Concerning psychological theory of situation 1 страница
Психологический журнал
СОДЕРЖАНИЕ. Том 23, номер 1, 2002
Автор:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ | |
К психологической теории ситуации Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова | |
Современные концепции автоматизации и подходы к человеку и технике Ю. Я. Голиков | |
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА | |
Самопознание субъекта В. В. Знаков, Е. А. Павлюченко | |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |
Рациональное принятие решений в деловых организациях Нобелевская мемориальная лекция, прочитанная 8 декабря 1977 г. Г. А. Саймон | |
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |
Проблема уверенности: история и современное состояние И. Г. Скотникова | |
Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста П. В. Яньшин, Ю. В. Фомина | |
К 30-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН | |
Психология субъекта: индивида и группы (часть I) А. В. Брушлинский | |
Список трудов сотрудников ИП РАН за 1996-2001 гг. (Составлен Т.И. Артемьевой, Е.В. Курятовой ) | |
Когнитивная психофизиология на рубеже столетий А.Н. Лебедев | |
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА | |
Особенности восприятия шума автомобилей с дизельным двигателем В. Н. Носуленко, Е. Паризе | |
КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | |
Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект В. М. Вызова | |
ПСИХОЛОГИЯ И ИНТЕРНЕТ | |
Особенности образа "Я" "жителя Интернета" Н. В. Чудова | |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ | |
Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы Ю. В. Щербатых |
стр. 1
ДИСКУССИИ | |
Заметки психологов-исследователей о позиции методолога (к статье А.В. Юревича "Психология и методология", "Психологический журнал", 2000, N 5) И. О. Александров, Н. Е. Максимова | |
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ | |
Психология отношений: вопросы, проблемы, подходы С. А. Цветков | |
Научное и социокультурное значения рефлексивного движения в России В. Е. Лепский, И. Е. Задорожнюк | |
I научно-практическая конференция негосударственных образовательных учреждений по психологии обучения Н. С. Чернышева | |
Хроника | |
Памяти Льва Марковича Веккера |
стр. 2
К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СИТУАЦИИ
Автор: Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова
C) 2002 г.
Л. Ф. Бурлачук * , Н. Б. Михайлова **
* Доктор психол. наук, член-корр. АПН Украины, зав. кафедрой Киевского университета им. Тараса Шевченко
** Канд. психол. наук, ст. научный сотрудник ИП РАН
Систематизированы положения ситуационного подхода в психологических исследованиях. Содержание современной психологической теории ситуации анализируется на основе исследований трех ведущих реалий: 1) психологических особенностей естественных ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных; 2) субъективной интерпретации ситуаций, их когнитивно- эмоциональнах репрезентаций в сознании человека; 3) поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций. Центральное звено теории составляет объяснение динамики взаимодействия человека с ситуацией, анализ ситуационно обусловленных изменений в психике и поведении человека.
Ключевые слова: ситуация, событие, субъект, субъективная интерпретация ситуации, когнитивно- эмоциональная репрезентация ситуации, динамичность, поведение.
Потребность психологической науки в развитии общей теории на современном этапе очевидна. Теория деятельности А.Н. Леонтьева [19], доминировавшая в российской психологии до 80-х гг., объясняла целый ряд новых феноменов и реализовала принцип деятельностного опосредования в анализе внешней и внутренней активности человека. В последние десятилетия российские психологи обратились к новым методологическим подходам с целью преодоления недостатков и ограничений этой теории.
Б.Ф. Ломов [20] разработал системный подход к изучению психики, который был последовательно развит в работах его учеников. Теоретические идеи С.Л. Рубинштейна [29] получили свое развитие в субъектно-деятельностной концепции К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинского [1, 6]. Субъектно-деятельностный подход значительно расширил теоретические возможности объяснения процесса взаимодействия человека с миром, утвердил новые идеи в понимании психологии субъекта и его активности.
Расширение интернациональных научных связей с Западной Европой и Америкой дало мощный приток новой информации для психологической науки в России. Особый интерес теоретиков вызывает современный ситуационный подход в зарубежных психологических исследованиях. В последние годы этот подход широко используют и отечественные ученые: Л. Анцыферова [3], Т. Ушакова [32], В. Дружинин [14] и др. Появился даже первый учебник по психологии жизненных ситуаций [7].
Цель настоящей статьи состоит в систематизации положений ситуационного подхода и анализе современных направлений его развития. Необходимо сразу сказать, что общепризнанной теории ситуации как в европейской, так и в американской психологии не существует. Ситуационный подход реализуется весьма субъективно, в зависимости от интересов и теоретической ориентации исследователей, но требование последовательного развития теории ситуации все чаще звучит в работах ведущих психологов.
Психологическая теория ситуации предполагает исследование и объяснение трех основных реалий:
1. Психологических особенностей естественных ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных.
2. Субъективной интерпретации ситуаций, их когнитивно- эмоциональных репрезентаций в сознании человека.
3. Поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций.
Центральное и наиболее сложное звено теории составляет объяснение динамики взаимодействия человека с ситуацией, анализ изменений в психике и поведении человека, происходящих под влиянием изменения ситуации. Сущность ситуационного подхода, по мнению американских психологов Л. Росс и Р. Нисбетт (L. Ross, R. Nisbett), выражает теоретическая триада: ситуационизм, субъективизм, динамизм напряженных систем. Их книга "Человек и ситуация", недавно переведенная на русский язык, представляет теоретические позиции американских коллег [28].
В Германии теорию ситуации разрабатывают психологи, получившие мировое признание:
стр. 5
X. Томэ (Н. Thomae) [65], К. Грауман (К. Graumann) [50], Т. Герман (Т. Herrmann) [52], Д. Дернер (D. Domer) [44], Г. Фиссени (Н. Fisseni) [48]. В Голландии ситуативный подход представляет Утрехтская школа [40], в Швеции - Д. Магнуссон (D. Magnusson) [57, 58]. Эти ученые закладывают сейчас фундамент новой теории, построение самого здания остается перспективной задачей.
СИТУАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В процессе жизни человек переживает бесчисленное множество различных ситуаций, событий, которые могут быть волнующими, яркими или монотонными, обыденными, простыми или сложными, стимулирующими активность или психотравмирующими. Объективные узоры, отпечатывающиеся в психике отдельного человека, часто совершенно уникальны и закрыты для восприятия других людей. В этом смысле психика остается трагически невидимой. Другой не может, а часто и не хочет "это" понять, потому что он "это" не пережил, а рассказ о событии воспринимается им как "чужое", не "свое". Проникая в глубины объективных событий жизни отдельных людей, психологи имеют возможность по-новому увидеть проблему психического развития человека, понять его личностный склад. Л. Монтада (L. Montada) в своем учебнике по психологии развития высоко оценивает направление, связанное с исследованием критических жизненных событий, которые он называет экспериментами жизни [59]. По его мнению, следует только приветствовать новые шаги в данной области.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА
Пионерами, провозгласившими появление ситуационистской традиции в психологии, были не социальные психологи, а бихевиористы, ведомые Дж. Уотсоном (J. Watson) [70]. Суть их позиции сводилась к тому, что "человек" представляет собой попросту сумму ситуативных превратностей, испытанных в прошлом, которые могут быть описаны объективно, что создает основу для точного предсказания и контроля поведения. Однако ситуационизм бихевиористов был связан с их убежденностью в том, что внутренние процессы человеческой психики не могут быть объектом исследования научной психологии. Они настаивали на отходе от исследований, ориентированных на интроспекцию субъективного опыта. Своим стратегическим решением игнорировать субъективный опыт и сосредоточиться только на объективно определимых фактах бихевиористы породили дилемму, просуществовавшую на протяжении большей части XX столетия: изучение и объяснение поведения человека в объективной ситуации оказалось невозможным без изучения субъективных интерпретаций этой ситуации.
Обсуждение ситуационизма в социальной психологии начинается с работ К. Левина (К. Lewin) [56], который начал формулировать свои теоретические положения со знакомого всем трюизма о том, что поведение представляет собой функцию личности и ситуации.
Предметом особого интереса Левина была способность ситуационных факторов и социальных манипуляций влиять на поведение, которое традиционно принято считать отражением личностных диспозиций и предпочтений. Основным положением ситуационизма Левина был тезис о том, что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение. Он вполне отдавал себе отчет в том, что эти силы зачастую упускаются из виду обыденной психологией и что их обнаружение должно являться главнейшей задачей научной социальной психологии. Не менее важная часть ситуационизма Левина - его интерес к внешне незначительным, но в действительности важным деталям ситуации. Сам он называл их часто "канальными факторами", поскольку этот термин отсылал к существованию незначительных, но вместе с тем критически важных фасилитирующих влияний или сдерживающих барьеров. Принцип канальных факторов является, по мнению Левина, одним из ключевых для понимания того, почему одни ситуационные факторы обладают большим влиянием, чем можно было бы ожидать, а другие - меньшим.
Вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными или ситуационными факторами также имеет исторические корни. Начало дискуссии положил В. Мишель (W. Mishel) [60] в 1968 г., усомнившись в достоверности психометрических данных. С тех пор началась печальная эпоха для психодиагностики личности, т.к. слишком много усилий было отдано почти тридцатилетней борьбе между двумя лагерями: "чертистов" и "ситуационистов". Персоно-логи утверждали, что в поведении преобладающая роль отводится личностным факторам, и поэтому высказывались в пользу постоянства поведения в различных социальных ситуациях. Ситуационисты полагали, что поведение ситуационно специфично. Сам Мишель утверждал сначала это положение. Впоследствии он пересмотрел свои взгляды в пользу личностно-ситуационного взаимодействия. Возможно, причиной разногласий явилось различие в исследовательских подходах. Персонологи проводили исследования, "вооружась" корреляционным анализом преимущественно лиц, отклоняющихся от среднестатистического испытуемого. Применялись специально разработанные опросники, активно привлекался фактор-
стр. 6
ный анализ. Ситуационисты с помощью экспериментальных методик изучали в основном обычных "средних" испытуемых.
В настоящее время психологи склонны придерживаться модели личностно-ситуационного взаимодействия. Эта интерактивная позиция нуждается в эмпирическом обосновании, т.к. высказываемые суждения во многом почерпнуты из статистических данных, недостаточно глубоко проанализированных с точки зрения психологического смысла корреляций. В наиболее общем виде эта позиция представлена Н. Эндлером и Д. Магнуссоном (N. Endler, D. Magnusson [46]:
1. Поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации.
2. Личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта.
3. Существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности.
4. Существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации.
Изучению социальной и психологической среды обитания человека уделялось во второй половине XX века все большее внимание. Новая отрасль исследования в конце 60-х гг. получила название психологии среды (environmental psychology), или психологической экологии, основателем которой считается Р. Баркер (R. Barker) [38]. Проблемы, рассматривающиеся в психологической экологии, касаются изучения человека в реальной жизни. Среда понимается как комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Полагается, что растущий интерес к психологии среды должен скорректировать традиционные направления исследований в психологии, сосредоточившие внимание на человеке как едином замкнутом целом.
Непомерно раздутое представление людей о значимости личностных черт и диспозиций при одновременной неспособности признать важность ситуационных факторов при их воздействии на поведение получило название "фундаментальной ошибки атрибуции" [51, 62, 64].
Между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа "компонентной перспективы", согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно корректно оперировать с понятием не только личности, но и поведения. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости изучения личности в контексте естественных социальных ситуаций, в которых она функционирует. Американские психологи утверждают, что социальное давление и другие ситуационные факторы оказывают на поведение человека более мощное влияние, чем принято обычно считать. Кроме того, чтобы понять характер воздействия отдельно взятой социальной ситуации на конкретного человека, необходимо подчас уделять внимание ее тончайшим нюансам [28].
Частое использование понятий "среда" и "ситуация" в качестве взаимозаменяемых побуждает обратиться к анализу понятия "ситуация".
ПОНЯТИЕ СИТУАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
В 30-е гг. XX века в американских социологических журналах велись оживленные дискуссии о детерминации социального поведения и роли личности и ситуации в ней. В этих дискуссиях участвовали Г. Оллпорт (G. Allport), С. Квин (S. Quenn), Дж. Рейнхардт (J. Reinhardt), В. Томас (W. Thomas) и др. [7]. К конкретному результату дискуссии не привели, до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, социо- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения и клиническая психология. К понятию ситуации, помимо психологов, обращались философы, теологи, юристы.
Ситуация характеризуется как многослойное и многодименсиональное явление, обсуждение которого нельзя вести в одной теоретической плоскости. О ней говорят, когда экспериментальные результаты не совпадают с гипотезами. Анализ существующих теорий показывают, что ни одна из них не в состоянии выделить четкие критерии для учета общего ситуативного контекста в психологических исследованиях, объективного содержания ситуаций, субъективного отражения этого содержания. Что же касается феноменов взаимодействия человека с ситуацией, т.е. субъект-объектных отношений, то охватить их целостную картину или дать им исчерпывающее психологическое объяснение до сих пор никому не удается.
Постоянно возникает вопрос, имеется ли в психологии такой потенциал, который позволит учесть все значимые составляющие ситуации, не ведет ли это к анализу, безнадежно теряющемуся в бесконечных деталях? Научная теория должна расставлять акценты, исследователи обязаны определить свой объект и при этом отстраниться от других, возможно, тоже важных объектов. Однако по отношению к феномену ситуации такие ограни-
стр. 7
чения могут привести к искажению или полному отрыву от феномена. Психологическая характеристика реальных ситуаций находится сейчас на границе научных и обыденных рассуждений, но, как показывают многочисленные исследования, наука обращается к этой теме достаточно часто. Определения ситуации разрабатываются в плоскости отдельных дисциплин, а теория ситуации приобретает междисциплинарный характер. Используются понятия "ситуация в широком и узком смысле слова", а также понятие "жизненное положение" [65, 68]. Ситуация в широком смысле понимается как общая ситуация жизни человека, аналогичный смысл вкладывается в понятие "жизненное положение". Ситуация в узком смысле связывается с конкретными событиями жизни или экспериментальными моделями ситуаций. Так, например, изучению отношения человека к стрессогенным жизненным событиям (стрессовые ситуации) посвящены многие работы российских и зарубежных психологов.
Таким образом, ситуация может быть определена на разных уровнях, от микро - к макро. Д. Магнуссон предложил пять уровней определения ситуации [58]:
А. Стимулы - отдельные объекты или действия.
В. Эпизоды - особые значимые события, имеющие причину и следствие.
С. Ситуации - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам.
Д. Окружение - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.
Е. Среда - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.
При определении ситуации акцент ставится на ее внешнем характере. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности субъекта. Такое определение ситуации наиболее распространено и предлагается нами как рабочее. Его придерживаются Д. Магнуссон [57], А. Фарнхейм и М. Аргайл [35], В. Мишель [60], Г.В. Балл [37] и др.
Согласно такому определению, структура ситуации включает в себя предметы окружающего мира, действующих лиц, их деятельность, коммуникацию, взаимоотношения, происходящие события, пространственные и временные ограничения.
Ситуация определяется и как система субъективных и объективных элементов, появляющихся в результате активного взаимодействия субъекта и среды. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально- психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания. Понятие ситуации не совпадает с понятием среды, которая может быть внесубъектной, а ситуация всегда включает субъективный аспект, это всегда "чья-то" ситуация.
Сам факт рождения ситуации происходит именно в момент соотнесения данного фрагмента среды с конкретным субъектом посредством придания данному фрагменту особого для субъекта значения. В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А.И. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них [19]. В предложенном определении четко выражен такой существенный признак понятия ситуации, как "выделенность" из макромира и "отграниченность" от него. Эта психологически значимая характеристика требует решения вопроса о "границах" ситуации, которые задаются как средой, так и самим человеком. Среда определяет место, время событий, их участников и пр. Границы задаются также через содержание происходящих событий: эмиграция, безработица, конфликт, болезнь и пр. Важнейшую роль в определении границ играет и сам человек, принимая данную ситуацию как "свою", "значимую" для себя и отвергая другие ситуации как "чужие", "незначимые". Психологические феномены, связанные с определением границ ситуации, изучены явно недостаточно и требуют специальных исследований.
Границы ситуации могут быть четкими, явно выраженными и расплывчатыми, размытыми. Ситуации обладают особенностью наслаиваться друг на друга, смешиваться, терять свои очертания. Преобладающее большинство наших испытуемых проявило стремление выделить из потока многочисленных ситуаций именно "свою" и задать ее границы. В самом моменте выделения именно данного фрагмента среды уже переплетаются и объективные, и субъективные факторы, находящиеся в различном весовом соотношении. Границы ситуации постоянно проверяются на прочность, их исследование позволяет судить о таких характеристиках, как стабильность или изменчивость, подводит к пониманию проблемы динамики ситуации.
Существенная содержательная характеристика ситуации представлена в феномене событий, которые могут быть яркими, эмоционально окрашенными, интересными или негативными, трагичными. Некоторые из них являются поворотными в жизни человека. Ситуации различаются по степени насыщенности событиями, психологическое изучение которых проводится с помощью биографического метода.
стр. 8
Событийно-биографический подход начал формироваться в 70-х гг. XX века. Этот подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость превращения психологии развития личности в психологию жизненного пути, основой периодизации которого могут стать конкретные жизненные (биографические) события. В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, определенного С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др. и известного как "жизненный путь личности" [2, 29]. Сотрудниками ИП РАН разработан подход к изучению личности как субъекту жизненного пути [27].
С.Л. Рубинштейн в 1936 г. дал следующее определение события: в психологии жизненного пути это поворотный этап, когда принимаются важные решения на длительный период [29]. В настоящее время вопросами взаимодействия внутреннего содержания личности с внешними условиями занимаются Е.В. Шорохова [33], К.А. Абульханова-Славская [1], Н.В. Логинова [22], В.И. Уварова [31] и др. Событие как элемент жизненного пути служит основной единицей анализа для биографического метода.
В медико-психологических исследованиях событие изучается как жизненное изменение (life change events). Рассматривалось влияние на здоровье одного или двух недавних событий. Так например, люди, менявшие место жительства и/или работу, чаще заболевали ишемической болезнью сердца, чем люди, в жизни которых таких изменений не происходило. Изучение психического переживания событий больными и здоровыми людьми проведено под руководством Л.Ф. Бурлачука [8]. Получены характеристики по следующим параметрам: оценка событий испытуемым (значимость для него тех или иных жизненных событий, их желательность- нежелательность, степень влияния, среднее время антиципации и ретроспекции), а также по содержательным параметрам: тип и вид значимых событий, частота их встречаемости, оригинальность, популярность, сила - слабость и др.
В исследованиях ситуаций безработицы и эмиграции [24, 25] события характеризовались по содержательному признаку социального благополучия - неблагополучия, по виду вызываемых эмоций (положительно - отрицательно переживаемые), а также по такому специфическому параметру, как "очевидность - скрытость" события для окружающих. Значимость данного параметра особо проявилась при анализе событий, связанных с изменением или полным разрушением межличностных отношений в изучаемых ситуациях. Необходимой оказалась и такая характеристика, как "степень известности события" другим людям.
В последние годы зарубежными психологами предпринимались попытки проспективной регистрации ежедневных событий (daily life events - DLE). Использовались интервью о жизненных событиях за каждый месяц, желательных и нежелательных изменений в здоровье, семье, работе и др., заполнялась шкала ежедневных "подъемов" и "препятствий". Так, в исследовании А. Де Лонгис (De Longis А.) и др. [45] испытуемыми заполнялась шкала главных жизненных событий за предыдущие 2.5 года. Затем в течение 9 месяцев регистрировались ежедневные события с оценкой их количества и интенсивности. Был сделан вывод о том, что "препятствия" больше связаны с состоянием здоровья, чем с главными жизненными событиями, "подъемы" же не влияют на здоровье.
Отдельного обсуждения требует такая характеристика, как "динамичность" события или "бег событий". Она рассматривается нами ниже в рамках проблемы динамики ситуации.
Анализ событий по названным параметрам задает основания для классификации ситуаций.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИТУАЦИЙ
Систематических исследований в этой области еще не проводилось. Исключение составляют психофизические исследования, в которых изучалось влияние физического стимула на сенсорный опыт. В области систематизации жизненных, или социальных ситуаций имеются лишь разрозненные исследования. Для классификации чаще всего используют статистические методы, в основном кластерный и факторный анализы. Нам представляется целесообразным выделить несколько шкал для классификации ситуаций, исходя из их существенных характеристик. Для работы со шкалами следует использовать как субъективные оценки испытуемых, так и оценки экспертов.
I. Шкала ситуаций в континууме "болезнь - здоровье".
II. Шкала социального благополучия ситуаций, включающая совокупность ситуаций, расположенных между полюсами от ситуаций явно социально неблагополучных, жизненно опасных, до оптимально благополучных, полностью устраивающих человека.
III. Шкала простоты - сложности ситуаций. Характеризуя степень сложности ситуации, определяя ее место на данной шкале, необходимо обязательно соотнести ситуацию с индивидуальными возможностями субъекта. Здесь выделяются ситуации элементарные, называемые "мелочами жизни"; более сложные, связанные с необходимостью решать отдельные вопросы; ситуации про-
стр. 9
блемные и экстремально сложные, требующие от человека мобилизации всех его духовных сил.
IV. Шкала новизны - известности ситуаций. К ней относятся совершенно новые для субъекта ситуации, мало известные, достаточно известные и хорошо знакомые.
V. Шкала значимости - незначимости ситуаций для жизни данного субъекта. На полюсе значимости располагаются ситуации, играющие поворотную роль в жизни субъекта, на полюсе незначимости - те, которые им фактически игнорируются.
VI. Шкала соответствия ситуаций потребности самореализации субъекта. На ее полюсах находятся ситуации оптимально соответствующие целям самореализации субъекта и абсолютно несоответствующие, препятствующие самореализации.
VII. Шкала стабильности - изменчивости ситуаций. По ней выделяются константные ситуации, постоянно сопровождающие жизнь субъекта. Затем следуют ситуации, в которых происходят лишь частичные изменения, не касающиеся их существенных характеристик, и такие, которые могут меняться в корне, отличаются полной нестабильностью.
VIII. Шкала пространственной развертки ситуаций. К ней относятся ситуации, непосредственно влияющие на человека, включенные в данный момент жизни, и находящиеся в разной степени пространственной удаленности, но имеющие для него свою значимость.
IX. Шкала временной развертки ситуаций. Здесь ситуации различают по временному признаку: прошлые, настоящие, будущие.
Предложенные шкалы нуждаются в дальнейшей разработке качественных и количественных критериев. Но уже первые опыты работы с ними показали их продуктивность и реалистичность в анализе социальных ситуаций.
В исследованиях Л. Бурлачука и Е. Коржовой [7, 18] была проведена классификация педагогических ситуаций по функциональным компонентам педагогической деятельности (гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным, организаторским).