Стереотипы клиента
Как мы уже установили в главе 5, существенное влияние на восприятие человека оказывают его стереотипы, главным образом, Ст- «против PR-объекта» и/или против PR-средства.
ПРИМЕР 47. Вначале массированная американская телереклама в Польше, несмотря на проведенные маркетинговые исследования, не была эффективной. Причина ? Недоверие поляков не к рекламируемым товарам, а именно к средству рекламы - ведь движение «Солидарность» ранее сформировало у населения стойкий стереотип «Телевидение лжет !>»...
К Ст относится и «Психологическая позиция» Клиента по отношению к
другим ресурсам: самому PR-объекту, имиджу фирмы и т.п. В простейшем случае, несколько переформулируя названия канадского
психотерапевта Эрика Берна, можно утверждать, что таких позиций четыре:
- Наблюдатель (или: рефлексивная позиция);
- Хозяин;
- Равноправный Партнер;
- поучаемый Ребенок-несмышленыш.
Переключение психологической позиции Клиента способно породить эмоционально-смысловое ударение, значимое для Клиента. Положительное, если он умело «возвышен» и отрицательное - если он внезапно «снижен».
ПРИМЕР 48. Космодром Байконур стремительно развивался и на него стало прибывать столько груза, что на шоссе, идущем с ближайшей станции, потребовалось установить шлагбаум. Написали объявление: «Срочно требуется дежурный переезда. Оклад 90 руб.» Повесили объявление в пристанционном поселке. Но местные жители проигнорировали его. Целый месяц никто не приходил в отдел кадров. Тогда в поселке появилось новое объявление: «Требуется начальник шлагбаума». Утром проблема с кадрами была решена.
ПРИМЕР 49. В центре по подготовке английских полицейских инспектор бесстрастно сообщает курсантам: сколько полицейских страдает от нервных срывов, сколько кончает жизнь самоубийством. Затем предлагает объяснить причины... Постепенно он подводит курсантов к новой точке зрения Наблюдателя, которую надо спокойно осознать и записать: «Это постоянное желание (стереотип) беспричинного подражания киногероям-суперменам Рэмбо, Шварцнегеру».
Новый подход в подготовке полицейских, журнал «Англия», 1988 г., N 3, стр. 35-36.
Более полный список психологических позиций Клиента приведен в Практическом приложении 4, а примеры изменения - в разделе «Разрешение противоречия в отношениях» Практического приложения 9.
В главе 5 мы познакомились с «вечными стереотипами», которые мгновенно домысливаются людьми при намеке на них. В PR-деятельности особое внимание следует уделять «вечным стереотипам», связанным в восприятии Клиентов с признаками: БОРЬБЫ и ПОБЕДЫ (ПОРАЖЕНИЯ); ГОСПОДСТВА и ПОДЧИНЕНИЯ Героев. Более подробно этот материал изложен в Главах 13 и 14.
ПОТОКИ
В традиционном маркетинге рекомендуется, прежде чем рекламировать Т/У, выявить и изучить «целевую группу» (target groop) - т.е. Клиентов, желающих и способных совершить покупку.
Исходя из опыта консультаций экспертов Системы «ТРИЗ-ШАНС», автор утверждает, что полезно ответить и на вопрос: через какие именно социальные потоки можно выйти на целевую группу Клиентов ?
Перечислим наиболее типовые потоки:
Клиенты + их окружение