широкие социальные мотивы;
г) личностные смыслы.
36. В левом полушарии коры головного мозга…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) осуществляется создание логически непротиворечивой картины мира, обеспечивается возможность логических построений, необходимых для мышления;
б) происходит процесс категоризации и обобщения с использованием знаковой информации (слов, цифр, символов);
в) происходит одномоментное «схватывание» воспринимаемых свойств и связей, обеспечивается ориентация в пространстве, эмоциональное отношение к окружающим;
г) происходит формирование и опознание высокоиндивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций.
37. Правое полушарие коры головного мозга активно при решении _________ и __________ задач.
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) вербальных;
б) образных;
в) символических;
г) пространственных.
38. Периферическая нервная система человека включает…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) эффекторы;
б) спинной мозг;
в) головной мозг;
г) рецепторы.
39. Установите соответствие между закономерностями ощущений и их характеристиками.
1. Адаптация.
2. Сенсибилизация.
3. Явление контраста.
Варианты ответов:
а) изменение чувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям;
б) возникновение под влиянием одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора;
в) обострение чувствительности вследствие изменения условий организма или в результате взаимодействия анализаторов;
г) изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
40. Установите соответствие между свойствами восприятия и их характеристиками.
1. Предметность.
2. Целостность.
3. Осмысленность.
4. Структурность.
Варианты ответов:
а) отнесенность образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности;
б) восприятие предметов в совокупности их устойчивых связей и отношений;
в) восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления;
г) образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры;
д) относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия.
41. Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками.
1. Запоминание.
2. Сохранение.
3. Воспроизведение.
Варианты ответов:
а) процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения;
б) динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала;
в) потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного;
г) восстановление и реконструкция актуализированного содержания памяти.
42. Установите соответствие между механизмами создания новых образов и их характеристиками.
1. Агглютинация.
2. Гиперболизация.
3. Схематизация.
Варианты ответов:
а) сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;
б) увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей;
в) выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях;
г) присоединение частей или свойств одного объекта другому;
43. Установите соответствие между основными свойствами внимания и их характеристиками.
1. Концентрация внимания.
2. Объем внимания.
3. Распределение внимания.
Варианты ответов:
а) сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом;
б) количество однородных предметов, которое охватывает внимание одномоментно;
в) способность намеренного переноса внимания с одного объекта на другой;
г) возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.
44. Виды мышления, опирающегося на восприятие человеком окружающей действительности, обозначают как…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) наглядно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое;
г) практическое.
45. К способам производства умозаключения, отражающим направленность мысли, относят…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) дедукцию;
б) индукцию;
в) конкретизацию;
г) определение понятий.
46. К операциям мышления относят…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) анализ;
б) обобщение;
в) фантазирование;
г) речь.
47. Установите соответствие между операциями мышлениями и их характеристиками.
1. Анализ.
2. Сравнение.
3. Обобщение.
Варианты ответов:
а) объединение предметов по какому-либо признаку;
б) применение общего признака к конкретному объекту;
в) выявление сходства и различий между предметами;
г) процесс разделения предмета на составные части.
48. Установите соответствие между видами мышления и характеристиками мыслительного процесса.
1. Теоретическое.
2. Наглядно-образное.
3. Интуитивное.
Варианты ответов:
а) мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира;
б) мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников;
в) мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ;
г) мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений;
д) мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
49. Установите соответствие между функциями речи и их характеристиками.
1. Функция выражения.
2. Функция воздействия.
3. Функция обозначения.
Варианты ответов:
а) способность давать названия предметам и явлениям;
б) высказывание отношения человека к определенному предмету, явлению и к самому себе;
в) передача определенных сведений, мыслей, чувств;
г) побуждение конкретного человека или группы людей к определенному действию или формирование у них определенной точки зрения на что-либо.
50. Установите соответствие между познавательными психическими процессами и характерными для них свойствами.
1. Внимание.
2. Ощущение.
3. Восприятие.
Варианты ответов:
а) константность;
б) динамичность;
в) интенсивность;
г) устойчивость.
51. Установите соответствие между формами эмоций и их характеристиками.
1. Аффект.
2. Настроение.
3. Страсть.
Варианты ответов:
а) устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные, но придающие эмоциональную окраску всему поведению человека;
б) особая форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил;
в) сильное, глубокое, абсолютно, доминирующее эмоциональное переживание;
г) сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями.
52. Противоположными свойствами, определяющими преимущественную обусловленность реакций и поведения человека, являются…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) пластичность;
б) ригидность;
в) экстраверсия;
г) интроверсия.
53. По Г. Айзенку, к интровертам относятся люди с такими типами темперамента, как…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) меланхолик;
б) флегматик;
в) сангвинник;
г) холерик.
54. Эмоционально неустойчивыми типами темперамента являются…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) меланхолик;
б) холерик;
в) флегматик;
г) сангвиник.
55. К эмоциональным чертам характера можно отнести…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) впечатлительность;
б) порывистость;
в) сообразительность;
г) инициативность.
56. Направленность личности проявляется в…
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) мировоззрении;
б) интересах;
в) индивидуальных особенностях психических процессов;
г) возможностях.
57. Установите соответствие между шкалами измерения установки и их характеристиками.
1. Шкала разных интервалов.
2. Кумулятивная шкала.
3. Шкала суммарных оценок.
Варианты ответов:
а) высказывания отбираются не на суждениях группы экспертов, а на основе ответов испытуемых, которые предъявляются им в процессе разработки теста; суммарная оценка по всем видам суждений интерпретируется в соответствии с установленными эмпирическими нормами;
б) представляет собой формализованное выражение объективной информации о поведении и качествах личности в ряде субъективных мнений и оценок; качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок;
в) в основе оценочной шкалы лежат категориальные суждения, отобранные и классифицированные по результатам предварительного опроса компетентных лиц (экспертов);
г) при построении шкалы используется техника шкалограммного анализа, представляющая процедуру отбора и упорядочения высказываний в ранговую шкалу по степени возрастания признака (каждому ее пункту соответствует оценочный балл).
58. В структуре способностей человека выделяют ________ способности.
Укажите два варианта ответа
Варианты ответов:
а) общие;
б) специальные;
в) природные;
г) врожденные.
59. Установите соответствие между компонентами структуры личности и их содержательными характеристиками.
1. Способности.
2. Темперамент.
3. Характер.
4. Мотивация.
Варианты ответов:
а) совокупность побуждений к деятельности;
б) динамическая характеристика психических процессов человека;
в) качества, определяющие отношение человека к себе, другим людям и к миру;
г) индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности;
д) субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности.
Литература для подготовки: [23], [26], [27], [30], [31], [34], [36], [39], [41], [42], [48], [50], [51].
При разработке данного раздела использованы материалы из следующих источников:
Помогаем сдать тестирование [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://i-exam.net/psihologiya/
Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования. Демонстрационный вариант теста [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.i-fgos.ru/demo_test.
Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования. Интернет-тренажеры. Подготовка к процедурам контроля качества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://training.i-exam.ru/