Принципы выдвижения следственных версий.
Базой для выдвижения версий по делам об убийстве служит полученная следователем и оперативными сотрудниками на месте происшествия как процессуальным, так и не процессуальным путем достоверная информация. В дальнейшем информационная база должна пополняться и уточняться по мере производства неотложных следственных действий и мероприятий.
На начальном этапе расследования убийств, в условиях неочевидности, при выдвижении версий и планировании работы по их проверке необходимо:
а) после проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на месте происшествия выдвинуть все реально обоснованные версии о мотиве преступления и личности преступника;
б) исследование этих версий проводить параллельно, помня о том, что субъективная уверенность следователя о реальности основной версии в отношении определенного лица не исключает необходимости тщательной проверки также и других версий;
в) исключать не подтвердившиеся версии с целью оставления той, которая окажется истинной;
г) иметь в виду, что установление личности подозреваемого не означает окончания работы по выдвижению и проверке версий, поскольку возникает надобность в проверке частных версий, а также объяснений подозреваемого и обвиняемого;
д) каждая версия должна не противоречить установленным фактам, для объяснения которых она выдвинута, должна быть принципиально проста, то есть, пригодна для объяснения широкого круга установленных явлений, не прибегая при этом к искусственным и произвольным построениям, должна быть принципиально проверяема.
После проведения на месте происшествия комплекса взаимосвязанных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий необходимо составить совместный с органами дознания план расследования, предусматривающий отражение в нем всех вытекающих из полученной информации версий, а также их проверку. Должна быть предусмотрена возможность постоянного обмена информацией между следователем и работником уголовного розыска и соответствующей корректировки плана расследования по мере получения дополнительной. Структура плана расследования включает следующие основные элементы:
а) исходная информация;
б) вопросы, подлежащие выяснению;
в) обозначение вида, объекта, участников намечаемых следственных действий;
г) сроки исполнения этих действий;
д) сведения о результатах исполнения.
5. Источники выдвижения следственных версий. Механизм следообразования.
Планируя работу по проверке версий о личности преступника, после осмотра места происшествия, необходимо иметь в виду, что установить убийцу обычно позволяют показания свидетелей и проводимые с их участием следственные действия, а также различные судебные экспертизы по следам преступления и иным вещественным доказательствам, обнаруженным и изъятым в процессе осмотра. При обработке версии о личности преступника большое значение имеют проведение мероприятий по установлению круга знакомств потерпевшего, характера его взаимоотношений с этими лицами, выявление у них заинтересованности в смерти потерпевшего. Путем проверки происходит сужение круга лиц, среди которых надлежит искать преступника (от нескольких групп лиц — к одной, а среди нее — к конкретному лицу либо от нескольких конкретных подозреваемых — к определенному). Завершающей стадией проверки версии о личности убийцы будут полная и всесторонняя проверка в отношении конкретного подозреваемого, доказывание его вины в совершении и предъявление ему обвинения. Здесь проводится комплекс следственных действий в отношении и с участием этого подозреваемого: освидетельствование, экспертизы, обыски и выемки для обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предъявление подозреваемого для опознания, очные ставки, допросы подозреваемого с использованием доказательств, изобличающих его в убийстве.
Типовые действия, которые преступник вынужден совершить при приготовлении, исполнении и сокрытии преступления против личности определенного вида, неизбежно и неукоснительно ведут к возникновению характерных следов на соответствующих этому виду преступлений объектах. В криминалистике изложенное выше традиционно именуется механизмом следообразования. Напомним, что криминалистически значимая информация представляется следователю в виде следов двух типов: материальных (биологических, трасологических, баллистических) и идеальных - следов в памяти лиц об обстоятельствах, связанных с расследуемым событием (в памяти потерпевших, лиц, совершивших преступление, свидетелей). При этом надо иметь в виду, что отсутствие следа - это тоже след. Отсутствие следа может указывать на то5 что:
- в конкретных условиях конкретному лицу не было необходимости производить некое действие, типовое для этого вида преступлений;
- неизбежно возникшие следы умышленно или по неосторожности после совершения преступления уничтожены;
- следы попросту не обнаружены следователем по различным причинам, в том числе и по незнанию им методологических основ расследования преступлений определенного вида, незнанию того, на каких объектах ему необходимо искать эти следы и какова должна быть сущность последних;
- если все вышеуказанные обстоятельства исключаются (необходимое действие для совершения преступления по имеющимся сведениям было произведено, следы от него не уничтожались, все возможные действия по их выявлению своевременно и качественно были произведены), то отсутствие следа дает основание выдвинуть версию, ставящую под сомнение сам факт совершения расследуемого события.
Как уже говорилось, типовые действия преступника оставляют характерные следы, и они подлежат изъятию, исследованию и использованию в ходе расследования.
Зная механизм следообразования при совершении преступления определенного вида против личности (убийства, причинения телесных повреждений различной тяжести) и возможности того или иного следственного действия по собиранию, исследованию и использованию таких следов, следователь может без особого труда составить набор последних, обязательных для производства при расследовании конкретного преступления этого вида. Этот набор будет составлять основу плана его расследования.
Типовые для определенных составов действия преступника должны привести к возникновению типовых следов на следующих объектах:
1. Тело потерпевшего, где должны остаться следы физического насилия.
2. Одежда потерпевшего, на которой должны остаться следы, связанные с насилием (в частности, разрывы одежды), микрочастицы тела и одежды преступника в случае контакта или борьбы.
3. Место происшествия, на котором могут быть орудия преступления, следы, указывающие на борьбу, а также, возможно, различные следы идентификационной значимости.
4. Тело преступника, на котором должны остаться следы оказанного потерпевшим сопротивления, микрочастицы тела и одежда потерпевшего, частицы орудия преступления (следы смазки, выстрела).
5. Одежда преступника, на которой должны остаться аналогичные описанным в предыдущем пункте следы.
6. Идеальные следы, то есть следы в памяти лиц о самом преступном эксцессе, предшествующих и последующих ему событиях и действиях.
7. Материальные следы, содержащие в себе информацию о связях или перемещении преступника, или о самом ходе преступления - видео- аудиозаписи, записные книжки, средства технической связи - телефоны, пейджеры, компьютеры.