Задача 2: умение услышать
Техники активного слушания
Будь первым, когда надо слушать,
и последним, когда надо говорить.
Э. М. Капиев
Одна восточная мудрость гласит: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего». И лексически и психологически слова «слушать» и «слышать» имеют абсолютно разный смысл.
! Напишите мини-эссе на тему «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего»
«Слышать» означает физически воспринимать звук, а «слушать» — не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Известно, что в английском языке для обозначения соответствующих оттенков служат разнокоренные глаголы «to hear» и «to listen».
Есть такая поучительная легенда. К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — задал вопрос удивленный ученик. «Потому, — ответил философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать». Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя XX в. Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами» (Панфилова А. П., 2001).
Умение слушать — это необходимое условие правильного понимания позиции партнера.
Активное слушаниепредполагает владение умениями самовыражения и действия и направлено на формулирование и решение коммуникативных задач, в то время как пассивное слушание — это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов.
В настоящее время принято выделять следующие техники активного слушания (табл. 1).
Таблица 1. Техники активного и пассивного слушания
Активное слушание | Пассивное слушание |
Попытки побудить партнера к разговору. | Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил. |
Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия. | Ожидание того, когда окажется в состоянии сказать нечто действительно интересное. Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание. |
Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме. | Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора. Ожидание того, когда партнер перестанет говорить. |
Техники активного слушаниянаправлены на решение двух основных задач: 1) умение разговорить; 2) умение услышать и понять.
Задача 1: умение «разговорить».
№ | Коммуникатив-ные техники | Определения | Как это сделать? |
1. | Открытые вопросы | Вопросы, предполагающие развернутый ответ | Начинаются со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? Где? Если…, то…? Какой? |
2. | Закрытые вопросы | Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т.п.) или ответы «да» или «нет» | Когда истекает срок сдачи проекта? Вас зовут…? Ты сможешь это сделать к завтрашнему дню? |
3. | Альтернативные вопросы | Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов | Ты затрудняешься ответить, руппму что не знаешь ответа, потому что ответ будет неприятным или потому что тебя просили мне пока ничего не сообщать? Сегодня вторник или среда? |
Задача 2: умение услышать.
№ | Техники | Определения | Как это сделать? |
1. | Вербализация, ступень А | Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером | Дословное повторение последних слов партнера Добавление цитат из высказываний партнера к собственным фразам (Итак, ты считаешь…(далее цитата)) |
2. | Вербализация, ступень Б | Перефразирование: краткая передача сути высказывания партнера | Лаконичная формулировка руппаго партнером |
3. | Вербализация, ступень В | Интерпретация: высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера | а) Уточняющие вопросы: Ты, наверное, имеешь в виду…? Вы, наверное, говорите это потому, что…?Б) пробные вопросы или условные гипотезы А может быть так, что ты считаешься, что…? А может быть так, что вы хотели бы…? |
Таблица 4. Техники регуляции напряжения.