ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... методические аспекты психолого-педагогической коррекции
методические аспекты психолого-педагогической коррекции
Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: «Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу...». Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте...» или «А если бы на Вас...». Стимуляция эмпа-тии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли Вам, что они теперь...» и т.д.
Целесообразно подчеркивание факторов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию (релизеров): «Какие у него огромные глаза!» или «Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!»
Может быть использован целый ряд и других приемов нейро-лингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.
упражнение «природа в моей жизни»
Основные целы'. Упражнение также подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.
Ориентировочное время: 30—40 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, ручки.
Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.
Примечание: Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.
В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц тренинга:
«Природа в моей жизни — это:
1) источник вдохновения;
2) способ наслаждения;
3) погружение в гармонию;
4) проведение досуга;
5) способ самореализации;
6) сфера моего познавательного интереса;
7) стимул для расширения моего кругозора;
8) возможность восстановления душевного равновесия;
9) предмет моей заботы;
10) осознание моей ответственности перед ней.»
упражнение «человечек из коры»
Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.
Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.
После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».
Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое «неумение». Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не такУж трудно.
упражнение «музыкальные картинки»
Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.
Ориентировочное время: 20 минут.
Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.
Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчива-