Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии.
Общение вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Именно в общении реализуются как общественные, так и межличностные отношения.
Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
Общениепонимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с тем, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.
По своим формам и видам общение чрезвычайно своеобразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном и т. д.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованное общение.
Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют межперсональное и ролевое общение.
Участники межперсонального общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.
В случае ролевой коммуникации её участники выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец). В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.
1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребёнка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребёнка.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием «неподтверждение».
Ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания, есть процедуры, организованные по принципу простейшей «подтверждающей терапии».
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно – личностных до сугубо деловых), неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывают свой отпечаток и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Общение в системе межличностных отношений осуществляется при самом разнообразном отношении одного человека к другому, как при положительном, так и отрицательном. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. В социальной психологии выделяются три типа межличностного общения.
1. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждая его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной.
Эффективно в условиях:
- военных уставных отношений;
- отношений «начальник – подчиненный» в экстремальных ситуациях;
- работа при чрезвычайных обстоятельствах.
Неуместно: - в интимно – личностных и супружеских отношениях;
- в детско – родительских контактах;
- в системе педагогических отношений.
2. Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности, так как при манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Объединив манипулятивную и императивную форму общения, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими мыслями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
3. Диалогическое общение – это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
а) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);
б) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка к его намерениям;
в) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решения;
г) содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);
д) следует персонифицировать общение, т. е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнение авторитетов), предъявлять свои истинные чувства и желания.
Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
На макроуровне, при реализации общественных отношений, в том случае, когда общаются между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений.
Структура общения.
Существует несколько подходов к структурированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникациязаключается в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общенияпроявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями.
Перцептивная сторонапредставляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание.