Итоговый тест проверки знаний
1. Социально-психологический тренинг представляет собой:
1) метод преднамеренных изменений;
2) метод психологического консультирования;
3) современный вид молодежного досуга;
4) обучающую программу.
2. Тренинговые методики в теоретическом аспекте ближе всего к идеям:
1) гуманистической психологии;
2) психоанализа;
3) экзистенциональной психологии;
4) бихевиорального подхода.
3. Первые тренинги связаны с идеями и именем:
1) З. Фрейда;
2) К. Левина;
3) К. Роджерса;
4) Ф. Перлза.
4. Формирование умений справляться с конкретными проблемами и приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам характерно для:
1) Т-групп;
2) групп встреч;
3) психодрамы;
4) бихевиорально-ориентированных групп.
5. Ролевая игра – основной метод в:
1) трансактной модели тренинга;
2) психодраме;
3) когнитивно-поведенческой модели;
4) гештальт-модели.
6. Национальная лаборатория тренинга впервые появилась в:
1) Советском Союзе;
2) США;
3) Германии;
4) Швейцарии.
7. Максимально недирективный стиль управления группой характерен для:
1) Т-групп;
2) групп встреч;
3) психодраматических групп;
4) гештальт-групп.
8. Работа с поведенческими проявлениями, с интерпретацией поведения характерна для:
1) психодрамы;
2) когнитивно-поведенческой модели;
3) бихевиорально-ориентированной модели;
4) трансактной модели.
9. Содержательная работа в тренинге должна привести к расширению следующей области (из схемы «Окошко Джогарри»):
1) открытой;
2) скрытой;
3) слепой;
4) неизвестной.
10. Оптимальные количественные границы в тренинговой группе составляют:
1) 2 – 5 человек;
2) 6 – 12 человек;
3) 5 – 10 человек;
4) 10 – 15 человек.
11. Активное распределение ролей между участниками группы характерно на фазе:
1) фрустрационной;
2) завершения;
3) ориентации и зависимости;
4) сотрудничества и устойчивой работоспособности.
12. «Развязывание» конфликта с ведущим может свидетельствовать о:
1) сплочении группы;
2) попытке самоутверждения лидера;
3) неподготовелнности тренера;
4) перераспределении ролей в группе.
13. Безусловное принятие каждого участника в тренинговой группе отражает принцип:
1) креативности;
2) партнерского общения (доверительности);
3) активности;
4) осознанности поведения.
14. Наиболее определенным и жестким стилем проведения занятий является следующий стиль ведения тренинга:
1) авторитарный;
2) тематический;
3) программный;
4) свободный.
15. С точки зрения временной организации тренинга наиболее бурные изменения в психическом строе участников оказывают (ет):
1) эпизодические встречи;
2) двухлетнее обучение;
3) регулярные занятия
4) интенсивный курс.
16. Прием модификации упражнения, при котором элементы действия, выполняемые в скрытой, внутренней форме, выносятся во внешний план действий: вербальный или практический, называется:
1) экстериоризация;
2) интериоризация;
3) драматизация;
4) стохастизация.
17. Прием модификации упражнения, при котором реально выполняемые действия заменяются на воображаемые, выполняемые во внутреннем плане, называется:
1) импровизация;
2) интериоризация;
3) интраперсонализация;
4) интерперсонализация;
18. Интерперсонализация представляет собой такой прием модификации упражнений, при котором:
1) персонально разнесенные действия выполняются одним участником;
2) случайное выполнение участниками компонентов упражнения;
3) воображаемое выполнение действия;
4) распределение между участниками компонентов упражнения.
19. Инструкция в упражнениях должна быть (отметьте лишнее):
1) подробной, с детальным разъяснением;
2) четкой;
3) ясной;
4) лаконичной.
20. Релевантность обратной связи заключается в следующем:
1) информация актуальна, своевременна;
2) информация соответствует потребностям и коммуникатора, и реципиента;
3) информация относится к конкретному проявлению участника.
21. Состояние тренинговой группы, которое характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и неформальной структуры, называется:
1) активностью группы;
2) пассивностью группы;
3) конфронтацией в группе;
4) организованностью группы.
22. Стремление членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других является проявлением:
1) агрессии;
2) конкуренции;
3) сотрудничества;
4) адаптации.
23. Взаимное приспособление членов группы друг к другу называется:
1) организованностью группы;
2) сплоченностью группы;
3) социальной адаптацией;
4) сотрудничеством участников.
24. Тип групповой активности, связанный с повышением общего коммуникативного уровня, называется:
1) производительный;
2) социальный;
3) творческий;
4) личностно-развивающий.
25. Эффект «синергии» проявляется в:
1) прибавочной интеллектуальной энергии, и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов;
2) изменении поведения человека в результате давления группы;
3) тенденции благоприятствовать членам своей группы;
4) усилении доминантных реакций в присутствии других.
26. Симптомом группомыслия, при котором группа тратит гораздо больше времени на объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание и обсуждение различных вариантов, называется:
1) стереотипизацией;
2) иллюзией единодушия;
3) самоцензурой;
4) рационализацией.
27. Распространение в группе идей, целей, норм и ценностей называется эффектом:
1) «маятника»;
2) «пульсара»;
3) «волны»;
4) «бумеранга».
28. Эффект социальной лени проявляется в:
1) изменении психофизиологических реакций в присутствии других людей;
2) уменьшении среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу;
3) следовании общим образцам поведения, примерам, принятым в группе;
4) направленности групповых интересов против интересов отдельных членов группы или всего общества.
29. Микрогруппа участников, ориентированных на коллективную работу и активно включенных в тренинговые занятия – «реальный актив» составляет от общей тренинговой группы примерно:
1) 5 %;
2) 25 %;
3) 55 %;
4) 15 %.
30. Понятие групповой динамики не включает в себя:
1) роль;
2) нормы;
3) индивидуальность;
4) лидерство.
31. Понятие нормы в тренинговой группе – это:
1) принятые правила поведения в социальных и асоциальных группах;
2) правила поведения, руководящие действиями участников группы;
3) принятые правила поведения, существующие в группе и любом обществе;
4) принятые правила поведения, руководящие действиями участников группы и определяющие санкции наказания при их нарушении.
32. В развитии тренинговой группы выделяются все стадии за исключением:
1) стадии агрессии;
2) стадии распада группы;
3) стадии развития межличностных отношений;
4) стадии устойчивой работоспособности.
33. Обратная связь, прежде всего, является фактором:
1) развития группы;
2) изменения участников;
3) управления группой;
4) распределения ролей в группе.
34. Раппорт – это:
1) копирование поведения другого человека для повышения степени его доверия к вам;
2) бессознательное отражение собеседником ваших действий;
3) отношение, построенное на взаимном доверии и признании;
4) понимание вербального и невербального сообщения.
35. Соответствие вербального сообщения его истинным желаниям, ценностям, убеждениям, называется:
1) коммуникативной конгруэнтностью;
2) коммуникативной компетентностью;
3) подстройкой;
4) раппортом.
36. Участники задают вопросы тренеру, направленные на демонстрацию собственных знаний, ведущему целесообразно:
1) ответить на вопросы;
2) переадресовать вопросы другим участникам группы;
3) попросить автора ответить на собственный вопрос;
4) оставить вопрос без внимания.
37. Интерпретация сообщения относится к техникам:
1) нерефлексивного слушания;
2) активного слушания;
3) эмпатического слушания;
4) пассивного слушания.
38. Упражнение, в котором ведущий называет число, равное или меньшее количеству участников, необходимо одновременно встать числу людей, названному ведущим, при этом нельзя переговариваться, направлено на все за исключением:
1) командное взаимодействие;
2) выявление лидерства;
3) развитие эмпатийности;
4) выявление инициативных, ответственных участников.
39. Упражнение «Испорченный телефон» направлено в первую очередь на развитие:
1) креативности;
2) умения слушать;
3) командного взаимодействия;
4) сензитивности в общении.
40. Деловые имитационные игры, такие как: «Катастрофа на воздушном шаре», «Кораблекрушение», «ЧП на Луне» направлены на все нижепречисленное за исключением:
1) командное взаимодействие;
2) принятие групповых решений;
3) развитие лидерских качеств;
4) решение личных проблем в общении.