Лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем
Личностные качества Лидера.
а) способность управлять собой ("если хочу, то смогу"). Способность в полной мере использовать свое время, энергию. Умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций.
б) наличие четких личных целей ("знаю, что хочу"). Ясность в вопросах о целях своих поступков. Понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;
в) умение решать проблемы ("найти выход в лабиринте мнений"). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное. Определять необходимые ресурсы для решения проблемы;
г) творческий подход к организации людей ("не так, как все"). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям;
д) умение влиять на окружающих ("вести за собой"). Уверенность в себе. Умение устанавливать хорошие личные отношения. Способность убеждать и внушать. Умение слушать других;
е) знание особенностей организаторской деятельности ("организовать дело"). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение. Стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой;
ж) наличие организаторских способностей ("в их единстве"). Организаторское чутье, требовательность, критичность. Склонность к организаторской работе;
з) умение работать с группой ("сплотить товарищей на дело"). Понимание важности сплоченности коллектива. Умение добиваться согласия в коллективе. Стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.
Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):
- компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
- активность - умение действовать энергично, напористо;
- инициативность - творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
- общительность - открытость для другие, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
- настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
- самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
- наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;
- самостоятельность - независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
- организованность - способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):
-организаторская проницательность - тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;
-способность к активному психологическому воздействию - разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
-склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.
Лекция
Стили лидерства
Результат всех усилий, положительность и эффективность воздействия во многом зависит от стиля работы, избранного лидером.
Регламентатор. Идеал такого стиля руководства - полная регламентация деятельности членов коллектива в наставлениях, указаниях... "Сверхрегламентация" приводит к тому, что не остается места для творческой деятельности. При возникновении каких-либо проблем лидеры бросаются искать ответы на них во всевозможных инструкциях и ранее случавшихся ситуациях. Это порождает неоптимальность решений, принимаемых в нестандартных ситуациях. Лидер-регламентатор обычно плохо входит в контакты с людьми. В его коллективе зачастую неблагоприятный психологический климат.
Коллегиал. Этот тип лидеров видит залог эффективности работы в использовании коллективных форм принятия решений. В своей деятельности он отводит важное место регулярному проведению заседаний, собраний, организации всевозможных комиссий. Обычно привержен демократическим методам руководства. Однако абсолютизация коллективных форм работы приводит к уменьшению личной ответственности за принимаемые решения.
Спринтер. "Лидер подобен актеру на сцене в тот момент, когда на него упадет луч света, он должен сыграть хорошо". Такие лидеры хорошо реагируют на быстро меняющиеся ситуации, своевременно принимают решения. Они способны сделать карьеру. Лидер такого типа незаменим, когда нужно мобилизовать все силы для решения какой-то трудной проблемы. "Спринтеры", превосходя в тактике, проигрывают в стратегии. Возглавляемый коллектив работает неритмично.
Объективист. Главный упор такой лидер делает на так называемые объективные факторы, которыми объясняет и успехи и неудачи в работе коллектива. Но если все сваливать на объективные факторы, не противоспоставлять им своей позиции, то зачем же тогда актив и лидер?
Волокитчик. Девиз такого лидера: "Всякая бумага и решение должны вылежаться". Он всячески оттягивает решение проблем, возникающих в коллективе, стремясь, чтобы они решились сами собой. Решения, распоряжения вышестоящих на них не действуют.
Максималист. Такой лидер не признает "мелких" проблем работы с коллективом. Он не удовлетворен решением проблемы просто на хорошем уровне и всегда стремится к максимально достижимому. Наиболее важное его качество - генерировать идеи. "Максималист" очень энергичен. Он "горит" в работе. К сожалению часто такой лидер не замечает текущих, внутренних проблем, не умеет и не любит ими заниматься, а это ставит под удар и его высокие цели.
Организатор. Этот тип лидеров считает, что самое главное - это решение ключевых проблем, к которым он относит не идеи, не цели развития, а направления деятельности. Такими проблемами "организатор" занимается лично, не поручая активу. Для ребят, которых он ценит, настойчиво добивается лидерства. Сила его в том, что он никогда не идет на поводу у текущих дел, умеет, во что бы то ни стало добиваться решения важных проблем, не останавливаться перед трудностями, конфликтами и взысканиями. Дела текущие, внутреннюю жизнь коллектива он поручает активу, сам ею не занимается.
Хлопотун. Его девиз: "Работа состоит из мелочей". У таких лидеров в порядке все бумаги, все дела начинаются точно в назначенное время, он не забывает обещаний, обычно успевает выполнить план дня. В голове держит множество мелких дел. С ребятами контактирует исключительно по деловым вопросам, его замечания и задания всегда конкретны. "Хлопотун" отличается высокой исполнительской дисциплиной. Считает, что руководство эффективно, если он на месте. В результате такой лидер тонет в текущих делах, не умеет отличить главное от второстепенного. Он ощущает недостаток во времени.
Некоторые выводы... Приведенная классификация не претендует на полноту. Типы лидеров выделены обобщенно.
Каждый из рассмотренных выше стилей имеет свои сильные и слабые стороны.
Бессмысленно искать универсальный стиль работы, эффективный во всех случаях жизни: его просто нет.
Искусство управления заключается в другом - в умении вплетать лучшие черты каждого стиля в целостный процесс работы лидера и коллектива, в переключении с одного стиля на другой, использовании преимуществ каждого стиля в зависимости от ситуации.
Работа лидера эффективна тогда, когда он умеет подобрать стиль в зависимости от ситуации, а не наоборот.
Формула успеха лидера
Вдохновляй. Как лидер ты можешь вдохновить других на достижение успеха, помочь направить на это энергию и время. Фокусируй свое внимание на результатах, процессе, взаимоотношениях: заботьтесь о выполнении задания, способе выполнения, взаимоотношениях тех, кто выполнял.
Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти. Они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и они не переносят, когда цель постоянно меняется.
Добивайся максимального вовлечения. Каждый человек желает принимать участие в принятии решений. Лидер должен выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается оптимальное решение.
Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы.
Учи сотрудничеству. Группа следит за словами и поступками лидера. Манера поведения лидера может создать атмосферу, способствующую активизации и сотрудничеству.
Строй мосты к действию. Хорошие лидеры обсуждают с группой различные пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.
Будь хладнокровен. Демонстрируй хладнокровие в критических ситуациях. Это побуждает и окружающих действовать продуманно и хранить спокойствие.
Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и не бояться открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как осознание того, что малейшая оплошность может означать крах карьеры.
Будь экспертом. Каждый на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден: лидер знает, по меньшей мере, столько же сколько они.
Выделяй лучшие качества в людях. Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению этого результата.
Указывай на достижения. Надо чаще делать комплименты членам своей команды, это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал увереннее в себе. Стимулируй появление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только «да», значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место.
Лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем.
Планирование личного времени
Советы лидеру. Как эффективней планировать свое время.
- Планируйте приходить заранее
- Начинайте новый день с наиболее важного дела.
- Планируйте свой следующий день, распределяя дела по мере важности.
- Планируйте для себя только то, что реально сможете достичь сами.
- Спланируйте на 10% больше времени, чем вам кажется.
- Оставляйте 20% вашего времени в день незанятым (для себя!).
- Попробуйте сделать долгосрочное планирование и следите за своими успехами.
- Создайте вокруг себя удобную для работы обстановку.
- Избегайте промедления.
- Если вам нужна помощь, то просите о ней.
Тренинг “Рисование лидера”
Участвуют несколько групп. Каждой группе выдаётся лист бумаги формат А2, маркеры и фломастеры. Ведущий предлагает группе в течение 10 минут обсудить выполнение задания, при этом группа не касается материалов. Затем, следующие 10 минут группа рисует лидера, не произнося ни слова. По истечение этого времени группы представляют свои работы. В заключении ведущий с группой анализирует, что произошло в группе в момент работы: как себя чувствовал каждый, какую роль выполнял, почему на себя взял данную роль, была ли у него возможность высказаться, внести предложения, всех ли выслушали в процессе подготовки, была ли доброжелательность между членами группы.