Краткосрочная психотерапия
Более продолжительная процедура кризисной интервенции обусловливается исключительно сильным травматическим влиянием сексуального насилия на личность жертвы. Ее отношение к миру, окружающим и себе подвергнуто сомнению. Чувство безопасности и контроля над своей судьбой уничтожено, способность доверять другим людям поколеблена, а самооценке нанесен огромный ущерб. Реакции на травму и порожденные ею внутренние конфликты существенно изменяют личность и поведение пострадавшей, особенно в том случае, если она предпочитает молчать и не обращаться за чьей-либо помощью.
Задача программы краткосрочной психотерапии — помочь пострадавшей осмыслить травматическое событие. Эта модель, рассчитанная примерно на 16 терапевтических сеансов, предназначена исключительно для терапии жертв сексуального насилия. Модель включает в себя теоретическое обоснование кризисной интервенции, психодинамическую концепцию и принципы краткосрочного психотерапевтического воздействия.
Такой подход предполагает сосредоточение на центральной, ключевой проблеме пациента, а временные ограничения модели определяют постановку специфических целей с использованием для их достижения суггестии* и просвещения пациента.
Весь терапевтический процесс распадается на три последовательные фазы: начальную, среднюю и завершающую.
Начальная фаза обычно включает в себя два сеанса, в ходе которых терапевт: а) активно, вовлекает женщину в терапевтический процесс, помогает ей понять суть пережитой ею психологической травмы и выявить точки приложения усилий для преодоления ее последствий; 6) заключает с пациенткой «терапевтический контракта;
в) оценивает вероятность развития депрессивных состояний и суицидальных тенденций; г) индивидуализирует терапевтическую процедуру сообразно потребностям обратившейся.
В начале терапевтического процесса пострадавшая находится в состоянии острого кризиса. Для ее подготовки к полноценной терапии используются описанные ранее приемы кризисной интервенции. Терапевт в этой ситуации активен, готов к эмоциональной поддержке, демонстрирует компетентность в вопросе и понимание природы травмы насилия. Он помогает прояснить ситуацию, установить связь между состоянием потерпевшей и характером травматического события, информирует, подсказывает возможные варианты действий в целях преодоления последствий травмы и помогает составить их план.
Цели краткосрочной психотерапии и временные ограничения процесса обсуждаются с пациенткой во время подготовки «терапевтического контракта». Определение временных границ укрепляет надежду на излечение, снижает зависимость потерпевшей от терапевта, мобилизует ее на участие в терапевтическом процессе.
В первые сеансы терапевт проводит психодиагностику, позволяющую индивидуализировать психотерапевтический процесс. С этой целью оцениваются: характер и выраженность посттравматических симптомов; проявления психологической защиты; уровень общего развития; усвоенные культурные нормы и установки, имеющие отношение к сексуальному насилию; возможность поддержки со стороны окружения; предшествующий травматический опыт; наличие неразрешенных конфликтов.
Работа во второй фазе терапевтического процесса сводится к тому, чтобы дать пострадавшей возможность свободно рассказывать о происшедшем насилии, понять и проработать все его аспекты. Цель терапии — интеграция опыта насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей и развитие адаптивных стратегий преодоления последствий травмы.
Ключевой момент во взаимодействии терапевта и пациентки - полная откровенность пострадавшей и возможность для нее раскрыть все обстоятельства и детали насилия. Не исключено, что терапевту будет трудно выслушивать подробности случившегося, однако в этом случае ему придется преодолеть себя, так как недоверие или нежелание слушать препятствует эффективности терапии. Важно помнить, что пределов жестокости насильников не существует. Возможность рассказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях способствует снижению у пострадавшей чувства беспомощности, изоляции и стыда. Терапевт помогает пострадавшей установить связьеереакций с произошедшим травматическим событием.
Параллельно вырабатываются соответствующие стратегии (поведенческие и когнитивные) и происходит обучение управлению симптомами посттравматического синдрома (ПТС). Для этого используются различные терапевтические приемы, такие, как релаксация (расслабление) и редукция (снижение) стресса, физические упражнения, снижение сенситивности (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения).
Как только пострадавшая начинает осваивать травматический опыт на когнитивном уровне, у нее появляется способность контролировать себя и свои реакции, что помогает ей возвратиться к привычному образу жизни и повышает уверенность в себе. Просвещение и защита интересов пострадавшей — важная часть терапевтического процесса.
Терапевту необходимо понимать существующие в обществе предрассудки в отношении сексуального насилия и уметь им противостоять. Можно говорить о вторичном (уже социальном) преследовании жертвы, которое выражается в высказываниях и действиях, подразумевающих ее ответственность за случившееся или недооценивающих тяжесть психологической травмы. В некоторых ситуациях терапевт выступает защитником интересов пострадавшей с целью решения конкретных проблем, порождаемых вторичным преследованием. Оно нередко проявляется в отношения! медицинских работников и работников правоохранительных органов с жертвами сексуального насилия.
Планируя завершение терапевтического процесса, терапевт напоминает женщине, что их совместная работа подходит к концу. Обычно это происходит во время одиннадцатого сеанса и позволяет ей заблаговременно подготовиться к потере связи с терапевтом, отработать запланированное прекращение отношений в рамках психотерапевтического процесса. В течение завершающей фазы терапии проводится обзор результатов и достижений терапевтической деятельности, намечаются цели на будущее.
В особом подходе нуждаются женщины, пережившие сексуальное насилие в детстве. Они могут обратиться за помощью спустя многие годы, когда вдруг понимают, что травма, полученная в детстве, не утихла с годами и мешает им нормально жить: «Не знаю, почему мне это так мешает жить сейчас. Многие годы я даже не вспоминала об этом. Иногда я сомневаюсь, было ли это на самом деле. Я выросла, и теперь у меня есть собственная семья. "Почему же сейчас мне снятся кошмары и преследует страх?", — подобные вопросы часто звучат в беседах с психотерапевтом.
Женщины могут прийти с жалобой на недостаток тепла в семье, дисгармонию в супружеских отношениях или испытывая сильный страх за безопасность своего ребенка. Иногда детские травматические воспоминания оказываются блокированными на многие годы и пережившая даже не подозревает о том, что было в ее детстве. Бывает и так, что женщина помнит о факте насилия, но не связывает трудности своей взрослой жизни с этим событием.
В любом случае сексуальное насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно и может вызвать во взрослой жизни следующие проблемы:
заниженная самооценка;
трудности в выражении эмоций;
сложности во взаимоотношениях с людьми;
дефицит доверия и сексуальные проблемы;
различные заболевания, вызванные психологическими причинами.
В процессе исцеления взрослых женщин, переживших сексуальное насилие в детстве, психотерапевт ставит следующие цели:
1. Полное осознание женщиной того, что случилось в детстве. Оно происходит в результате освобождения от ужасной тайны, которая хранилась многие годы. Обычно для обратившихся за помощью разговор с психотерапевтом становится первой в жизни возможностью открыто говорить и вспоминать о пережитой травме.
2. Разрушение чувства одиночества и изоляции вследствие раскрытия секрета.
3. Оказание помощи потерпевшей в понимании и выражении своих чувств.
4. Принятие решения об ответственности за себя.
5. Открытие себя заново и самопрощение.
6. Формирование нового образа жизни.
Сначала следует помочь женщине принять обязательство полностью выполнить работу, необходимую для реабилитации. Для этого целесообразно составить список ответов на вопрос: «Почему я хочу выздороветь?»
Женщины, вступившие на путь исцеления, проходят в процессе психотерапии следующие этапы:
1. «Перед лицом правды». Для освобождения необходимо понять, что же в действительности произошло в прошлом. Некоторые жертвы не помнят, что конкретно с ними было, другие просто не позволяют себе оценить значение этой травмы и всего, что с ней связано, ограждают себя от боли.
2. Осознание и выражение чувств. Взглянув в лицо правде, женщины испытывают все эмоции, от которых они себя защищали: ненависть к насильнику, чувства печали и потери. Психотерапевт помогает данному процессу.
3. Противостояние (прямое или косвенное) насильнику и другим людям, так или иначе связанным с происшедшим. Бросить вызов можно в письме (допускается, что письмо будет адресовано и уже умершему человеку), в семейных разговорах, начатых по требованию пострадавшей, в личной беседе.
4. Изменение отношений с другими людьми. Женщина учится более объективно смотреть на существующие отношения и понимать, какие из них можно считать здоровыми, а какие — нет. Здесь происходит выбор: как жить дальше, изменить ли что-либо в семейной жизни.
5. Открытие себя заново. Это ощущение своей уникальности и появление готовности к дальнейшему росту.
6. Забота о себе. Женщина учится получать то, чего была лишена в детстве.
7. Прощение себя. Поняв, что с ней произошло, женщина освобождается от чувства вины.
Группы поддержки женщин
Кризисные центры предоставляют помощь женщинам в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения. самообороны и др. Для серьезной и глубокой работы требуется сочетание различных методов, например участие в группе поддержки и индивидуальное консультирование. Остановимся на работе групп поддержки женщин более подробно, тем более что эта методика появилась в нашей стране сравнительно недавно — Московское сообщество соконсультирования возникло в октябре 19,90 г. (первое подобное объединение было создано Харви Джекинсом в начале 60-х в Сиэттле. США).
Для нас работа в группах поддержки началась пять лет назад, в 1990 г. Тогда мы уже создали женскую организацию. А через некоторое время, познакомившись с методикой соконсультирования, решили использовать ее для себя лично. Через полгода интенсивной работы, увидев реальные результаты, мы пришли к выводу, что именно соконсультирование может стать очень важной частью деятельности нашей организации. Мы поняли, что учить других женщин соконсультированию следует опираясь, а собственный опыт участия в группе поддержки.
Сама методика как нельзя лучше отвечала нашим собственным представлениям о нетрадиционной работе среди женщин. Пожалуй, методика соконсультирования — единственная, которая специально занимается выражением чувств, изменением культурных стереотипов сексизма, расизма и прочих.
С чего начать?
Начальный курс рассчитан на 8-10 занятий по 3-4 часа. С первой же встречи мы стремимся создать комфортную обстановку, атмосферу доверия и взаимного уважения. Многим достаточно трудно говорить о себе, нелегко позволить себе на глазах у всех проявить свой гнев, радость или печаль. Для этого необходимы не только смелость и честность, но и специальные приемы, помогающие перейти от проговаривания к чувствованию. Существуют правила, которых мы придерживаемся, считая их обязательными и необходимыми, ведь они способствуют сохранению доверия и появлению чувства безопасности:
1. Соблюдать конфиденциальность. Абсолютное сохранение в тайне всего происходящего в группе и между участницами сессий соконсультирования не только за пределами группы (или пары), но и внутри нее. Можно говорить только о своих чувствах и впечатлениях.
2. Не осуждать. Хотя мы все как женщины находимся под гнетом уже с момента своего рождения, у нас разный опыт и разные уровни осознания. И мы не хотим, не имеем права и намерения убеждать, кого бы то ни было принять нашу точку зрения, а также расстраиваться, если этого не происходит. Нас и так слишком часто критикуют в повседневной жизни. В группе поддержки мы должны научиться принимать человека полностью.
3. Не давать советов. Мы поддерживаем друг друга и помогаем разобраться в своих собственных чувствах и выразить их, придать друг другу храбрости и уверенности для принятия самостоятельных решений. Мы развиваем в себе понимание того, чего же мы хотим на самом деле. Советы могут иметь практическое значение и смысл в повседневной обыденной жизни» но в группе поддержки они недопустимы, так как мешают процессу самопонимания и самораскрытия. И любой совет всегда предполагает, что советчик всегда знает лучше нас, а мы, в свою очередь, можем незаметно переложить ответственность за себя на другого человека. Однако никто лучше нас самих не может понять, в чем именно мы нуждаемся.
4. Учиться активному слушанию. Это не только правило, но уже и первая техника, которой мы обучаемся и которая необходима постоянно. И хотя все мы вроде бы умеем слушать других людей, здесь от нас требуется иное. Слушать нужно с интересом и безраздельным вниманием. Слишком часто мы сталкиваемся с тем, что слушающие нас в это время думают о своем и с нетерпением ждут своей очереди высказаться. Выслушивая, не пытайтесь высказывать собственное мнение, перебивать, сравнивать услышанное с личным опытом» давать советы, критиковать. Такое выслушивание создает и сохраняет чувство безопасности.
5. В отведенное время сосредоточить все внимание на говорящей, принимая ее с уважением, доверием и любовью. Это правило тоже можно считать определенной техникой. Выполняя роль консультанта, мы должны иметь навык «отключаться» от собственных проблем и дистрессов («записей» в памяти о пережитых травмах).
6. Отводить одинаковое и регламентированное время всем участницам. Методика, которую мы используем, — взаимное консультирование на равных, что подразумевает сотрудничество и взаимную поддержку. Никто не может высказываться второй раз, если каждая не высказалась по одному разу, и нельзя говорить в третий раз, если все не проговорили два раза. Только в случае демонстрации, когда консультант работает с женщиной перед всей группой, им отводится больше времени и внимания.
Смысл группы поддержки в том, что именно здесь можно научиться быть самой собой. Слушать то, что мы сами чувствуем, а не описание наших чувств другими людьми.